Напоминание

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей.


Автор: Дубинина Илона Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Звёздочка"
Населённый пункт: п. Пурпе ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Влияние игровой терапии

на познавательную и поведенческую сферу детей

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу

детей.
Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет и вплоть до младшего школьного возраста (хотя и в старшем возрасте люди сохраняют способность играть). Игра способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же действия, отыгрывать одни и те же бытовые ситуации, осваивая, таким образом, новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности). Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом, а потому игра выполняет, в том числе, и функцию социализации, то есть функцию включения в общество. В этом естественном занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства. Исследователи в области психотерапии творчеством (психологии творчества, арт- терапии) обратили внимание на многочисленные функции и эффекты обычной игровой деятельности ребенка и выяснили, что в ней заложен огромный потенциал для оказания психологической помощи детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями. На основании этого был разработан новый метод – игровая терапия (игротерапия). Игротерапия представляет собой частное направление психотерапии творчеством, которое предполагает оказание помощи терапевтом и достижение психологического благополучия ребенком посредством игровой деятельности. Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Методы игротерапии позволяют очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком мал, чтобы все рассказать и объяснить), а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления. Основные функции психолога, ведущего игровые занятия 1. Создание атмосферы принятия ребенка. 2. Эмоциональное сопереживание ребенку. 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме. 4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения. Принципы осуществления игротерапии 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения), 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя. Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии. Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Игровая деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка, осуществляется по нескольким направлениям:  Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта. Задача игр и упражнений в данном направлении состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию  Игры, направленные на развитие внимания. В начальном периоде обучения внимание у детей с проблемами в развитии непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в играх ставится задача и на запоминание («Ку-ку», «Найди свою игрушку», «Куда девался мяч»).  Игры, направленные на развитие подражания. Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.  Игры, направленные на усвоение действий по образцу. К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу гораздо сложнее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а не воспринимает уже готовый результат («Домики для матрешек», «Сделать целое», «Ловкий мишка»).  Игры, направленные на развитие ручной моторики.  Игры, направленные на сенсорное развитие детей.  Игры. направленные на развитие мышления. Благодаря коррекционным играм и упражнениям можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане. Педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе специальных игр и упражнений, направленных на: - формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно – действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций; - на формирование ориентировочно – исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотношения); - игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными качественными свойствами и признаками объектов; - направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;
- игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств; - сюжетно-ролевой, театрализованной игры; - конструктивные игры. Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи. Основное внимание в данном разделе уделяется развитию у детей основной функции речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность. - игры. направленные на развитие делового эмоционального общения («Позови», «Передай колокольчик», «Найди свою пару», «Два клоуна» и т.д.); - игры-драматизации. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. -игры, направленные на развитие познавательной функции речи тесно связаны с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности. Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей). .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!