Напоминание

Схемы на уроках русского языка в 1 классе


Автор: Хузина Римма Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 5"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Схемы на уроках русского языка в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект мастер- класса. Мастер-класс провёл – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 5» Хузина Римма Альбертовна. Тема: Схемы на уроках русского языка в 1 классе. Цель - создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников. Задачи: • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету; • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной; • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде; • Повышение интереса к изучаемому материалу. Вступительная часть «Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Первоклассники, которые пришли ко мне в этом году, отличаются своей «пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Треть детей - читающие, другая треть- знающие буквы, но плохо читающие , остальные – не читающие и знающие только буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
Основная часть
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике . Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Целью
своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников. Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
Задачи
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. • Повышение интереса к изучаемому материалу.
Что такое опорная схема?
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема –
опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание. Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала
. Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической литературы, периодических изданий, интернета.
2 Генерализация материала
, выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
Как я строила работу в 1 классе.
Для того, чтобы повысить грамотность своих учеников я решила использовать готовые памятки. Но данный метод не дал результатов, так как ребята теряли их, не понимали значение этих памяток. Я поняла, что только та памятка будет эффективна, которая будет создана самим учеником, будет результатом его размышления. В 1 классе мы используем следующие виды схем: опорная схема; схема- таблица; схема- памятка.
Итоговой является схема-памятка, которую ребята складывают в папки. Они имеют свои номера. Две первые схему нужны для построения итоговой схемы-памятки.
Что мы делаем с ребятами.

1 этап:

Преобразуем слова в знаки.
За основу я взяла знаки из учебника «Азбука» автор В.Г. Горецкий. - гласный звук; - мягкий согласный звук; - твёрдый согласный звук.
Что получили,
когда наурокерусского языка прошли тему « Гласные звуки и буквы».


И и [и]

Состоит из

голоса

Гласный

Ударный

Безударный

Мягкий

командир


2 этап:

Собираем ключевые фразы по теме.
Работая по теме «Гласные звуки и буквы», мы с ребятами приходим к выводам, которые записаны на полосках бумаги. К концу урока на доске собирается характеристика гласных.
Образует слог

Ударный

Безударный

Твёрдый командир

Мягкий командир

Состоит из голоса
Но полученный результат не удобен в использовании, т.к. его у них нет. Значит дома они не смогут воспользоваться полученными в классе подсказками.
Что делать?!

3 этап:

Собираем схему- памятку.
Кодируем слова в условные знаки. Шаблон схемы предлагаю в форме солнышка.
И и [и]

Состоит из

голоса

Гласный

Ударный

Безударный

Мягкий

командир

Работать со схемами можно на любом этапе урока, так мы используем схему-таблицу, когда по теме урока необходимо проанализировать предметы, найти общее и различное. Так по теме « Буква И и буква Й» у нас ребятами получилась следующая таблица: 1 строчка- в ней записаны сравниваемые предметы; 2 строчка- общее у данных предметов; 3 строчка- отличие. Букв ы -10 Звук и- 6 Букв ы -10 Звук и- 6

И и

Й й

Наши плюсы:
1. Мне не нужно заучивать непонятное правило. Я его вижу наглядно; 2. Могу использовать при работе с тестами; 3. Могу забежать вперёд и кодировать теоретическую часть предмета; 4. Могу выделить главное в теме; 5.Могу читать схемы. Практическая часть Учителя всю свою жизнь учатся чему-то новому. Педагогика не стоит на месте, она меняется. Учитель должен быть в курсе этих изменений. Мало того, нам ещё нужно их использовать в работе. Используя мои схемы, составьте схему-памятку для учителя по теме « Основные виды УУД».
Заключительная часть
Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика - умение понимать и кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших результатов при изучении . Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным. Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме - опоре. Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных предметах. Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!