Опытно-экспериментальная деятельность как условие развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Ежова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Зелёный огонёк" Населённый пункт: Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: презентация Тема: Опытно-экспериментальная деятельность как условие развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47 «Зелёный огонёк» компенсирующего вида г.
Северодвинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47 «Зелёный огонёк» компенсирующего вида г.
Северодвинска
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Ежова Ольга Александровна,
воспитатель
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Цель
исследовательской
деятельности
в
ДОО -
сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому
типу мышления посредством решения проблемной
задачи,
исследования
чего-либо
или
проведения
опытов и экспериментов.
Содержание познавательно-исследовательской
деятельности:
Содержание познавательно-исследовательской
деятельности:
Опыты
(экспериментирование)
Опыты
(экспериментирование)
Коллекционирование
Коллекционирование
Путешествие по
«реке времени»
Путешествие по
«реке времени»
Путешествие по
карте
Путешествие по
карте
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной
активности, любознательности, потребности
в умственных впечатлениях, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Формировать диалектическое мышление, способность
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Развивать собственный познавательный опыт в
обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Поддерживать у детей инициативу,
сообразительность, самостоятельность, пытливость
ума, критичность.
Побуждать к самостоятельному поиску причин,
способов действий, проявлению творчества.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опытно-экспериментальная деятельность
Живая природа
Живая природа
Неживая природа
Неживая природа
Человек
Человек
Направления работы
Направления работы
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного
характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы
природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и
творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного
характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы
природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и
творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Методы и приемы организации опытно-
экспериментально деятельности:
Методы и приемы организации опытно-
экспериментально деятельности:
Организация развивающей предметно-
пространственной среды:
Организация развивающей предметно-
пространственной среды:
В мини - лаборатории (центре науки) могут
быть выделены зоны:
- для постоянной выставки, где дети размещают
музей, различные коллекции, экспонаты, редкие
предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т.д.);
- для приборов;
- для выращивания растений;
-
для хранения материалов (природного,
«бросового»);
- для проведения опытов;
-
для неструктурированных материалов
(стол «песок - вода» или ёмкость для воды,
песка, мелких камней и т.д.).
Правила проведения опытно-экспериментально
деятельности:
Правила проведения опытно-экспериментально
деятельности:
Опыты должны быть безопасными;
Все опыты проводятся совместно со взрослым
или под наблюдением взрослого;
Во время опыта необходимо помнить о целях;
При длительном опыте необходимо провести
зарисовку опыта;
Об опыте, его результатах нужно рассказать
сверстникам (родителям), чтобы им было
понятно, что ты узнал нового и интересного.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
Алгоритм организации детского экспериментирования:
ребенок выделяет и ставит проблему,
которую необходимо решить;
предлагает различные варианты ее
решения;
проверяет эти возможные решения,
исходя из данных;
обсуждает увиденные, полученные
результаты;
делает выводы.
Экспериментируем…
Экспериментируем…
Изучаем свойства материалов и веществ:
Изучаем свойства материалов и веществ:
Ознакомление со своим организмом,
функционированием органов и систем
Ознакомление со своим организмом,
функционированием органов и систем
Резиновое яйцо
Танцующие червячки
Краски, бегущие вверх
Сладкие кристаллы
Облака и
разноцветный дождь
Научные «развлечения» с предметами и
веществами хорошо знакомыми детям в быту
удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему
возможность самому убедиться на практике в
необычных свойствах обычных предметов и
явлений, их взаимодействии между собой,
понять причину происходящего и приобрести
тем самым практический опыт.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской
деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать
условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах
материалов, веществ.
Результаты работы:
Результаты работы:
повышение уровня развития
любознательности, исследовательских
умений и навыков детей;
повышение уровня развития познавательных
процессов;
совершенствование речевого развития;
развитие личностных характеристик
(проявление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения);
углубление и расширение знаний детей о
живой и неживой природе;
сформирована положительная мотивация к
познавательно-исследовательской
деятельности.
повышение уровня развития
любознательности, исследовательских
умений и навыков детей;
повышение уровня развития познавательных
процессов;
совершенствование речевого развития;
развитие личностных характеристик
(проявление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения);
углубление и расширение знаний детей о
живой и неживой природе;
сформирована положительная мотивация к
познавательно-исследовательской
деятельности.
Заключение:
Заключение:
Опыты (эксперименты) - наиболее доступный и интересный детям
старшего дошкольного возраста вид исследовательской деятельности.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние
ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его
познавать. Это внутреннее стремление порождает исследовательское
поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка
изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
«Усваивается все крепко и надолго тогда, когда
ребенок слышит, видит и делает сам».
Р. Эмерсон
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2010.
2.
Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших
дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб., 2013.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2005.
4.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой - М., 2005.
5.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб., 2007.
6. Материалы – интернет сайтов.