Напоминание

"Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет."


Автор: Хуснутдинова Эльвира Шарафутдиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская КШИ для обучающихся с овз.
Населённый пункт: Башкортостан, Учалинский район, г.Учалы
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет."
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет.»
Театрализованная деятельность заняла прочное место в работе по развитию интонационной выразительности речи. Незабываемые театрализованные представления доставляют дошкольникам множество положительных эмоций, раскрывают новые возможности для развития речи, способствуют глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста наизусть. Педагоги постоянно стремятся к развитию чёткой и выразительной речи дошкольников, интонационно выразительная речь - это яркий показатель развития ребёнка. Чем выразительнее речь ребёнка в дошкольном возрасте, тем успешнее школьное обучение. Но наблюдения показывают, что дошкольникам не всегда удаётся регулировать силу голоса, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Следовательно, бедная речь приводит к агрессии, так как дошкольник не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Возникает проблема произнесения, проблема выразительности речи. Решению проблемы поможет использование новых технологий в театрализованной деятельности, которые эффективно влияют на развитие темпа, ритма, тембра, логического ударения, мелодику речи дошкольников. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Мультимедийные средства обучения (слайд-фильмы, презентации): вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения, использования анимации. Их особенностью является то, что диски с записью литературного произведения можно предложить родителям для домашнего просмотра. Рекомендуется использовать хорошо знакомые и полюбившиеся детям произведения с богатыми диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами. В процессе просмотра, за счёт мультимедийных эффектов, у воспитанников повышается мотивация к участию в театрализованной деятельности. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дошкольники воспринимают чёткую дикцию, запоминают её, им легче восстановить услышанное для применения на практике. Рекомендации педагогам: 1 . Средства наглядности можно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания. 2 . Посоветовать детям повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть. 3 . Продолжительность сеанса должна быть ограничена во времени - не превышать 10—15 мин. Следующей формой работы являются мини-спектакли . Разыгрывая мини- спектакли, дошкольники знакомятся с богатой языковой культурой русского народа. Подготовка к мини-спектаклю - это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Во время подготовки и исполнения ролей у воспитанников закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом и интонацией речи, мимикой и пантомимикой). По наблюдениям Д.В.Менджерицкой, мини- спектакли старших дошкольников - это специально организуемые представления сначала для детей младших групп, затем - для родителей своей группы, затем — на общем
родительском собрании детского сада. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованно сть, расширяется сфера эмоциональных и м ы с л и т е л ь н ы х возможностей, развивается фантазия. Дошкольникам важно предоставлять свободу в действиях, фантазии при имитации движений. Речевые семейные праздники занимают достойное место в жизни детского сада. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка, установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Сказкотерапия - это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации. Сегодня сказки используются педагогами, психологами, логопедами. На сказках апробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Так, после чтения и беседы по сказке, педагог распределяет роли для проигрывания сюжетов сказки, включает психогимнастику, проводит нравственные беседы по прочитанному. Вопросы по содержанию сказок должны быть составлены таким образом, чтобы дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринуждённой форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей сказок. Арт-терапия - это метод благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на развитие выразительной речи дошкольника. Это один из самых эффективных психологических методов, в основе которого лежит многогранное художественное творчество: музыка, кине стетика, литература и пр. Именно обращение к искусству позволяет избавиться от стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с собой. Арт-терапия учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими эмоциями, развивает навык успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выразительную речь. Арт- терапия - это огромный перечень увлекательных занятий: музыки, чтения художественной литературы, сказок, драматическое и изобразительное искусство и др. занятия проходят в игровой форме и уютной обстановке. Э ф ф е к т и в н ы м я в л я е т с я п р и м е н е н и е поисковых ситуаций , п р е д л а г а е м ы х А.Н.Брызгаловой, побуждающих детей к самостоятельным действиям. А также использование игровых упражнений или этюдов на отработку средств образной выразительности. Исследователь Д.В.Менджерицкая предлагает использовать в работе по развитию выразительности речи приём «нравственной лесенки», где дети располагают героев на лестнице по личной симпатии Эффективными является упражнения с использованием пиктограмм , ролевые диалоги по иллюстрациям . Такие упражнения заставляют дошкольников задуматься и осознать основное состояние персонажа (радость, печаль, страх, злость, восторг и др.) и применять способы их вербального и невербального выражения. Одним из условий организации театрализованной деятельности является умение педагога вовремя менять методы руководства и брать на себя функцию необучающую, а организующую детскую деятельность. Отношения взрослого и ребенка предполагают равенство и доверительную форму общения. Как утверждают исследователи Е.А.Дубровская и С.А.Козлова, педагогу необходимо не только выразительно читать или рассказывать произведение, но уметь смотреть и
видеть, слушать и слышать, быть готовым к любимому «превращению», то есть владеть основами актёрского мастерства. Одним из требований к педагогу является эмоциональное отношение к читаемому, искренность, неподдельность его чувств. Рядом с таким педагогом речь воспитанников станет выразительной и осознанно эмоциональной. В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и новых технологий д ол ж н ы о р г а н и ч н о вл и ват ь с я в с и с т е м у р а б от ы во с п и т ат е л я , с п е ц и а л и с т а дополнительного образования, музыкального руководителя не заменяя непосредственного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!