Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"


Автор: Никитина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 3 дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Цель:
показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей
Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни . 2. Пропаганда здорового образа жизни. 3. Создание здоровьесберегающей среды в группе. 4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Актуальность темы:
 В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.  Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует телевизор.  Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.  Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность. «
Здоровье – это состояние полного

физического, душевного и социального

благополучия, а не только отсутствие

физических дефектов».

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых детей. Причиной резкого ухудшения здоровья детей дошкольного возраста являются:  неблагоприятная экологическая обстановка;  ухудшение состояния здоровья матерей;  малоподвижный образ жизни;

 неполноценное питание;  отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;  безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Значительное ухудшение здоровья детей стало проблемой. Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения. Основой здоровьесберегающей технологии в детском саду является соблюдение следующих принципов: 1. учет возрастных особенностей детей. 2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения; 3. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребёнка. Когда дети находятся в детском саду применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:  положительный эмоциональный настрой
 подача материала доступным рациональным способом;  наглядность;  смена видов деятельности (, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, и играю)  физкультминутки, пальчиковая и артикуляционная гимнастика

 групповая работа, индивидуальная работа.  игра, игровые моменты;  гимнастика;  самомассаж, точечный массаж;  воспитательные моменты (беседы);  санитарно – гигиенические условия; Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние детей. 1. Большое значение имеет микроклимат вгруппе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в детский сад, если в чистой, уютной группе его встречает добрый взгляд воспитателя и его друзья. Очень важен положительный эмоциональный настрой, который устраняет страх и создаёт ситуацию успеха. 2. Оптимальный темп проведения занятия ,позволяет детям сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. 3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной ребёнку, с учетом его возрастных особенностей.

4. Наглядность, используемая на занятии, повышает интерес детей к занятию. В качестве наглядности воспитатели активно используют картинки, игрушки, муляжи фруктов и овощей и т.д. 5. Смена видов деятельности 6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в детском саду большое значение имеют физические упражнения, подвижные игры, закаливающие процедуры и соблюдение правил личной гигиены. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, активизирует деятельность жизненно важных органов . Физкультминутки – естественный элемент, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме. Например: Мы становимся все выше, Достаем руками крышу На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз. Мы играли, мы играли И тогда мы все устали, Ручками похлопали: Раз, два, три. Ножками потопали: Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять играть начнем.
Длительность проведения физкультминуток 3-5 минут. Комплекс состоит из 7-9 упражнений. 7. Часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и методами помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Большое оздоровительное значение в режиме дня детей имеет подвижная игра.. Игра – это хороший отдых ; она снимает чувство усталости, тонизирует нервную систему, улучшает эмоциональное состояние . 8 . Воспитатели в течении дня активно используют различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица. 9. Самомассаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение. 10. Для внимательного отношения к своему здоровью воспитатели проводят воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит занятий, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Беседы с родителями в процессе которых воспитатель знакомит их с основными принципами организации здорового образа жизни, правильного питания, игр и занятий детей. 11. Немаловажную роль в здоровьесбережении детей играет санитарно - гигиеническое состояние группы, её освещенность. Во второй младшей группе особое внимание уделяется формированию навыков личной гигиены, воспитанию культуры поведения и правилам самосохранения. В течении года проводятся занятия, в которых дети сами принимают активное участие. С большим удовольствием ребята делают гимнастику в кроватях по окончании дневного сна, выполняют закаливающие процедуры( ходят босяком по массажной дорожке, обтирают шею и лицо ватным диском смоченным холодной водой). Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся. Изложенные выше технологии показывают, что внедрение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического состояния детей в целом, активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья своих детей. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду, позволяют сделать воспитательный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!