"Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет."
Автор: Хуснутдинова Эльвира Шарафутдиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Учалинская КШИ для обучающихся с овз. Населённый пункт: Башкортостан, Учалинский район, г.Учалы Наименование материала: статья Тема: "Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет." Раздел: дошкольное образование
«Театрализованная деятельность в развитии выразительности речи у детей 5-7 лет.»
Театрализованная
деятельность
заняла
прочное
место
в
работе
по
развитию
интонационной
выразительности
речи.
Незабываемые
театрализованные
представления
доставляют
дошкольникам
множество
положительных
эмоций,
раскрывают
новые
возможности
для
развития
речи,
способствуют
глубокому
и
эмоциональному
восприятию
художественной
литературы,
развитию
навыков
выразительного
чтения
текста
наизусть.
Педагоги
постоянно
стремятся
к
развитию
чёткой
и
выразительной
речи
дошкольников,
интонационно
выразительная
речь
-
это
яркий
показатель
развития
ребёнка.
Чем
выразительнее
речь
ребёнка
в
дошкольном
возрасте,
тем
успешнее
школьное
обучение.
Но
наблюдения
показывают,
что
дошкольникам
не
всегда
удаётся
регулировать
силу
голоса,
говорить
умеренным
темпом,
интонационно
выразительно.
Следовательно,
бедная
речь
приводит
к
агрессии,
так
как
дошкольник
не
всегда
может
выразить
словами
то,
что
он
хочет
сказать.
Возникает
проблема
произнесения,
проблема
выразительности
речи.
Решению
проблемы
поможет
использование
новых
технологий
в
театрализованной
деятельности,
которые
эффективно
влияют
на
развитие
темпа,
ритма,
тембра,
логического
ударения,
мелодику
речи
дошкольников.
Рассмотрим
подробнее
некоторые
из
них.
Мультимедийные
средства
обучения
(слайд-фильмы,
презентации):
вызывают
интерес
у
детей
за
счёт
реалистичности
и
динамичности
изображения,
использования
анимации.
Их
особенностью
является
то,
что
диски
с
записью
литературного
произведения
можно
предложить
родителям
для
домашнего
просмотра.
Рекомендуется
использовать
хорошо
знакомые
и
полюбившиеся
детям
произведения
с
богатыми
диалогами,
динамикой
реплик
и
другими
выразительными
средствами.
В
процессе
просмотра,
за
счёт
мультимедийных
эффектов,
у
воспитанников
повышается
мотивация
к
участию
в
театрализованной
деятельности.
Движения,
звук,
мультипликация
привлекают
внимание
детей.
Дошкольники
воспринимают
чёткую
дикцию,
запоминают
её,
им
легче
восстановить
услышанное
для
применения
на
практике.
Рекомендации
педагогам:
1 .
Средства
наглядности можно
применять только тогда, когда они
могут
усилить
воздействие
высказывания.
2 .
Посоветовать детям повторять
вслед
за автором слова, выучивая
их
наизусть.
3 .
Продолжительность
сеанса должна быть ограничена во времени -
не превышать
10—15
мин.
Следующей
формой
работы
являются мини-спектакли
.
Разыгрывая
мини-
спектакли,
дошкольники
знакомятся
с
богатой
языковой
культурой
русского
народа.
Подготовка
к
мини-спектаклю
-
это
разностороннее
эстетическое
воспитание:
тут
и
слово,
и
мимика,
и
пластика,
и
декорация,
и
музыка.
Во
время
подготовки
и
исполнения
ролей
у
воспитанников
закрепляются
навыки
актерского
мастерства
(владение
темпом
и
интонацией
речи,
мимикой
и
пантомимикой).
По
наблюдениям
Д.В.Менджерицкой,
мини-
спектакли
старших
дошкольников
-
это
специально
организуемые
представления
сначала
для
детей
младших
групп,
затем
-
для
родителей
своей
группы,
затем
—
на
общем
родительском
собрании
детского
сада.
Когда
дети
участвуют
в
спектаклях,
у
них
снимается
скованно сть,
расширяется
сфера
эмоциональных
и
м ы с л и т е л ь н ы х
возможностей,
развивается
фантазия.
Дошкольникам
важно
предоставлять
свободу
в
действиях,
фантазии
при
имитации
движений.
Речевые
семейные
праздники
занимают
достойное
место
в
жизни
детского
сада.
Включение
родителей
в
педагогический
процесс
является
важнейшим
условием
полноценного
речевого
развития
ребёнка,
установления
доверительного
делового
контакта
между семьей и детским садом.
Сказкотерапия
-
это
уникальная
возможность
пережить,
«проиграть»
жизненные
ситуации.
Сегодня
сказки
используются
педагогами,
психологами,
логопедами.
На
сказках
апробируются
психотерапевтические
приёмы,
позволяющие
смягчить
поведенческий
негативизм
у
ребёнка.
Так,
после
чтения
и
беседы
по
сказке,
педагог
распределяет
роли
для
проигрывания
сюжетов
сказки,
включает
психогимнастику,
проводит
нравственные
беседы
по
прочитанному.
Вопросы
по
содержанию
сказок
должны
быть
составлены
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
поговорить
о
важных
и
значимых
проблемах
в
непринуждённой
форме,
соотнося
свои
чувства
и
мысли
с
чувствами
и
мыслями
персонажей
сказок.
Арт-терапия
-
это
метод
благотворного
психологического
воздействия,
направленный
на
восстановление
и
поддержание
душевного
баланса,
а
также
на
развитие
выразительной
речи
дошкольника.
Это
один
из
самых
эффективных
психологических
методов,
в
основе
которого
лежит
многогранное
художественное
творчество:
музыка,
кине стетика,
литература
и
пр.
Именно
обращение
к
искусству
позволяет
избавиться
от
стрессов,
дает
возможность
успокоиться,
научиться
быть
сосредоточенным,
внимательным
и
жить
в
гармонии
с
собой.
Арт-терапия
учит
ребёнка
самовыражению,
умению
управлять
своими
эмоциями,
развивает
навык
успешного
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми,
выразительную
речь.
Арт-
терапия
-
это
огромный
перечень
увлекательных
занятий:
музыки,
чтения
художественной
литературы,
сказок,
драматическое
и
изобразительное
искусство и др. занятия проходят в игровой форме и уютной обстановке.
Э ф ф е к т и в н ы м
я в л я е т с я
п р и м е н е н и е поисковых
ситуаций
,
п р е д л а г а е м ы х
А.Н.Брызгаловой,
побуждающих
детей
к
самостоятельным
действиям.
А
также
использование
игровых
упражнений
или
этюдов
на
отработку
средств
образной
выразительности.
Исследователь
Д.В.Менджерицкая
предлагает
использовать
в
работе
по
развитию
выразительности
речи приём
«нравственной
лесенки»,
где
дети
располагают
героев
на
лестнице
по
личной
симпатии
Эффективными
является упражнения
с
использованием
пиктограмм
,
ролевые
диалоги
по
иллюстрациям
.
Такие
упражнения
заставляют
дошкольников
задуматься
и
осознать
основное
состояние
персонажа
(радость,
печаль,
страх,
злость,
восторг
и
др.)
и
применять
способы
их
вербального
и
невербального
выражения.
Одним
из
условий
организации
театрализованной
деятельности
является
умение
педагога
вовремя
менять
методы
руководства
и
брать
на
себя
функцию
необучающую,
а
организующую
детскую
деятельность.
Отношения
взрослого
и
ребенка
предполагают
равенство
и
доверительную
форму
общения.
Как
утверждают
исследователи
Е.А.Дубровская
и
С.А.Козлова,
педагогу
необходимо
не
только
выразительно
читать
или
рассказывать
произведение,
но
уметь
смотреть
и
видеть,
слушать
и
слышать,
быть
готовым
к
любимому
«превращению»,
то
есть
владеть
основами
актёрского
мастерства.
Одним
из
требований
к
педагогу
является
эмоциональное
отношение
к
читаемому,
искренность,
неподдельность
его
чувств.
Рядом
с
таким
педагогом
речь
воспитанников
станет
выразительной
и
осознанно
эмоциональной.
В
заключение
отметим,
что
умелое
сочетание
традиционных
и
новых
технологий
д ол ж н ы
о р г а н и ч н о
вл и ват ь с я
в
с и с т е м у
р а б от ы
во с п и т ат е л я ,
с п е ц и а л и с т а
дополнительного
образования,
музыкального
руководителя
не
заменяя
непосредственного
общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи