Автор: Никитина Марина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 3 дошкольное отделение Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния
здоровья и качества жизни детей
Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и
повреждений, связанных с социальными аспектами жизни .
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Создание здоровьесберегающей среды в группе.
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Актуальность темы:
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов,
которые предъявляются современному обществу.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует телевизор.
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность
родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно
готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
« Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов».
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние
здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и
государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз
на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей:
увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых
детей. Причиной резкого ухудшения здоровья детей дошкольного возраста являются:
неблагоприятная экологическая обстановка;
ухудшение состояния здоровья матерей;
малоподвижный образ жизни;
неполноценное питание;
отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало проблемой.
Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как совокупность тех
принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные
технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Основой здоровьесберегающей технологии в детском саду является соблюдение
следующих принципов:
1. учет возрастных особенностей детей.
2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
3. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения
работоспособности и расширения функциональных возможностей организма
ребёнка.
Когда дети находятся в детском саду применяются следующие элементы
здоровьесберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, и играю)
физкультминутки, пальчиковая и артикуляционная гимнастика
групповая работа, индивидуальная работа.
игра, игровые моменты;
гимнастика;
самомассаж, точечный массаж;
воспитательные моменты (беседы);
санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих
технологий на состояние детей.
1. Большое значение имеет микроклимат вгруппе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить в детский сад, если в чистой, уютной группе
его встречает добрый взгляд воспитателя и его друзья. Очень важен положительный
эмоциональный настрой, который устраняет страх и создаёт ситуацию успеха.
2. Оптимальный темп проведения занятия ,позволяет детям
сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной
ребёнку, с учетом его возрастных особенностей.
4. Наглядность, используемая на занятии,
повышает интерес детей к занятию.
В качестве наглядности воспитатели активно используют картинки, игрушки, муляжи
фруктов и овощей и т.д.
5. Смена видов деятельности
6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в детском саду
большое значение имеют физические упражнения, подвижные игры,
закаливающие процедуры и соблюдение правил личной гигиены.
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма,
активизирует деятельность жизненно важных органов .
Физкультминутки – естественный элемент, который обусловлен физиологическими
потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление
различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы играли, мы играли
И тогда мы все устали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять играть начнем.
Длительность проведения физкультминуток 3-5 минут. Комплекс состоит из 7-9
упражнений.
7. Часто применяется игровая технология. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и
методами помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня детей имеет подвижная игра.. Игра –
это хороший отдых ; она снимает чувство усталости, тонизирует нервную систему,
улучшает эмоциональное состояние .
8 . Воспитатели в течении дня активно используют различные виды
гимнастики.
Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, развивает
мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий
мозга, активизировать детей.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия
напряжения с глаз.
Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает
подвижность мышц лица.
9. Самомассаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.
10. Для внимательного отношения к своему здоровью воспитатели
проводят воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных
привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много
проходит занятий, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного
отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть
здоровым, вести здоровый образ жизни. Беседы с родителями в процессе которых
воспитатель знакомит их с основными принципами организации здорового образа жизни,
правильного питания, игр и занятий детей.
11. Немаловажную роль в здоровьесбережении детей играет
санитарно - гигиеническое состояние группы, её освещенность.
Во второй младшей группе особое внимание уделяется формированию навыков личной
гигиены, воспитанию культуры поведения и правилам самосохранения. В течении года
проводятся занятия, в которых дети сами принимают активное участие. С большим
удовольствием ребята делают гимнастику в кроватях по окончании дневного сна,
выполняют закаливающие процедуры( ходят босяком по массажной дорожке, обтирают
шею и лицо ватным диском смоченным холодной водой).
Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на
единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не
только задачи защиты здоровья детей от угрожающих патогенных воздействий, но и
задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение здоровьесберегающией
технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению
психологического состояния детей в целом, активно приобщает родителей к работе по
укреплению здоровья своих детей.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду, позволяют
сделать воспитательный процесс для ребенка более комфортным, повышает
эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.