Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность как условие развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Ежова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Зелёный огонёк"
Населённый пункт: Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: презентация
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность как условие развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Зелёный огонёк» компенсирующего вида г. Северодвинска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Зелёный огонёк» компенсирующего вида г. Северодвинска


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК

УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Автор: Ежова Ольга Александровна, воспитатель

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».



Ральф У. Эмерсон

Цель

исследовательской

деятельности

в

ДОО -

сформировать у дошкольников основные ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому

типу мышления посредством решения проблемной

задачи,

исследования

чего-либо

или

проведения

опытов и экспериментов.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
Опыты

(экспериментирование)

Опыты

(экспериментирование)

Коллекционирование

Коллекционирование

Путешествие по

«реке времени»

Путешествие по

«реке времени»

Путешествие по

карте

Путешествие по

карте


Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
 Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.  Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.  Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, пытливость ума, критичность.  Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Опытно-экспериментальная деятельность Опытно-экспериментальная деятельность
Живая природа Живая природа Неживая природа Неживая природа Человек Человек
Направления работы

Направления работы


 эвристические беседы;  постановка и решение вопросов проблемного характера;  наблюдения;  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;  использование художественного слова;  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;  трудовые поручения, действия.  эвристические беседы;  постановка и решение вопросов проблемного характера;  наблюдения;  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);  фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;  «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;  использование художественного слова;  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;  трудовые поручения, действия. Методы и приемы организации опытно- экспериментально деятельности: Методы и приемы организации опытно- экспериментально деятельности:
Организация развивающей предметно- пространственной среды: Организация развивающей предметно- пространственной среды: В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны: - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); - для приборов; - для выращивания растений; - для хранения материалов (природного, «бросового»); - для проведения опытов; - для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).
Правила проведения опытно-экспериментально деятельности: Правила проведения опытно-экспериментально деятельности:  Опыты должны быть безопасными;  Все опыты проводятся совместно со взрослым или под наблюдением взрослого;  Во время опыта необходимо помнить о целях;  При длительном опыте необходимо провести зарисовку опыта;  Об опыте, его результатах нужно рассказать сверстникам (родителям), чтобы им было понятно, что ты узнал нового и интересного.
Алгоритм организации детского экспериментирования: Алгоритм организации детского экспериментирования:  ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;  предлагает различные варианты ее решения;  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;  обсуждает увиденные, полученные результаты;  делает выводы.
Экспериментируем… Экспериментируем…
Изучаем свойства материалов и веществ: Изучаем свойства материалов и веществ:
Ознакомление со своим организмом, функционированием органов и систем Ознакомление со своим организмом, функционированием органов и систем

Резиновое яйцо

Танцующие червячки

Краски, бегущие вверх

Сладкие кристаллы

Облака и

разноцветный дождь

Научные «развлечения» с предметами и веществами хорошо знакомыми детям в быту удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов и явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Результаты работы: Результаты работы:  повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей;  повышение уровня развития познавательных процессов;  совершенствование речевого развития;  развитие личностных характеристик (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);  углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе;  сформирована положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.  повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей;  повышение уровня развития познавательных процессов;  совершенствование речевого развития;  развитие личностных характеристик (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);  углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе;  сформирована положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.
Заключение: Заключение:
Опыты (эксперименты)
- наиболее доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста вид исследовательской деятельности.
Исследовательская, поисковая активность
– естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. «Усваивается все крепко и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам». Р. Эмерсон
Список использованной литературы: Список использованной литературы: 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2010. 2. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб., 2013. 3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2005. 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой - М., 2005. 5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб., 2007. 6. Материалы – интернет сайтов.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!