Напоминание

Роль игры в обучении детей.


Автор: Лаврентьева Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в обучении детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в обучении детей. В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, понятна ребенку. Он как бы не замечает того, что учится, хотя при этом то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Развивающие игры направлены на развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь другому, выручить из беды, доставить приятное и пр. Игры требуют от ребенка все большей осознанности, решительности, организованности, что является предпосылкой участия его в последующих играх, направленных на познавательное и умственное развитие. Игры по сенсорному воспитанию создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Также игры развивают основные познавательные процессы – внимание, память, мышление и речь. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В играх, развивающие память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать потом). В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предполагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Рациональные приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, повышают ее эффективность не только в игре. Но и на занятиях. Игры должны быть в порядке нарастания сложности обучающей задачи и правил.
Младший дошкольник всегда стремится к чему – то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по – разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта. Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый материал, внимательно прочитать и осмыслить, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. Одним из главных условий проведения всех игр является добровольность участия детей. Можно начинать ее и с небольшой группы желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками. Во время игры все участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!