Автор: Хузина Римма Альбертовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 5" Населённый пункт: г. Березники, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Схемы на уроках русского языка в 1 классе Раздел: начальное образование
Конспект мастер- класса.
Мастер-класс провёл – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 5» Хузина Римма Альбертовна.
Тема: Схемы на уроках русского языка в 1 классе.
Цель - создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников.
Задачи: • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету;
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде;
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Вступительная часть
«Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать
ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю
нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей
системой обучения с использованием опорных сигналов —
ключевых слов, условных знаков, рисунков и
формул с кратким выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в
качестве
основного
её
источника
обычно
указывается
перенасыщенность
программ
и
учебников
теоретическим материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала
себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Первоклассники, которые пришли ко мне в этом году, отличаются своей «пестротой» по уровню подготовки к
школе, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Треть детей - читающие, другая треть-
знающие буквы, но плохо читающие , остальные – не читающие и знающие только буквы. Использование
опорных схем на уроках – считаю необходимым и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к
данной теме.
Основная часть
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой
объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы
деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок,
сделать
его
более
запоминающимся,
нестандартным,
эмоциональным,
способствует
глубокому
и
последовательному
усвоению
материала.
Свою
роль
учителя
вижу
в
том,
чтобы
помочь
учащимся
активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике .
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать
модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших
школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную
деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению
материала.
Задачи
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
Что такое опорная схема?
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые
рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация,
адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема –
опора -
опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и
учеником.
От
традиционной
наглядности
они
отличаются
тем,
что
являются
опорами
мысли,
опорами
действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не
чувствует
себя
беспомощным.
Исчезла
скованность,
страх
перед
ответом,
нагрузка
на
память.
Ученики
избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют
правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить
ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое
обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала .
Этот этап работы играет большую роль в плане повышения
профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и
межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной
и методической литературы, периодических изданий, интернета.
2 Генерализация материала , выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе
происходит обобщение
содержания,
«выжимка» отобранного
материала,
отбрасывание
второстепенного,
малосущественного.
Как я строила работу в 1 классе.
Для того, чтобы повысить грамотность своих учеников я решила использовать готовые памятки. Но
данный метод не дал результатов, так как ребята теряли их, не понимали значение этих памяток. Я поняла, что
только
та
памятка
будет
эффективна,
которая
будет
создана
самим
учеником,
будет
результатом
его
размышления.
В 1 классе мы используем следующие виды схем: опорная схема; схема- таблица; схема- памятка.
Итоговой является схема-памятка, которую ребята складывают в папки. Они имеют свои номера. Две первые
схему нужны для построения итоговой схемы-памятки.
Что мы делаем с ребятами.
1 этап:
Преобразуем слова в знаки. За основу я взяла знаки из учебника «Азбука» автор В.Г. Горецкий.
- гласный звук;
- мягкий согласный звук;
- твёрдый согласный звук.
Что получили, когда наурокерусского языка прошли тему « Гласные звуки и буквы».
И и [и]
Состоит из
голоса
Гласный
Ударный
Безударный
Мягкий
командир
2 этап:
Собираем ключевые фразы по теме. Работая по теме «Гласные звуки и буквы», мы с ребятами
приходим к выводам, которые записаны на полосках бумаги. К концу урока на доске собирается
характеристика гласных.
Образует слог
Ударный
Безударный
Твёрдый командир
Мягкий командир
Состоит из голоса
Но полученный результат не удобен в использовании, т.к. его у них нет. Значит дома они не смогут
воспользоваться полученными в классе подсказками.
Что делать?!
3 этап:
Собираем схему- памятку. Кодируем слова в условные знаки. Шаблон схемы предлагаю в форме
солнышка.
И и [и]
Состоит из
голоса
Гласный
Ударный
Безударный
Мягкий
командир
Работать со схемами можно на любом этапе урока, так мы используем схему-таблицу, когда по теме урока
необходимо проанализировать предметы, найти общее и различное. Так по теме « Буква И и буква Й» у нас
ребятами получилась следующая таблица:
1 строчка- в ней записаны сравниваемые предметы;
2 строчка- общее у данных предметов;
3 строчка- отличие.
Букв
ы -10
Звук
и- 6
Букв
ы -10
Звук
и- 6
И и
Й й
Наши плюсы:
1. Мне не нужно заучивать непонятное правило. Я его вижу наглядно;
2. Могу использовать при работе с тестами;
3. Могу забежать вперёд и кодировать теоретическую часть предмета;
4. Могу выделить главное в теме;
5.Могу читать схемы.
Практическая часть
Учителя всю свою жизнь учатся чему-то новому. Педагогика не стоит на месте, она меняется. Учитель должен
быть в курсе этих изменений. Мало того, нам ещё нужно их использовать в работе. Используя мои схемы,
составьте схему-памятку для учителя по теме « Основные виды УУД».
Заключительная часть
Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика - умение понимать и кодировать большой объём
информации, тем самым выстраивать логическую цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым
способом деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и меньше, следовательно,
тормозится их речевое развитие, страдает грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические
правила, т.к. в большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших результатов при
изучении .
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную
память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность
учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в тексте; правильную лексику; умение
читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа
со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в
паре обратиться к нужной схеме - опоре. Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и последовательно их излагать.
Приобретённый опыт работы со схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных
предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ
темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные
связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки
знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает
интерес к изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и
проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только
смотреть на рисунок, но видеть содержание.