Автор: Кочегарова Юлия Сергеевна Должность: логопед Учебное заведение: ГУ ТО "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ №2" Населённый пункт: Тульская область г. Алексин Наименование материала: буклет Тема: КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ №2»
КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Видимо
каждую
семью,
где
растет
малыш,
беспокоит
вопрос,
как
обеспечить
полноценное
развитие
ребенка
в
дошкольном
возрасте
целом,
и
речевое
развитие
в
частности.
Развитие
речи
ребенка
начинается
с
самого
рождения.
Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все
то, что делают родители для общего и речевого развития
своего
ребенка
имеет
большое
значение
для
всей
дальнейшей его жизни.
Речи
необходимо
учить,
прежде
всего,
путем
личного
примера.
Ребенок
должен
слышать
правильную,
четкую
речь,
желательно,
чтобы
отец
и
мать
разговаривали
с
малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что
именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем
и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его
жизни.
Советы родителям
Важная
роль
в
формировании
личности
ребенка,
в
частности в развитии его речи, принадлежит семье. Ведь
первые слова, первые предложения ребенок произносит в
кругу близких людей-отца, матери, бабушки, дедушки. Если
мы любим своего ребенка, желаем ему добра и светлой
судьбы, неужели равно отнесемся к трудностям, которые
впоследствии
вызывают
нарушения
речи!
Неисправление
речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке
общего
развития
ребенка,
трудностям
в
восприятии
и
анализе
учебного
материала
и
реальных
событий.
Вот
почему логопед всегда предупреждает родителей, пытаясь
предостеречь
их
от
легкомысленного
отношения
к
проблемам речи их ребенка.
Составила логопед
Кочегарова Юлия Сергеевна
КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сколько слов должен знать ваш ребенок?
Словарь
каждого
человека
делится
на
пассивный
и
активный.
Активный
словарь
охватывает
слова,
которые
человек не только понимает, но и повседневно пользуется
ими.
Количество
слов
в
активном
словаре
человека
определяет
богатство
и
культуру
его
языка.
Пассивный
словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда
принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он
составляет:
• до 1 года 6 месяцев - 10-15 слов;
• в конце 2 года - 300 слов;
• в конце 3 года - 1000 слов;
• в 4 года - 2 500 слов; • в 5 лет - 3 500 слов;
• в 6 лет - 4 000 слов; • в 7 лет - 4 500 слов.
У взрослого человека словарь насчитывает 6 - 8 тысяч
слов.
Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста
приближается
к
словарю
взрослого
человека.
Ребенок
свободно
пользуется
всеми
частями
речи,
правильно
называет предметы,
явления, их признаки и свойства.
Таблица усвоения детьми звуков речи
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие
его
речи.
Помните,
что
каждый
ребенок
-
индивидуален,
соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может
иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко
произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение
произношения
большинства
звуков.
Предлагаю
Вам
таблицу,
в
которой
приведен
ориентировочный
порядок
усвоения
детьми
звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Возрастные особенности речевого развития ребенка
Пятый год жизни.
Словарный
запас
ребенка
достигает
1500-2000
слов.
В
своих
высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок
продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное
развитие
грамматического
строя
речи,
но
ребенок
еще
может
допускать
грамматические
ошибки:
не
всегда
верно
использует
падежные
окончания,
иногда
неправильно
согласовывает
между
собой слова. У большинства детей в этом возрасте улучшается
звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з,
ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут
заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый -
"зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или
ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет
от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более
полными
и
точным.
В
речи
ребенка
появляются
слова,
обозначающие
качество
предметов,
материал
из
которого
они
сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует
синонимы
и
антонимы.
Ребенок
уже
правильно
согласовывает
существительные с другими частями речи. Значительно улучшается
звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят
шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.]
Что нужно знать родителям?
Важная роль в формировании личности ребенка, в частности
развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые
предложения
малышка
слышит
и
произносит
в
кругу
родных
людей-матери,
отца,
бабушки,
дедушки.
Однако
некоторые
из
родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному
языку
только
в
школе
и
не
обращают
должное
внимание
на
формирование речи детей в дошкольном возрасте.
Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить
правильное
речевое
развитие
ребенка,
начиная
уже
с
первых
месяцев его жизни.
Родители ни в коем случае не должны оставаться
равнодушными к речевым недмостатка своих детей.
Уважаемые родители! Вы должны ориентироваться в возрастных
нормах развития всех компонентов речи (звукопроизношения,
лексики, грамматики, фонематических процессов), чтобы вовремя
помочь своему ребенку и в случае необходимости обратиться к
логопеду еще до обучения ребенка в школе.
Речь взрослых - образец для подражания
Речь
взрослых
-
пример
для
детей.
Успех
речевого
развития
ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его
окружают с раннего детства. Малыш учится говорить благодаря
слуху
и
способности
к
подражанию.
Известно,
что
ребенок
дошкольного
возраста
легко
подражает
н е п р а в и л ь н о е
произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы.
Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного
окружения и неумение отличать звуковую норму.
Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей,
облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не
должна
быть
образцом
для
подражания.
Выразительность
обеспечивается
интонацией,
придает
языку
мелодичности.
Интонация-это
умение
регулировать
силу
голоса,
пользоваться
логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в
разговоре с ребенком. Ребенок пытается ответить родителям таким
же тоном и это придает языку оттенок грубости.
Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте
с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком
родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так
воспитывается
невнимательность
к
слову.
Кроме
того,
когда
ребенок подражает бистрому темпу речи родителей, у него может
возникнуть заикание.
Речь
родителей
должна
быть
орфографически
и
грамматически
правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок
быстрее научится говорить правильно, когда слышыт вокруг себя
правильный, литературный язык.
Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли
развивается звуковая сторона речи у вашего ребенка!