Напоминание

Формирование метапредметных результатов через исследовательскую деятельность


Автор: Готопова Цыжидма Цыренжаповна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Агинская окружная гимназия-интернат"
Населённый пункт: п. Агинской, Агинский район, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных результатов через исследовательскую деятельность
Раздел: полное образование





Назад




Формирование метапредметных результатов через исследовательскую деятельность Готопова Ц.Ц., учитель информатики МБОУ Агинской окружной гимназии-интернат, п.Агинское, Забайкальский край. Процесс обновления содержания образования, обусловленный введением ФГОС, акцентировал проблемы несоответствия традиционных методов обучения и поиска эффективных технологий, позволяющих достичь требований к результатам, обозначенных в стандарте. Введение ФГОС способствовало осознанию того, что универсальных и научно обоснованных механизмов для достижения метапредметных и личностных результатов пока нет. Назревает необходимость усиления традиционной системы формирования предметных знаний новыми методами и технологиями, способствующими достижению эффективных и качественных метапредметных результатов, поскольку простая передача и запоминание информации, выполнение стандартных алгоритмических операций не приводят к достижению метапредметных результатов. Вместе с тем, важность их формирования является очевидной, поскольку метапредметные результаты становятся способами деятельности, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [3]. Изучению проблемы формирования метапредметных результатов посвящены труды таких ученых как А.Г. Асмолов, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.В. Хуторской, А.Ю. Губанова и др. Анализ некоторых работ данных ученых, позволил выделить различные взгляды в определении таких понятий как «метапредмет», «метапредметный подход», «метапредметные результаты» и т.д. Например, по мнению Ю.В.Громыко, метапредмет -
э
то учебный предмет нового типа, отличный от предметов традиционного цикла, в основе его лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Данный подход способствовал и тому, что метапредметные результаты определены как метапредметные способности, такие как понимание, мышление, коммуникация, рефлексия и организация действия [2]. В трудах А.Г. Асмолова отражен другой подход в понимании метапредметной деятельности, которая понимается ученым как универсальная учебная деятельность [1]. Идеи А.Г. Асмолова нашли отражение в ФГОС, где в качестве метапредметных результатов обозначены такие способности как умение разрабатывать и проверять гипотезы, умение разрабатывать и реализовывать проекты, проявлять инициативу в принятии решений и др.
Анализ научно-методической литературы и апробация в педагогической практике свидетельствует о том, что одним из эффективных механизмов достижения метапредметных результатов является исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся не только осваивают информационные технологии, программирование и другие предметные знания, но и развивают метапредметные умения. Например, учащиеся овладевают основными общеучебными умениями информационно- логического характера, информационным моделированием как основным метод
о
м приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками проведения экспериментов (в том числе виртуальных), способами и методами освоения новых инструментальных средств и т. д. Апробация эффективности технологии организации исследовательской деятельности ведется в течение последних четырех лет. За этот период учащимися выполнены исследовательские работы различного характера: по освоению программирования на повышенном уровне, расширению знаний и умений работать в графических редакторах через сравнительный анализ, по организации виртуальных экспериментов и экспериментов с реальной моделью и т.д. Выстроенная система организации исследовательской деятельности включает в себя несколько направлений: 1) Программирование (углубленный уровень); 2) Инженерное дело. Робототехника; 3) Информационные технологии; 4) Математика; 5) Социология. Любой ученик, проявляющий интерес к предмету «Информатика», может расширить свои знания, самостоятельно выбрав одно из направлений и проведя исследование под руководством учителя. Это способствует реализации системообразующих принципов в организации исследовательской деятельности – принципов доступности, осмысленности и самодеятельности. Исследование исключает репродуктивную деятельность и выдвигает на первый план самостоятельную деятельность ученика, что становится эффективнейшим механизмом для формирования таких метапредметных умений как умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение создавать и преобразовывать знаки, символы и модели и т.д. Таким образом, организация
исследований в области программирования способствует формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Одним из главных принципов в организации исследовательской деятельности является принцип экспериментальности. Реализация данного принципа нашла отражение в организации исследований в области робототехники. Занятия робототехникой позволяют учащимся применять теоретические знания таких дисциплин как физика, математика, информатика, виртуальные эксперименты в практической деятельности. В процессе конструирования, программирования и моделирования роботов у учащихся формируются такие метапредметные умения как умение ставить задачи в познавательной деятельности, владение основами самоконтроля и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности, умение строить логическое рассуждение и делать выводы и т.д. Работу в данном направлении начали старшеклассники с 2012 года. В дальнейшем увеличилось количество обучающихся: 2013 г. – 7 класс, 2014 г. - 5 и 8 класс, 2015 г. - девятиклассник. Ежегодно темы исследовательских работ показывают их углубление и расширение по данному направлению, что является показателем развития собственных исследовательских способностей детей. Если показать результативность использования данной технологии на примере одного ученика, то учащийся Цырен Цыбиков в течение нескольких лет развивал тему исследовательской работы и достиг следующих результатов:
2013-2014 гг., 7 класс:
Тема: «Программирование дистанционно управляемого робота через bluetooth на базе конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0». Результаты: - особое мнение эксперта на Всероссийской научно-практической конференции «Думай глобально, действуй локально», г. Москва; - лауреат I степени Всероссийского заочного конкурса Юность. Наука. Культура «Шаги в науку» – Обнинск, доклад на очной конференции;
2014-2015гг., 8 класс:
Тема: «Программирование роботов на базе конструктора "Lego Mindstorms NXT 2.0" . Результаты: – 2 место на краевой научно-практической конференции «Шаг в науку» группа «Юниор» г. Чита; - лауреат III степени Всероссийского заочного конкурса ЮНК «Шаги в науку» - Обнинск, доклад на очной конференции 1 и 2 сессии;
- лауреат I степени Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», доклад на очной конференции в г.Обнинск. - рекомендован для участия в XXII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» г. Москва, приглашен в составе российской делегации на международную научную и инженерную 2014-2015 выставку IntelISEEF ( США, Питтсбург, штат Пенсильвания, 10-15 мая 2015) на IX Соревнованиях молодых исследователей Сибирского федерального округа «Шаг в будущее», г. Красноярск; - награжден нагрудным знаком «Школьник - изобретатель» на Всероссийский форуме научной молодежи «Шаг в будущее», г. Москва;
2015-2016 гг., 9 класс:
Тема: «Экзоскелет для руки ”Кулачок_1”», «Манипулятор на базе EV3». Результаты:
-
3 место на региональном очном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее», п.Агинское;
-
Приглашен вне конкурсного отбора пройти курс обучения в мастер-классах научной школы семинара "Академия юных" под руководством ведущих российских ученых, профессоров и доцентов вузов: МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина с 12 по 22 июня 2016 года г. Гагра (Республика Абхазия). Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация исследовательской деятельности способствует развитию умений решать новые, неизвестные задачи, обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие, развивает у ученика умение учиться и, тем самым, становится эффективным механизмом формирования метапредметных результатов.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. 2. Мыследеятельностная педагогика./ Под ред. Ю.В.Громыко. –Мн:: 2000. 3. Проект ФГОС. – [Электронный ресурс]URL: standart.edu


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!