"Культурно- гигиенические навыки детей в три года"
Автор: Латынцева Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка" Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск Наименование материала: конспект родительского собрания Тема: "Культурно- гигиенические навыки детей в три года" Раздел: дошкольное образование
«Культурно-гигиенические навыки детей в три года»
Ваши дети растут не по дням, а по часам, всё больше радуют и
удивляют вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в
кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно
ребенок лишь нежно аукал, и во уже первые «нет», «не хочу», «не буду».
«Ну что за неряха! » - в сердцах восклицает иной родитель, будто не
причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не
врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки,
которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура
еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам,
поддержание порядка в окружающей обстановке.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать
этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом
обязательно учитывается возрастная особенность детей - стремление к
самостоятельности. Слайд(таблица 1)
Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну
конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Для малыша лучшим
примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным
правилом - детские стихи, потешки. Ему трудно запомнить ваши слова и
доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с
удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вам и вашим
малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса!
Я вам предлагаю заполнить анкету, ответить на вопросы, которые
касаются культурно - гигиенических навыков вашего ребенка, т. е., что
ребенок уже умеет делать, какими навыками он обладает и как он это
делает (самостоятельно или с помощью взрослого) .
Анкета.
Соблюдение правил
личной гигиены
Ответы
Да (+)
Нет (-)
Соблюдение
правил
поведения за
столом
Ответы
Да (+)
Нет (-)
Соблюдение правил
в процессе
одевания
(раздевания)
Ответы
Да (+)
Нет (-)
Умеет правильно
намыливать руки и
тщательно смывать
Правильно
держит ложку
(вилку)
Самостоятельно
одевается
(раздевается) в
мыло водой
определенной
последовательности,
застегивает
пуговицы
Умеет самостоятельно
пользоваться
полотенцем
Ест аккуратно,
хлеб откусывает,
а не ломает
Складывает (вешает)
предметы одежды в
свой шкафчик
(стульчик)
Умеет пользоваться
расчёской
Пользуется
салфеткой после
еды
Замечает непорядок
в одежде и устраняет
его при небольшой
помощи взрослого
Каким путем можно это достичь? «Созданием условий, чтобы был
пример для подражания, несложные действия позволять ребенку
совершать самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное
достижение и тогда у ребенка будет много положительных эмоций, делать
это систематически (сначала ребенок воспримет процесс, как интересную
игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо
сформировать у малыша привычку и объяснить почему надо это делать и
самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру,
сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь
легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции».
Мы вам предлагаем потешки, стишки, которые вы можете
использовать в домашних условиях при формировании навыков
самообслуживания у вашего ребёнка. Приложение №1.
А сейчас мы попросим некоторых родителей поделиться опытом и
познакомить нас с приёмами и методами, которые они используют
формирования КГН в семье (обыгрываются ситуации с другими
родителями).
Стихи, потешки для формирования КГН у детей младшего
дошкольного возраста.
***
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
***
Носовой платок в кармашке,
Будем нос им вытирать.
Чтобы носик, наш курносик,
Снова чистым был опять.
***
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
***
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда - обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели.
***
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два! Застегнем
застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки. На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два! А теперь на
ножки -
носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то
вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два! Хоть устали
одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
***
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Слово "кашку" в зависимости от меню
малыша можно заменить на "йогурт",
"супчик", "мяско", "творог" и т.д.
***
Ручки мыли,
Щечки мыли,
Hосик мыли
(можно перечислять все, что
захочешь)
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые
***
Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай
И смелее управляй!
***
Это хорошая девочка.
Ее зовут Маша.
А это ее тарелочка.
А в тарелочке…
Нет не каша, нет не каша.
Села Маша, съела кашу,
Всю сколько дали!
***
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, и ножка - два!
А теперь на ножки -
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, и ножка - два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
Надо маму одевать,
И скорей идти гулять!
***
Подстригаем ноготки.
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок-цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный,
На посту всегда стоит,
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок-цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней,
Прятались, смеялись,
Скакали, кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок-цок!
Пальчик указательный -
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок-цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье,
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок-цок!
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету-плету-плету, приговариваю:
Ты расти расти коса,
Всему городу краса!
***
Расти, коса,
До пояса,
Не вырони
Ни волоса.
Расти, коса,
Не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
ПРО БОРЮ
Жил на свете мальчик Боря,
Не любил он одеваться,
Он всё время с мамой спорил,
Начинал сопротивляться:
- Не надену это майку,
И колготки, и штаны!
Пусть рубашку носит зайка!
Мне носочки не нужны!
Свитер не люблю - колючий!
Шапку надевать не буду!
Вот какой он был вреднючий,
Не мальчишка - чудо-юдо!
Надоело маме спорить,
Хулигана убеждать.
И сказала мама Боре:
- Не пойду с тобой гулять!
Кто оделся - пусть гуляет
И в песочнице шалит
А Бориска поскучает,
Без колготок посидит!
- Там же все мои друзья! -
Вдруг опомнился мальчишка,
- Вышли все, а как же я?
Где носочки? Где штанишки?!
Посмотрите: что за чудо?
Начал Боря одеваться,
И сказал он нам: - Не буду
Больше с мамой пререкаться!
Он помог одеться маме,
И пошёл гулять с друзьями.