Автор: Петрова Марина Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Комаровская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: д.Комары Верещагинский район Наименование материала: проект Тема: Повышение скорости чтения Раздел: начальное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ :
Формирование навыков чтении является одной из ключевых компетенций учащихся
начальной школы.
В начале этого года, я столкнулась с проблемой очень низкой скорости чтения учениками
4б класса. Некоторые ученики прочитали чуть больше 20 слов в минуту, максимальная
скорость достигала - 74слова. При норме чтения 80-90 слов на конец года.
Поэтому в тему самообразования «Особенности работы с детьми ЗПР я включила
Тема: Повышение скорости чтения
Цель: Повысить скорость чтения учащихся 4б класса
Задачи:
1.
Продумать приёмы мотивации, направленные на приобщение учащихся к чтению
(читательские дневники, снеж диаг)
2.
Разработать упражнения для повышения скорости чтения.
3.
Подобрать материал (тексты) направленные развитие читательской активности
учащихся
4.
Прививать любовь к чтению
1).Для того чтобы вызвать интерес учащихся к решению данной проблемы я предложила
завести читательские дневники. Я так же подключила родителей….. Ребята видят свои
результаты в читательском уголке. Знают нормы…
Так как дети особенные, то форму заполнения читательского дневника я предложила
сама: автор, название произведения, герои, краткое содержание, количество страниц и для
подтверждения того, что ребенок действительно читал родители должны поставить свою
подпись. Один раз в 10 дней дети сдают читательские дневники на проверку. Результаты
ведения читательских дневников отражаются в классном читательском дневнике. Осенью
– деревья с листиками на которых записаны названия произведений и их авторы, зимой –
снежная куча, ну а весной диаграммы с указанием количества прочитанных страниц. С
правилами ведения читательских дневников родители были ознакомлены на родительском
собрании в 1 четверти.
2).Упражнения для повышения скорости чтения мы стали включать и на уроке. Не
маловажным при работе в малокомплектном классе является умение читать про себя. Для
работы над этим мною было использовано
упражнение «ГУБЫ»
(по рекомендации логопеда)
При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки,
чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -
“Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания,
команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Вот некоторые упражнения, которые я использовала на уроках для работы над скоростью
чтения:
«ЗАКЛАДКА» В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой.
Верхняя строчка текста закрывается сверху наполовину.Дело в том, что любой
сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по
половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо
выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее
закроют быстро выдать готовый результат.
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и
сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи
(чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
«ПЕРЕВЁРТЫШ» Даётся не большой текст, переворачивается и дети должны его
прочитать
«ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРОК»
«ЧТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ»
«БРОСОК-ЗАСЕЧКА»
Его цель – развитие зрительного умения
ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:Ребенок кладет руки на
колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается
команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько
секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок
должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и
продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
4. Используя эти и другие упражнения, в конце 3 четверти мы пришли к
следующим результатам:
Ф.И.
обучающегося
Класс
Начало
года
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Василевская
Анжела
4
51
73
92
115
Дерябин
Алексей
4
48
65
61
79
Зимушкина
Елена
4
25
32
49
52
Лобанов
Амин
4
74
78
130
124
Лобанов
Талиб
4
50
79
97
107
Шистеров
Эльмарт
4
34
56
68
97
Норма на конец учебного года: 80-90слов
Вывод: Все дети повысили свою скорость чтения.
Данная система работы помогла детям справиться с затруднениями в чтении ……(анализ таблицы)
Сколько повысили? Все ученики повысили свою скорость чтения.
Сколько справляется? На сегодняшний день не справляются со скоростью чтения 2
человека. Но мы продолжаем работу.
Перспектива работы: Дети особенные, продолжить работу по данному направлению в 5 классе.