Автор: Беляева Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Детский сад "Огонёк" Населённый пункт: город Надым, Ямало - Ненецкий автономный округ Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Путешествие в страну Грамотейки" Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в страну Грамотейки»
Подготовила: Беляева Ольга Юрьевна,
воспитатель старшей «А» группы
г. Надым – 2016г.
Возрастная группа: старшая группа
Цель : Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили
ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
•
Содействовать у детей развитию познавательной деятельности;
закрепить счет в пределах 10;
закрепить умение ориентироваться в пространстве.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
•
Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
•
воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;
воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
• Формировать умение обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
развивать смекалку, зрительную память, воображение;
упражнять в подборе антонимов;
образовывать существительных мн.ч в именит. пад. и родит. пад.;
сущ-х в ед.ч и мн.ч с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
упражнять детей в подборе однокоренных слов в задании.
Материалы и оборудование : Интерактивная доска, картинка солнце, лучики.
Предполагаемый результат:
•
Умеют классифицировать обобщённые понятия
•
Образовывают существительных мн.ч в именит. пад. и родит. пад; сущ-х в ед.ч и мн.ч с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
•
Подбирают однокоренные слова.
Этапы
мероп
риятия
Этапные задачи
Деятельность педагога
Осуществляемая
деятельность
Предпосылки
учебной
деятельности
Контроль
результатов
деятельности
Введени
е в
ситуаци
ю
(3-4
мин.)
Вызвать
внутреннюю
потребность детей
для включения в
деятельность,
постановка детской
цели,
формирование
отзывчивости детей
Воспитатель: - Ребята! Далеко-далеко есть дивный лес,
пройдя через него попадешь в волшебную страну к
Смурфикам. Я получила сообщение на телефон от жителей
страны. У них случилась беда.
(читаю сообщение)
«Я папа Смурф хозяин страны «АРМОГКАТЕЙ». Хозяин
Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник
Гаргамель, пробрался в мою страну и заколдовал всех её
жителей, перепутал все буквы, и жители нашего государства
перестали общаться друг с другом и теперь у нас царит злость
и беспорядок. Своё заклинание Гаргамель хранит в своём
сундуке, отрыть который можно с помощью магического
слова. Собрав буквы, и выполнив все задания, вы сможете
узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут
вместе с волшебником Гаргамелем. А путь к буквам укажет
вам солнце»
- Поможем ребята жителям волшебной страны? (Да)
-Только у солнышка нет лучиков.
-Злой волшебник и его заколдовал, а лучики разбросал в
разные стороны. Найдите их. (Дети встают по одному, находят
лучики и приносят воспитателю).
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. А
лучики мы будем искать по цифрам. (Воспитатель зачитывает
задания, записанные на лучиках и выполнив задания
прикрепляет лучики к солнышку).
Дети встают в
круг,
приветствуют
друг друга
улыбкой.
Постановка
детской цели.
Целеполагание
Фиксация
затруднения в
деятельности
Обдумывание и
планирование
своих действий
Ответы детей
Актуали
зация
знаний
Организация
познавательной
деятельности, в
Ворчун забыл все ласковые слова. Ребята, мы ему поможем?
(Да)
1.игра «Назови ласково».
Предполагают
варианты
решения
Выполнение
задания
Ответы детей
(5-6
мин.)
которой
целенаправленно
актуализируются
мыслительные
операции. А также
знания и опыт,
детей,
необходимые им
для «открытия»
нового знания;
кот-котик, дождь-дождик, кошка-кошечка, белка-белочка, стул
- стульчик и т.д. презентация получают букву.
В: молодцы? (получают букву)
Модник любил одеваться, но он одевался как попало: сапоги
одевал на голову, свитер натягивал вместо штанов. Ребята, он
правильно одевался? (Нет)
В: - Мы поможем ему? (Да)
2.игра ИКТ «Назови одним словом».
-Кепка, шапка, берет. (Головные уборы).
-Сапоги, туфли, ботинки (Обувь).
-Свитер, майка, футболка, брюки (Одежда) и т.д. презентация,
получают букву.
В: молодцы? (получают букву)
Умник решил завести животных, но он не знал у кого какой
дом.
3. игра ИКТ «У кого- кто?»
У белки – бельчонок, бельчата
У зайчихи- зайчонок, зайчата
У медведицы- медвежонок, медвежата,
У волчихи – волчонок, волчата (получают букву) Умник
обрадовался, что помог зверям и запел песенку.
В: молодцы? (получают букву)
Физкультминутка.
А весёлые зайчата -
Длинноухие ребята -
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на
макушке»).
Гномик-повар приготовил пироги и котлеты для всех
проблемы,
опираясь на свой
опыт и знания
гномиков, но он не знает счет. А если не посчитать, то Обжора
может съесть больше чем положено. Ребята давайте ему
поможем сосчитать?
4.игра «1-2-5 сосчитай»
Одна котлета - две котлеты - пять котлет
Один пирог – два пирога - пять пирогов
Одна булочка – две булочки – пять булочек
В: -какие вы молодцы! (получают букву)
Ой, а это Силач. Он хотел построить новые дома, но не знал
из какого материала построить
5. игра «Назови признаки».
дом из дерева, то он ...(деревянный),
дом из кирпича...(кирпичный),
дом из камня …(каменный),
дом из соломы...(соломенный)
дом из спичек..(спичечный)
дом из бумаги .. (бумажный) .
В: - молодцы ребята (получают букву).
Затрудне
ние в
ситуаци
и (3-4
мин)
Моделирование
ситуаций, в которой
дети сталкиваются с
затруднением,
организация анализа
детьми возникшей
ситуации, подведение
их к выявлению места
и причины
затруднения;
Гномик - поэт решил написать стихотворение, но он не знал
антонимов.
-Ребята, а мы знаем, что такое антонимы? (Нет)
-А что нужно делать, когда что-то не знаем? (спросить у
взрослого)
Анализ
возникшей
ситуации
.
Работа по
показу
Обдумывание и
планирование
своих действий
Открыти
е нового
знания
(способа
действия
Вовлечение детей в
процесс
самостоятельного
решения вопросов
проблемного
В: - Антонимы - слова противоположные по смыслу.
Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы будете называть
слова противоположные. н-р: большой слон- маленький и т.д.
Какие молодцы, но гомик попросил нас подобрать слова с
противоположным по смыслу значением, чтобы потом ему
Формирование
успешного
преодоления
затруднения.
Контроль и
корректировка.
Выполнение
задания
)
(6-8
мин.)
характера, поиск и
открытие новых
знаний,
формирование опыта
успешного
преодоления
трудностей через
выявление и
устранение их
причин;
было легче написать стихотворение.
Безопасно- опасно
Беспорядок- порядок
Зло- добро
Быстро- медленно
Открыть- закрыть
Легкий- тяжелый
Новый- старый
Близко- далеко
Длинный- короткий.
В: Молодцы, вы справились и с этим заданием. (получают
букву)
Включе
ние
нового
знания в
систему
знаний
и
умений
(5-6
мин)
Создание ситуаций, в
которых дети
используют новое
знание совместно с
освоенными ранее
способами;
Так как мы помогли смурфу –поэту со словами антонимами,
то он успел написать небольшое стихотворение, но он просил
вставлять слова там, где их нет. Презентация (получают
букву)
В: Ребята, мы собрали все лучики. (Да)
- А теперь ребята нам нужно из этих букв сложить магическое
слово, чтобы открылся у нас сундук и расколдовать страну.
Получается слово ГРАМОТЕЙКА.
В: -ребята, назовите какие есть гласные буквы в этом слове?
(А, О, Е)
В: -ребята, назовите какие есть согласные буквы в этом слове?
(Г, Р, М, Т, К)
В: - Ребята, какие вы умные, вы столько всего знаете,
благодаря этому мы смогли разоблачить злого колдуна
Гаргамеля. Папа Смурф и жители этой необыкновенной
страны говорят вам: «Огромное спасибо!»
В: -Ребята, а теперь отправляемся домой. А отправимся мы на
самолете. Физкультминутка «Самолет»
Практическое
выполнения
задания
новое знание
совместно с
освоенными ранее
способами
Выполняют
физкультминутку
Выполнение
действий
Самоконтроль
Корректировка
Обдумывание
своих действий
Выполнение
движений
Ответы детей
Осмысл
Побуждение детей к
Какие трудности сегодня вам пришлось преодолеть?
Ответы на вопросы
Самооценка
Ответы детей
ение (3
мин)
осмыслению своей
деятельности,
фиксация
достижений цели и
определению
условий, которые
позволили её достичь
•
Что для вас было самым трудным в нашем
путешествии?
•
Что было трудным именно для тебя?
•
Что понравилось больше всего?
•
Что нового вы сегодня узнали?
•
Ребята, у нас получилось помочь жителям волшебной
страны?
•
Как вы думаете почему?
•
Под каким девизом мы сегодня занимались?