Автор: Лаврентьева Наталия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: Роль игры в обучении детей. Раздел: дошкольное образование
Роль игры в обучении детей.
В
младшем
дошкольном
возрасте
усвоение
новых
знаний
в
игре
происходит
успешнее,
чем
на
учебных
занятиях.
Обучающая
задача,
поставленная в игровой форме, понятна ребенку. Он как бы не замечает того,
что учится, хотя при этом то и дело сталкивается с затруднениями, которые
требуют
перестройки
его
представлений
и
познавательной
деятельности.
Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает
свою собственную задачу.
Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными
интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре
ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.
Развивающие игры направлены на развитие гуманных, нравственных
отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются
в поступках и действиях: помочь другому, выручить из беды, доставить
приятное
и
пр.
Игры
требуют
от
ребенка
все
большей
осознанности,
решительности, организованности, что является предпосылкой участия его в
последующих
играх,
направленных
на
познавательное
и
умственное
развитие.
Игры
по
сенсорному
воспитанию
создают
условия
для
развития
целенаправленного
восприятия
внешних
признаков
предметов.
Играя,
ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного
обследования,
помогающим
различать
и
выделять
качества
предметов,
сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом.
Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей
ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного,
осознанного восприятия окружающей действительности.
Также игры развивают основные познавательные процессы – внимание,
память,
мышление
и
речь.
В
играх
создается
необходимая
связь
между
практическими
и
умственными
действиями,
которая
ведет
к
развитию
ребенка.
В
играх
на
внимание
ребенок
выполняет
такие
действия,
которые
формируют целенаправленность и устойчивость внимания.
В
играх,
развивающие
память,
младшие
дошкольники
учатся
устанавливать
связь
между
предметами
(запоминать,
чтобы
припоминать
потом).
В
играх
на
развитие
мышления
специально
созданная
ситуация
и
предполагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль
движением и связной речью.
Рациональные
приемы
познавательной
деятельности,
показанные
ребенку взрослым, повышают ее эффективность не только в игре. Но и на
занятиях.
Игры должны быть в порядке нарастания сложности обучающей задачи
и правил.
Младший
дошкольник
всегда
стремится
к
чему
–
то
необычному,
веселому.
Положительные
эмоции
надежно
защищают
малышей
от
умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
Главный
методический
принцип
в
использовании
игр
–
их
многократное
повторение,
которое
является
необходимым
условием
развивающего эффекта. Дети по – разному и в разном темпе принимают и
усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, начинают
понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра
для освоения и применения нового опыта.
Очень
важно
не
только
правильно
выбрать
игру,
но
и
хорошо
ее
провести.
Предварительно
воспитатель
должен
подготовить
необходимый
материал,
внимательно
прочитать
и
осмыслить,
понять
психологические
особенности
игры
и
ее
воспитательное
значение.
Нужно
мысленно
представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им
правила
и
действия,
кого
выбрать
на
первые
роли,
как
предотвратить
возможные затруднения.
Одним
из
главных
условий
проведения
всех
игр
является
добровольность участия детей. Можно начинать ее и с небольшой группы
желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для тех же,
кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет
интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы
втянутся в игру и станут ее участниками.
Во время игры все участники: и те, кто выполняет ответственные роли,
и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди,
должны
быть
активными.
Это
является
необходимым
условием
развивающего и воспитательного успеха игры.