Автор: Роева Ирина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ханты-Мансийского района Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск Наименование материала: Учебная программа Тема: "Введение в экологию" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ханты-
Мансийского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор Н.И.Фуртунэ
_______________________
«___»____________________2015г
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования детей
Эколого-биологического направления
«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ»
Для воспитанников 7-10лет
Срок реализации 4 года
Автор
программы:
Педагог
дополнительного
образования
Роева И.Н.
п. Бобровский, 2015г.
1
Пояснительная записка.
В современном мире количество информации удваивается каждые 10-15лет, в
связи с этим возникла необходимость построить систему образования так,
чтобы ребёнок умел «выживать» в постоянно меняющемся мире с огромным
потоком информации.
Экологическая
культура
является
стержнем
современного
образования
и
служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом.
Экологическое
образование
сегодня
–
это
основа
новой
нравственности,
нового мировоззрения, интенсивного комплексного совершенствования всех
его
аспектов
и
направлений,
это
опора
для
решения
многочисленных
вопросов
практической
жизни
людей
в
условиях
устойчивого
развития
общества. Формирование экологического поведения – это залог выживания
человека на нашей планете.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго
поколения предусматривает общекультурное, личностное и познавательное
развитие обучающихся, которое базируется на деятельностном подходе.
1.Введение.
Человек своим варварским отношением нанёс природе огромный ущерб и
сам
оказался
на
грани
катастрофы.
Чтобы
иметь
перспективу
своего
существования
на
Земле,
людям
необходимо
решать
экологические
проблемы. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и
доброе отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей
планете.
Экологическая
культура
поведения
становится
стержнем
современного
образования – это ключ к перестройке его современных систем и общества в
целом. Сегодня особенна актуальна роль экологического образования, как
основы
новой
нравственности
и
опоры
для
решения
многочисленных
вопросов практической жизни людей.
Актуальность и новизна: программа направлена на развитие личности в
рамках
деятельностного
подхода,
которое
обеспечивается
формированием
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы по
внеурочной деятельности.
2
Педагогическая целесообразность: заключается в формировании знаний
экологического
поведения,
исторического,
культурного
и
природного
наследия
родного
края,
формирование
навыков
изучения
природы
через
проектную деятельность, реализация идеи развития личности ребенка, его
т в о р ч е с к и х
с и л
и способностей,
воспитание
потребности
в
самообразовании.
Программа «Введение в экологию» включает 4е блока,
разработана для
обучающихся 7-10лет (1-4классов).
Цель:
формировать
экологическое
поведение,
через
познавательную
активность и самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о целостности органического мира.
сформировать знания о единстве человека-природы-общества.
познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой
природы.
Формировать исследовательские навыки.
Формировать
знания
и
умения,
способствующие
творческой
реализации обучающихся.
Развивающие:
Развивать интерес к познанию природы родного края, России.
Развивать познавательную активность, логическое мышление, память,
кругозор.
Развивать умение работать в коллективе.
Развивать навыки самообразования.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.
Обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его
общение с миром природы.
Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за
состояние окружающей среды и всего живого.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Предполагает
доступное изложение материала с учётом возрастных особенностей детей.
Краткие
сведения
о
коллективе.
По
данной
программе
занимаются
четыре
группы
ребят:
первого,
второго,
третьего
и
четвёртого
класса
МКОУ ХМР СОШ п.Бобровский. Состав постоянный. На первый год
3
выделено
33учебных
часа,
на
второй,
третий
и
четвёртый
год
по
34учебных часа. Занятия проходят один раз в неделю.
Особенности данной программы:
направлена на развитие духовно-нравственного, творческого и
исследовательского потенциала обучающихся;
учитывает
историко-культурную
и
этническую
специфику
ХМАО;
практические занятия связаны с использованием ИКТ;
С
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
на
занятиях
использую
интерактивные
игры,
презентации
в
сочетании
с
эвристической беседой, викторины, загадки, художественное и декоративно-
прикладное творчество, экскурсии в музей, в природу, беседы, конкурсы.
Освоение
экологического
материала
проходит
в
процессе
дружеского
общения
теоретической
части
занятия,
закрепление
теоретического
материала происходит в процессе самостоятельной практической творческой
деятельности:
художественное
и
декоративно-прикладное
творчество,
сочинения,
моделирование,
защита
проектов.
В
работе
над
творческим
проектом необходимо, чтобы ребёнок мог логически изложить материал. В
методе
обучения
проектированию
важно
разъяснить
р е бе н ку
последовательность
действий
и
операций,
связанных
с
созданием
творческого проекта.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой
наиболее
благоприятную
почву
для
становления
и
развития
у
него
многогранных
отношений
с
окружающим
миром
–
миром
природы
и
общества.
В
7
–
10
лет
высоко
стремление
к
активности
и
практической
деятельности,
ребенок
готов
участвовать
в
любом
предложенном
деле.
Выполняя какое – либо дело, он очень заинтересован той ролью, которая
выпадает
лично
ему.
Всегда
хочет
занимать
положение
человека,
выполняющего совместно со старшими ответственное дело. В начальной
школе
ребенок контактен, дружелюбен, легко вступает в общение со
сверстниками и взрослыми. Дети очень любознательны, поэтому не следует
упускать
возможность
развития
познавательных
интересов
ребят,
очень
благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности ума,
накопления
разнообразной
информации.
Наблюдается
направленность
интересов на внешний мир. Ребятам нравится овладевать новыми умениями,
предпочитают
яркое,
незнакомое,
любят
быстро
меняющиеся
события,
приключения. Могут настойчиво добиваться привлекательной цели. Однако
эмоциональная неустойчивость делает их
недостаточно способными на
длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком отдалена во
времени.
Успех
в
этом
возрасте
сообщает
деятельности
большой
4
эмоциональный
подъем
и
желание
повторить
удавшееся.
Неуспех
разочаровывает,
побуждает
оставить
задуманное.
Поэтому
очень
важно
признавать даже самые маленькие победы.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное
отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность
при
выполнении
самостоятельных
заданий,
трудолюбие
и
прилежание,
аккуратность
и
старательность,
умение
самостоятельно
действовать
и
отвечать
за
свои
поступки,
организовывать
собственную
деятельность,
привлекать
к
сотворчеству
родителей.
Понимание
роли
человека
во
взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-
человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в
обществе.
Предметные
результаты:
осознание
целостности
окружающего
мира,
приобретение
обучающимися
экологического
опыта,
через
конкретную
самостоятельную
деятельность,
для
расширения
базовых
знаний,
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности.
К метапредметным результатам относятся:
Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и
анализировать. Владеть способами получения информации, методами
представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос
моделирование, поиск, защита проекта.
Регулятивные УУД - умение организовывать, планировать различные
виды
деятельности:
творческую,
поисковую,
исследовательскую.
Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать,
рассуждать
–
способность
в
связной
форме
передать
результаты
изученного, логически последовательно изложить материал.
Предполагаемые результаты программы, ребёнок:
осознаёт
целостность
окружающего
мира,
расширил
знания
об
объектах и явлениях природы;
осознаёт
тесные
связи
между
человеком
и
природой,
понимает
взаимозависимость
существования
природы,
человека,
общества.
Понимает ответственность за состояние окружающей среды;
овладел
методами
изучения
окружающего
мира:
наблюдением,
поиском, моделированием, проектированием.
расширил кругозор, развил познавательные и творческие способности,
память,
логическое
мышление,
наблюдательность,
внимательность,
уверенность в себе.
Научился
работать
в
коллективе,
в
группе,
в
сотворчестве
с
родителями, самостоятельно.
Использует полученные знания на практике.
Прогнозируемые результаты обучения.
5
В результате изучения курса образовательной программы «Введение в
экологию»
учащиеся должны знать:
- особенности природы и исторического развития Югорского края;
- правила поведения в природе;
- богатства Югорской земли;
- разнообразие растительного и животного мира родного края;
- редкие растения и животных Красной книги ХМАО;
- категории редкости растений и животных;
- основные типы экосистем Югорского края;
- правила ЗОЖ;
- ООПТ ХМАО;
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для
человека;
- антропогенное влияние человека на природу;
- вопросы рационального природопользования;
- какую посильную помощь дети могут внести в дело охраны природы;
учащиеся должны уметь:
- проводить поиск, создавать творческий проект;
- отличать съедобные, лекарственные, редкие и ядовитые растения;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- отвечать на проблемные вопросы, находить выход из нестандартных
экологических ситуаций.
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- работать в сотворчестве с родителями, родными и друзьями;
- выполнять посильную работу по охране природы;
-выпускать информационные экологические листовки, газеты, для
населения родного посёлка;
-создавать экологический плакат в защиту природы;
- пропагандировать знания об охране природы.
2.Направленность программы «Введение в экологию».
По содержанию программа является эколого-биологической.
По функциональному предназначению -учебно-познавательной.
По форме организации – кружковой.
По времени реализации – 4х годичной.
Программа
разработана
в
соответствии
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373,
зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный
номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от
26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля
2011
г.,
регистрационный
номер
19707),
с
Концепцией
духовно-
6
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
с
планируемыми результатами начального общего образования, с концепцией
развития
дополнительного
образования,
с
требованиями
образовательной
программы учреждения МБУ ДО ХМР «Центра детского (подросткового)
п.Луговской,
с
учётом
требований
основной
образовательной
программы
МКОУ ХМР СОШ п.Бобровский.
3.Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса:
Материально-техническую
поддержку
о с у щ е с т в л я е т
образовательное учреждение, реализующее данную программу.
Кабинет. Мебель: столы одноместные – 10 шт., стулья – 10 шт., полки – 4шт.
Технические
средства:
цифровой
фотоаппарат
–
1шт.,
персональный
компьютер -1шт., принтер – 1шт., мультимедийное оборудование – 1шт.
Канцелярские принадлежности: фломастеры – 20 шт., простые карандаши –
20шт., ручки шариковые – 20шт., ластики – 20шт., альбомы-20шт., тетради
-20шт., ватманы – 20шт., пластилин – 10шт., цветная бумага – 10шт, цветной
картон – 10шт, Клей-карандаш – 20шт.
Информационное обеспечение образовательного процесса (подбирается на
основе опыта других педагогов и разрабатывается самим педагогом: беседы,
презентации, вопросы, задания, тесты, карточки и пр., а так же разработки
занятий, обязательно включает диагностичные цели и задачи).
4.Механизм контроля и оценки получаемых результатов.
Текущий контроль основан: на выполнении тестовых заданий, анкет;
заполнении карточек для опроса воспитанников;
выполнении заданий на
обобщающих занятиях по разделам и темам.
5. Список литературы используемой учителем.
1.
Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». /
А.В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3
2.
Досуговые
программы
для
детей
и
подростков.
Проектирование.
Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.
3.
Михеева
Л.Н.
«Праздники.
Традиции
и
ремесла
народов
России».
Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
4.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014г.
5.
Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель
– 2014г.
6.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2
ч.Ч1./
М.Ю.Демидова,
С.В.Иванов
и
др.
под
ред.
Г.С.Ковалевой;
О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.
7.
Региональные
программы
по
экологии
для
образовательных
учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова,
Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.
7
8.
Смирнов
Д.В.
«Юный
турист:
изучаю
родной
край».
Издательский
центр «Вентана-Граф», 2011
9.
Учусь создавать проект. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., РОСТкнига 2012г.
10.Образовательные ресурсы интернета.
6.Список литературы, рекомендуемый для учащихся:
1.
Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б.,
Дрофа – 2008г.
2.
Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель – 2004г.
3.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков
А.А., Румянцев А.А., Просвещение -2014г
4.
Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014г.
5.
Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001г.
6.
Царство цветов. Москва – 2008г.
7.
Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г.
8.
Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.
9.
Я – исследователь. Савенков А.И., изд. ДомФ – 2014г.
10.Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника
11.Я познаю мир (животные), Москва – АСТ 2000г.
12.Красная книга Росси.
13.Красная книга Тюменской обл.
14.Красная книга ХМАО.
7.Учебно- тематическое планирование.
Учебно-тематический
план
(УТП)
составляется
в
соответствии
с
продолжительностью реализации программы, раскрывает подачу материала
по темам (разделам). После перечня тем выводится общая сумма часов за
учебный год. УТП может иметь вариативную часть (календарные изменения,
корректировка программы, дифференцирование сложности материала и пр.)
1 класс ФГОС 1час в неделю 33уч. часа
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Ι
«Что такое экология?»
2
1.1.
Введение в экологию. Рассказ учителя,
основные понятия: экология, природа,
окружающая среда.
1
2-8
сентября
1.2.
Игра «Цветок жизни». Взаимосвязь всех
живых организмов.
1
9-15
сентября
ΙΙ
«Сезонные изменения в природе. Осень.»
9
2.1.
Осень. Особенности времени года. Беседа,
наблюдения.
1
16-22
сентября
2.2.
Сезонные изменения в жизни растений.
Листопад. Экскурсия, беседа, наблюдения.
(Д/з: поиск информации о съедобных
грибах)
1
23-29
сентября
2.3.
Грибное царство. Съедобные грибы.
Эвристическая беседа. Лепка. (Д/з: поиск
1
1-6
октября
8
информации о не съедобных грибах)
2.4.
Грибное царство. Ядовитые грибы.
Эвристическая беседа. Художественное
творчество. (Д/з: поиск «Какую осень знаю
я?..»)
1
7-13
октября
2.5.
Сообщения об осени. Художественное
творчество «Разноцветная осень».
1
14-20
октября
2.6.
Экскурсия «Сезонные изменения в
природе». Наблюдения, (Д/з: зарисовка
полученных на экскурсии данных).
1
21-27
октября
2.7.
Сезонные изменения в жизни животных.
Перелёты птиц осенью. Эвристическая
беседа. Построение модели: птицы
улетающие и птицы зимующие. (Д/з: поиск,
подготовить сообщение о животных
меняющих на зиму окраску)
1
28октября-
3ноября
2.8.
Сезонные изменения в жизни животных.
Смена окраски шерсти млекопитающих.
Построение таблицы «Меняющие окрас».
(Д/з: поиск, подготовка сообщения «осенние
хлопоты животных»)
1
11-17
ноября
2.9.
Подготовка животных к зиме. Сообщения.
1
18-24
ноября
ΙΙΙ
«Сезонные изменения в природе. Зима.»
8
3.1.
Зима. Особенности времени года.
Эвристическая беседа.
1
25 ноября
-1декабря
3.2.
Снег - особое состояние воды. Проведение
опытов. (Д/з: создать снежинку из
подручных материалов)
1
2-8
декабря
3.3.
Необычные формы снежинок. Беседа,
рассказ педагога, сообщение по Д/з.
1
9-15
декабря
3.4.
Зимняя спячка. (медведь, барсук, ёж, белка)
Беседа, самостоятельные выводы ребят. (Д/з:
принести пластмассовую бутылку, чулок,
тетропак, верёвку 50см, сухие хлебные
крошки, зёрна, крупу.)
1
16-22
декабря
3.5.
Зимующие птицы (воробьи, синицы,
свиристели, снегири и пр.) изготовление
простых кормушек.
1
23-29
декабря
3.6.
Особенности зимовки растений.
Эвристическая беседа. Рассказ педагога.
Художественное творчество. (Д/з: поиск,
подготовить сообщение о животном не
впадающем зимой в спячку)
1
13-19
января
3.7.
Жизнь животных зимнего леса (волк, лиса,
заяц, рысь, лось) Беседа. Сообщения ребят.
1
20-26
января
3.8.
Экскурсия «Зимняя сказка». Наблюдения за
сезонными изменениями в природе. (Д/з:
зарисовать всё, что увидели на экскурсии,
подготовить сообщение по рисунку)
1
27января-
2февраля
IV
«Сезонные изменения в природе. Весна.»
9
9
4.1.
Весна. Особенности времени года.
Эвристическая беседа.
1
3-9
февраля
4.2.
Возвращение перелётных птиц.
Изготовление аппликации « Зазвенела
капель – птицы песни поют!» (Д/з:
подготовить сообщение о наступлении
весны «Я весну узнаю по сосулькам» ).
1
10-16
февраля
4.3.
Пробуждение природы. Эвристическая
беседа, сообщения ребят.
1
17-23
февраля
4.4.
Весенние первоцветы. Морфологические
особенности первых цветов – работа с
иллюстрациями, выводы ребята делают
сами. Проведение опытов. Выводы ребята
делают сами.
1
24февраля
-
2марта
4.5.
Пробуждение животных. Игра «Я знаю,
что…» Художественное творчество «Весна».
1
3-9
марта
4.6.
Экскурсия на пришкольный участок «Звенит
весенняя капель». Наблюдения за
сезонными изменениями в природе. (Д/з:
описать всё, что увидел на экскурсии)
1
10-16
марта
4.7.
Сообщение Д/з. Эвристическая беседа
«Человек и природа», выводы ребят. (Д/з:
поиск ответа «Что такое Красная книга? В
чём её секрет?»)
1
17-23
марта
4.8.
Красная книга. Сообщения ребят, просмотр
презентации для закрепления материала,
выводы делают сами ребята. (Д/з:
подготовить сообщение в рисунках или
фотографиях в сотворчестве с родителями
« Лето – это…»)
1
1-6
апреля
V
«Сезонные изменения в природе. Лето.»
3
5.1.
Экскурсия в лес «Лето, здравствуй!»
наблюдения за сезонными изменениями в
природе. (Д/з: описать всё, что увидел на
экскурсии).
1
7-13
апреля
5.2.
Эвристическая беседа «Моя малая Родина –
частица России». Выводы ребят.
1
14-20
апреля
5.3.
Экскурсия «Люблю берёзку русскую…»
(Д/з: повторить темы о сезонных
изменениях в природе, повторить термины
«природа», «экология», «окружающая
среда», «сезонные изменения в
природе».самостоятельно вырезать из
цветной бумаги буквы- название одного из
времён года для проекта)
1
21-27
апреля
VI
«Подготовка и защита проектов»
2
6.1.
Создаём свой проект о сезонных изменениях
в природе, используя рисунки, поделки и
сообщения ребят всего класса. Закрепление
изученного в непринуждённой беседе, в
процессе работы над проектом.
1
28апреля-
4мая
10
6.2.
Защита проектов в виде стендового доклада.
Подведение итогов по программе.
1
12-18мая
ИТОГО:
33
2 класс ФГОС 1час в неделю 34уч. часа
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Ι
«Осень»
12
1.1.
Знакомство с программой. Анкета -
выявление интереса детей к природе.
Инструктаж по т/б.
1
2-8
сентября
1.2.
Беседа. Природа в жизни каждого человека.
Правила разумного поведения в природе.
1
9-15
сентября
1.3.
Рисуем свои иллюстрации к каждому
правилу.
1
16-22
сентября
1.4.
Экскурсия на пришкольный участок. Беседа
о культурных растениях. Фенологические
наблюдения. (В случае плохой погоды
-художественное или декоративно-
прикладное творчество)
1
23-29
сентября
1.5.
Экскурсия на пришкольный участок. Сбор
природного материала для поделок.
1
1-6
октября
1.6.
«Здравствуй, осень золотая!» - фото и
художественные зарисовки осени.
1
7-13
октября
1.7.
Беседа «Овощеводство».
Лепка даров осени.
1
14-20
октября
1.8.
Беседа «Природа готовится к зиме»
(подготовка зверей, птиц и растений к зиме)
1
21-27
октября
1.9.
Работа экологической мастерской. Мастерим
поделки из природного материала
1
28октября-
3ноября
1.10
.
Подготовка к выставке рисунков «Природа
родного края». Художественное творчество.
1
11-17
ноября
1.11.
Подготовка к выставке рисунков «Природа
родного края». Художественное творчество.
1
18-24
ноября
1.12
.
Оформляем выставку художественного и
декоративно-прикладного творчества ребят.
1
25 ноября
-1декабря
ΙΙ
«Зима»
12
2.1.
Беседа «Земля укрыта белым покрывалом».
1
2-8
декабря
2.2.
«Следы на снегу»- игровое занятие.
1
9-15
декабря
2.3.
Птицы зимой.
1
16-22
декабря
2.4.
Художественное творчество, подготовка к
выставке «Зимние узоры».
1
23-29
декабря
2.5.
Познавательно-развлекательная игра
«Тропинками родного края».
1
13-19
января
2.6.
Экскурсия в лес «Зимние сны деревьев»
1
20-26
января
2.7.
Сочинение «Что снится деревьям зимой?»
1
27января-
2февраля
11
2.8.
«И летят, летят снежинки…» - аппликация.
1
3-9
февраля
2.9.
Животный и растительный мир ХМАО
1
10-16
февраля
2.10
.
Красная книга – сигнал тревоги.
1
17-23
февраля
2.11.
Проект «Моя первая Красная книга»
1
24февраля
-
2марта
2.12
.
Проект «Моя первая Красная книга»
1
3-9
марта
ΙΙΙ
«Весна»
10
3.1.
Декоративно-прикладное творчество,
создаём открытки к весенним праздникам.
1
10-16
марта
3.2.
Экскурсия «Весна-Красавица». Беседа
«Подснежники»
1
17-23
марта
3.3.
Викторина «Нарядные первоцветы»
1
1-6
апреля
3.4.
Познавательное занятие «Жители
поднебесья», посвящённое Дню птиц.
1
7-13
апреля
3.5.
Развлекательно-познавательная игра
«Путешественник-отличник».
1
14-20
апреля
3.6.
Праздник «День Земли»
1
21-27
апреля
3.7.
Игровое занятие «Вопросы-почемучки».
Вопросы обо всём, что мы хотим узнать о
природе.
1
28апреля-
4мая
ΙV
«Лето»
3
3.8.
Поход в лес. Инструктаж по т/б.
1
5-11 мая
3.9.
Поход в лес. Инструктаж по т/б.
1
12-18 мая
3.10
.
Игровое занятие «Экологический
калейдоскоп». Проверка знаний. Подведение
итогов по программе.
1
19-25мая
ИТОГО:
34
3 класс ФГОС 1час в неделю 34уч. часа
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Ι
«Вновь осени прекрасные мгновенья…»
3
1.1.
“Исследуем, проверяем, ищем и находим…”
1
2-8
сентября
1.2.
Разноцветная ярмарка (подготовка к выставке
рисунков об осени, художественное
творчество)
1
9-15
сентября
1.3.
Объемная аппликация “Осень… -Очей
очарованье”.
1
16-22
сентября
ΙΙ
«Лес - верный друг человека»
6
2.1.
Лёгкие нашей планеты
1
23-29
сентября
2.2.
В лесу, говорят, в бору, говорят
1
1-6
12
октября
2.3.
Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение
и исследование).
1
7-13
октября
2.4.
Творим чудеса своими руками “Дарами край
сибирский наш богат…”
1
14-20
октября
2.5.
Сколько лет дереву?
1
21-27
октября
2.6.
Экология души. Моя малая Родина. (экскурсия
по родному посёлку)
1
28октября-
3ноября
ΙΙΙ
«Наш Сибирский край – край лесов и
лесных богатств»
5
3.1.
Наши леса и лесные чудеса.
1
11-17
ноября
3.2.
Фотозарисовки сибирской тайги. Беседа о
нашей тайге.
1
18-24
ноября
3.3.
Поисковая работа “Куда исчезли бобры?”.
1
25 ноября
-1декабря
3.4.
Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН)
1
2-8
декабря
3.5.
Самое страшное – это пожар (художественное
творчество)
1
9-15
декабря
ΙV
«Достучаться до каждого сердца»
5
4.1.
«Чудо природы» – выпуск экологической
газеты для жителей родного посёлка о
бережном отношении ко всем живым
существам.
1
16-22
декабря
4.2.
Беседа «Красная книга- сигнал тревоги!»,
просмотр роликов о Красной книге.
1
23-29
декабря
4.3.
За щитом Красной книги (изучение фауны и
флоры, Красной книги ХМАО). Составление
списка редких видов.
1
13-19
января
4.4.
Наш могучий Иртыш. (экскурсия на берег
р.Иртыш)
1
20-26
января
4.5.
Беседа «Если хочешь жить долго - посади
дерево»
1
27января-
2февраля
V
«Тихий уголок детства»
6
5.1.
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (беседы
о жизни родного посёлка)
1
3-9
февраля
5.2.
Наше экологическое богатство (наблюдение за
экосистемами)
1
10-16
февраля
5.3.
Подготовка к выставке «Жители поднебесья»
(художественное и декоративно-прикладное
творчество)
1
17-23
февраля
5.4.
В гостях у Фитодара. Завариваем целебные
чаи.
1
24февраля-
2марта
5.5.
День птиц (конкурс на лучший скворечник;
создаётся в сотворчестве с родителями) Беседа
о птицах «Крылатая страна»
1
3-9
марта
5.6.
Творческая работа- сочинение “Родина
любимая моя”.
1
10-16
марта
13
VΙ
«Земля - наш общий дом»
4
6.1.
Беседа о спасении нашей планеты, об
экологических проблемах.
1
17-23
марта
6.2.
Экономика должна быть экономной Беседы.
(рекламные ролики об экономии воды,
электроэнергии и пр.)
1
1-6
апреля
6.3.
Спасение муравейников (ограждение
муравейников)Беседа о помощи растительному
и животному миру.
1
7-13
апреля
6.4.
Фотоконкурс «Остановись, мгновение!», « Ты
прекрасна родная земля!» ( В сотворчестве с
родителями)
1
14-20
апреля
VΙΙ
«Экологические катастрофы - беда нашей
планеты»
5
7.1.
Человек, ты задуматься должен, что оставишь
ты после себя? «Берегите природу» ( конкурс
стихотворений в защиту природы)
1
21-27
апреля
7.2.
Мы – против загрязнения (сбор подписей)
Самостоятельная работа – создание
экологического плаката «Берегите Землю».
1
28апреля-
4мая
7.3.
Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
1
5-11 мая
7.4.
Бери рюкзак и… в гости к Лешему … (поход)
1
12-18 мая
7.5.
Подведение итогов. «Солнце, воздух и вода –
наши верные друзья!» ЗОЖ (подвижные игры
на свежем воздухе)
1
19-25мая
ИТОГО:
34
4 класс ФГОС 1час в неделю 34уч. часа
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Ι
«В мамонтовом краю»
3
1.1.
“В мамонтовом краю”
1
2-8
сентября
1.2.
Находки древнекаменного века: мамонт и
шерстистый носорог.
1
9-15
сентября
1.3.
Посещение музея сельской библиотеки
п.Бобровский.
1
16-22
сентября
ΙΙ
«Полезные ископаемые»
4
2.1.
Полезные ископаемые нашего края.
1
23-29
сентября
2.2.
Нефть и природный газ. «Чёрное золото
сибири».
1
1-6
октября
2.3.
Художественное творчество по теме «Чёрное
золото сибири».
1
7-13
октября
2.4.
Творим чудеса своими руками “Дарами край
сибирский наш богат…”
1
14-20
октября
ΙΙΙ
«Разнообразие растительного и животного
мира ХМАО»
10
3.1
Экосистема. Основные составляющие
1
21-27
14
биогеоценоза. Устойчивость, развитие,
изменение.
октября
3.2.
Основные типы экосистем ХМАО. (лесные,
болотные, водные, луговые).
1
28октября-
3ноября
. 3.3.
Художественное творчество. Закрепление темы
«Основные типы экосистем ХМАО.»
1
11-17
ноября
3.4.
Зачем сохранять болота?
1
18-24
ноября
3.5.
Круговорот веществ в экосистеме.
1
25 ноября
-1декабря
3.6.
Как умирает дерево?
1
2-8
декабря
3.7.
Кто такие ксилотрофы?
1
9-15
декабря
3.8.
Почему исчезают насекомые?
1
16-22
декабря
3.9.
Санитары леса.
1
23-29
декабря
3.10.
Кто очищает наши реки, или живые
очистители водоёмов.
1
13-19
января
ΙV
«Сохраним природу живой»
10
4.1.
«Гибель природы – это гибель всего
человечества» .
1
20-26
января
4.2.
ООПТ ХМАО. «Заповедными тропами».
1
27января-
2февраля
4.3.
ООПТ ХМАО.
1
3-9
февраля
4.4.
ООПТ ХМАО.
1
10-16
февраля
4.5.
Д.И.Менделеев об освоении Крайнего Севера.
1
17-23
февраля
4.6.
Рациональное природопользование.
1
24февраля-
2марта
4.7.
Растительный мир ХМАО.
1
3-9
марта
4.8.
Отдых в лесу.
1
10-16
марта
4.9.
Сочинение по теме «Отдых в лесу».
1
17-23
марта
4.10.
Охрана природы.
1
1-6
апреля
V
«Наше здоровье в наших руках»
7
5.1.
ЗОЖ
Полезные привычки. Правильное питание.
1
7-13
апреля
5.2.
Качество жизни. Закаливание.
1
14-20
апреля
5.3.
Народная медицина.
1
21-27
апреля
5.4.
Баня и здоровье.
1
28апреля-
4мая
15
5.5.
Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит.
1
5-11 мая
5.6.
Кодекс здоровья.
1
12-18 мая
5.7.
Обобщающее занятие.
1
19-25мая
ИТОГО: