Автор: Корякина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №13 Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: Проектная деятельность в ДОУ Раздел: дошкольное образование
А.Эйнштейн .
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к
детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога
и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не
только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в
соответствии
с
психофизическими
особенностями
развивающейся
личности. Взрослые
должны
не
только
уделять
внимание
формированию
знаний, умений
и
навыков
дошкольника
и
адаптации
его
к
социальной
жизни, но
и
обучать
через
совместный
поиск
решений, предоставлять
р е б е н к у
в о з м о ж н о с т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
о в л а д е т ь
н о р м а м и
культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества
детей
и
взрослых, способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование –
это
комплексная
деятельность, участники
которой
автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со
стороны
организаторов, осваивают
новые
понятия
и
представления
о
различных сферах жизни.
Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком
окружающей
среды
в
процессе
поэтапной
и
заранее
спланированной
практической
деятельности
по
достижению
намеченных
целей.
Использование
метода
проекта
в
дошкольном
образовании, позволяет
значительно
повысить
самостоятельную
активность
детей, развить
творческое
мышление, умение
детей
самостоятельно, разными
способами
находить
информацию
об
интересующем
предмете
или
явлении
и
и с п о л ь з о в а т ь
э т и
з н а н и я
д л я
с о з д а н и я
н о в ы х
о б ъ е к т о в
действительности. Кроме
того, делает
образовательную
систему
ДОУ
открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема
является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и
которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине
образования
в
РФ,
концепции
модернизации
российского
образования,
ФГОС,
образовательное
учреждение
(независимо
от
того,
по
каким
программам строит образовательный процесс) обязано:
1. Обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь
на
их
интерес
к
содержанию
и
формам
деятельности,
учитывая
их
социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все
эти
требования
можно
реализовать
лишь
при
одном
условии
-
кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем
выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует
широкого
внедрения
в
педагогический
процесс
инновационных
и
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В
этой
связи,
педагоги
дошкольных
учреждений
стремятся
найти
новые,
инновационные,
наиболее
эффективные
пути,
средства
решения
поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых
методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех
сферах
человеческой
деятельности
становится
универс альным
инструментарием,
позволяющим
обе спечить
ее
с и с т е м н о с т ь ,
целеориентированность и результативность.
Впервые
о
«Методе
проектов»
заговорил
Джон
Дьюи
ещё
в
19
веке.
Продолжил
эту
тему
профессор
Уильям
Херд
Киллпатрик,
который
разработал
«проектную
систему
обучения»
(«метод
проектов»).
Суть
ее
заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом
выполняют
собственный
проект,
решая
какую-либо
практическую,
исследовательскую
задачу.
Включаясь,
таким
образом,
в
реальную
деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в
научной
педагогической
литературе
он
упоминается
в
контексте
с
гуманизацией
образования,
проблемным
и
развивающим
обучением,
педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным
подходами;
интеграцией
знаний,
социальным
воспитанием,
совместным
творческим созиданием и др.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий
обучающихся,
с
обязательной
презентацией
этих
результатов.
Проектное
обучение
можно
представить
как
способ
организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной
цели.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их
личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми
в
процессе
деятельности.
Причем
необходимость
этих
знаний
продиктована
содержанием
деятельности.
Они
нужны
детям
и
поэтому
интересны им.
В
дошкольном
образовании
использование
метода
проектов
является
подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей
ступени образования.
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Основной
целью
проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности
ребёнка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской деятельности детей.
Он
даёт
ребёнку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные знания.
Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что
позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его
возникновения до его завершения с прохождением определенных
этапов деятельности.
Основное предназначение методов проектов – предоставление детям
возможности
самостоятельного
приобретения
знаний
при
решении
практических задач или проблем.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не
«исполнителя»,
развивать
волевые
качества
личности,
навыки
партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель
(замысел).
Поэтому
в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ
проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка.
В
основу
метода
проектов
положена
идея
о
направленности
учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически
значимой
проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае
значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов
образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Внешний результат -
продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной
практической
деятельности. Внутренний
результат –
опыт
деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в
себе знания и умения, компетенции и ценности.
Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Подготовительный (целеполагание) - определение цели.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по
достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу),
в каких источниках можно найти информацию и пр.)
3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта
проекта.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение
задач для новых проектов.
Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок.
Воспитатель должен продумать замысел и разработать структуру
проекта;
создать
организационные,
дидактические
и
методические
материалы.
На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие
игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они
знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все
необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы.
Способы
решения
проблем
начинающими
исследователями
во
многом
зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к
достижению
цели,
выделить
общепринятые,
общеизвестные
и
нестандартные,
альтернативные;
сделать
выбор,
оценив
эффективность
каждого способа. На данном этапе необходимо:
выбрать тему;
определить цель исследования;
поставить задачи исследования;
выдвинуть гипотезу.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы
его проводим.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление
движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно
гипотезы
начинаются
со
слов
«предположим»,
«допустим»,
«возможно».
Самую
главную
гипотезу
надо
поставить
на
первое
место,
остальные
расположить по степени важности.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
по тематике;
по составу участников;
по срокам реализации.
На
практике
чаще
всего
используются
следующие
типы
тематических
проектов:
исследовательско-творческие:
дети
экспериментируют,
а
затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ
персонажей
сказки
и
решают
по-своему
поставленные
проблемы);
информационно-практико-ориентированные:
дети
собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление коллажей, витражей и др.);
творческие
(оформление
результата
в
виде
открытого
занятия,
викторины, КВН)
Другими признаками классификации являются:
состав
участников:
групповой,
подгрупповой,
личный,
семейный,
фронтальный.
продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели;
средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то,
начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие
проекты.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это
оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное
место
в
системе
дошкольного
образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему
ДОУ открытой для активного участия родителей.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает
возможность
развития
наблюдения
и
анализа
явлений,
проведения
сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и
многое
другое,
что
является
составляющими
успешной
личности.
Основываясь
на
личностно-ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
в
конечном
итоге,
метод
проектов
должен
способствовать
развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке
стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать
личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты
педагогической деятельности.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим
процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями
воли
определенных
специалистов.
Деятельность
в
творческих
группах
помогает
научиться
работать
в
команде,
вырабатывается
собственный
аналитический
взгляд
на
практику
воспитания
и
обучения детей.
Воспитатели
свободны
в
выборе
способов
и
видов
деятельности
для
достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже
неудачно
выполненный
проект
способствует
развитию
профессионализма.
Понимание
ошибок
создает
мотивацию
к
повторной
деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство
и себя в нем.
Умение
пользоваться
проектным
методом
–
показатель
высокой
квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и
развития детей.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в
ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий
уровень,
что,
несомненно,
сказывается
на
качестве
образовательного
процесса.
Подталкивает
к
активному
взаимодействию
всех
специалистов
ДОУ,
родителей
воспитанников
и
организации
социума.
Формирует
у
дошкольников
умение
планировать
и
самостоятельность
в
решении
поставленной
проблемы,
способствует
развитию познавательной
и
творческой активности.