Рекомендации для родителей "Что делать, если ребёнок испытывает страх?"
Автор: Перова Анжела Ахмедовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ №4 Населённый пункт: г. Усть-Лабинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Рекомендации для родителей "Что делать, если ребёнок испытывает страх?" Раздел: дошкольное образование
развитие
ребенка
- это
богатство
его
чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают
страх,
печаль,
тревогу.
Однако
у
разных
детей
различна
глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят
от
физиологических,
психологических
и
социальных
факторов.
В каждом возрасте наблюдаются так называемые
нормативные
страхи,
которые
появляются
как
результат
развития
интеллектуальной
сферы
и
воображения.
При
благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи
исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда
страхи накапливаются,
нарастая как снежный ком,
мешают
личностному
развитию
ребенка
и
создают
для
него
адаптационные, невротические и другие проблемы.
Не
случайно
говорят :
человек
рождается
дважды
-
первый
раз
физически
и
второй
- духовно.
Человеку
необходимо
расширять
свои
возможности.
Для
ребенка
главным
препятствием
развития
возможностей
и
соответственно
источником
тревоги
становится
неодобрение
его
поведения
взрослым
.
В
результате
вырастает
психопатический
асоциальный
человек,
плохо
интегрирующийся в общество, враждебный ему.
Реакция
родителя
на
страх
должна
быть
спокойно
-
сопереживающей
.
Нельзя оставаться равнодушными,
но и
чрезмерное
беспокойство
может
привести
к
усилению
страхов.
Попробуйте
обсудить
с
ребенком
его
страх,
попросите
его
описать
чувства
и
сам
страх.
Чем
больше
ребенок будет говорить о страхе,
тем лучше
- это лучшая
терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.
Попробуйте
переубедить
ребенка бояться чего-либо, но
не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он
имеется,
посоветуйте что-либо.
Можно придумать сказку и
разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со
страхом.
Например,
ребенок,
боящийся,
что
кто-то
ночью
влезет в его окно,
придумал целую историю про то,
как он
победил
незваного
гостя
с
помощью
игрушечного
ружья,
которое
для
такого
случая
всегда
было
наготове.
Однако
ребенок
должен
стараться
придерживаться
разработанных
правил.
Если
страх
выраженный,
то
бороться
с
ним
надо
дробно.
Например,
если ребенок боится собак,
для начала
стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с
ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.
Разумеется
,
старайтесь
повысить
самооценку
ребенка
,
поддерживайте
успешные
для
него
виды
деятельности,
всегда
умейте
тактично
оценить
успехи
ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос
опасен
- он
может
спровоцировать
рецидив.
Всегда
старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей
ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее
избыточной.