Автор: Кузнецова Любовь Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Правописание безударной гласной в корне слова" Раздел: начальное образование
Кузнецова Л.М.
Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы.
Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы
интенсификации обучения и повышения его качества. Только в этом случае
возможно реализовать те глубокие идеи, которые заложены в Основных
направлениях школьной реформы. Интенсификации обучения можно достичь
в том случае, если будет увеличено число учебно-познавательных действий и
операций, умело использована каждая минута урока как учителем, так и
учащимися, если учебный материал урока дойдет до сознания каждого
ученика.
Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой
многолетний опыт работы учителя, руководителя методического
объединения учителей начальных классов, результаты контрольных работ
позволили сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных
представляет определенные трудности для детей.
В обучении правописанию безударных гласных в корне слов
начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе
младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением
учащихся найти объект правила (ученик не может определить место
орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не
может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не
может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением;
подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по
звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).
Обучение правописанию безударных гласных в словах будет
успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя
теоретические основы данной темы.
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов,
как и многих других орфографических правил, лежит фонематический
принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква
обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный
принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять
произношению. Следовательно, надо учить детей определять в какой
морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить
проверочные слова.
Я использую в своей работе упражнения- пятиминутки.
Я использую в своей работе упражнения- пятиминутки.
У учащихся вырабатывается внимание к слову с любой орфограммой
У учащихся вырабатывается внимание к слову с любой орфограммой
,поэтому они реже допускают ошибки в диктантах и других письменных
,поэтому они реже допускают ошибки в диктантах и других письменных
работах. Я сама определяю, при закреплении какой орфограммы
работах. Я сама определяю, при закреплении какой орфограммы
целесообразнее писать те или иные слова. Например: слова : деревья-
целесообразнее писать те или иные слова. Например: слова : деревья-
дерево, колосья- колос, я включаю при закреплении материала по теме:
дерево, колосья- колос, я включаю при закреплении материала по теме:
Правописание «Ь»-разделительного знака. Слова: на Дону - Дон, В
Правописание «Ь»-разделительного знака. Слова: на Дону - Дон, В
Перми – Пермь включаю по теме: Имена собственные, можно и по теме:
Перми – Пермь включаю по теме: Имена собственные, можно и по теме:
Предлоги. В любом случае пропуск безударных гласных и подбор
Предлоги. В любом случае пропуск безударных гласных и подбор
проверочных слов нисколько не мешает учащимся. Они уже привыкли
проверочных слов нисколько не мешает учащимся. Они уже привыкли
сами для себя комментировать слово с пропущенной буквой, т. е.
сами для себя комментировать слово с пропущенной буквой, т. е.
подбирать такое слово, чтобы любая пропущенная буква была им ясна.
подбирать такое слово, чтобы любая пропущенная буква была им ясна.
Итак, в течение пяти минут на любом этапе урока ученики списывают в
Итак, в течение пяти минут на любом этапе урока ученики списывают в
тетрадь слова, приписывая к ним проверочное. Иногда такие
тетрадь слова, приписывая к ним проверочное. Иногда такие
упражнения выполняем устно.
упражнения выполняем устно.
Например, ребята смотрят на слова, написанные на доске, и показывая
Например, ребята смотрят на слова, написанные на доске, и показывая
карточку с гласной буквой, хором:
карточку с гласной буквой, хором:
О- нога - ноги
О- нога - ноги
Е- пчела - пчёлы
Е- пчела - пчёлы
И- пил а- пилы
И- пил а- пилы
О- вода - воды
О- вода - воды
А- трава- травы
А- трава- травы
Упражнения –пятиминутки не мешают мне работать над намеченной
Упражнения –пятиминутки не мешают мне работать над намеченной
темой, наоборот, помогают отрабатывать умение видеть
темой, наоборот, помогают отрабатывать умение видеть
орфограмму,.решать орфографическую задачу.
орфограмму,.решать орфографическую задачу.
Далее я приведу письменные упражнения пятиминутки, которые я
Далее я приведу письменные упражнения пятиминутки, которые я
разработала ииспользую в своей работе на протяжении нескольких лет..
разработала ииспользую в своей работе на протяжении нескольких лет..
1.
1.
СПИСАТЬ СЛОВА. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.
СПИСАТЬ СЛОВА. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.
НАПИСАТЬ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО ПО ОБРАЗЦУ.
НАПИСАТЬ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО ПО ОБРАЗЦУ.
а) Проверочное слово- слово с тем же корнем, обозначающее предмет
а) Проверочное слово- слово с тем же корнем, обозначающее предмет
в единственном числе.
в единственном числе.
К .ты- кот К .вер – коврик Л . шадка – лошадь
К .ты- кот К .вер – коврик Л . шадка – лошадь
Фл.. жок-флаг
Фл.. жок-флаг
С .рпы – серп К .зел –козлик Л . бедушка –лебедь .
С .рпы – серп К .зел –козлик Л . бедушка –лебедь .
лодок - холод ., сел – ослик Пл .щадка –площадь
лодок - холод ., сел – ослик Пл .щадка –площадь
Сн.жок - снег
Сн.жок - снег
К .са –косы К .нец – кончик Д.чурка –дочка
К .са –косы К .нец – кончик Д.чурка –дочка
Гр .бок –
Гр .бок –
Сн .жок -снег
Сн .жок -снег
Р .са –росы П .чурка – печка Б .режок –берег
Р .са –росы П .чурка – печка Б .режок –берег
М .чи – мяч М .ря – море Др . зды – дрозд Гар . ажи –
М .чи – мяч М .ря – море Др . зды – дрозд Гар . ажи –
гараж
гараж
Г .лы – гол . зера – озеро , стреба – ястреб Ш . лаши –
Г .лы – гол . зера – озеро , стреба – ястреб Ш . лаши –
шалаш
шалаш
Игр .ки – игрок К.тера – катер Кр . ты – крот П . греба –
Игр .ки – игрок К.тера – катер Кр . ты – крот П . греба –
погреб
погреб
Врат .ри – вратарь М .сты – мост Кул . ки- кулак Ч . рдаки –
Врат .ри – вратарь М .сты – мост Кул . ки- кулак Ч . рдаки –
чердак
чердак
Б . га –бег П .руса – парус Кл .сты – клест Г .рода –
Б . га –бег П .руса – парус Кл .сты – клест Г .рода –
город
город
Х .лмы – холм Кор . бли – корабль Бл . ндажи
Х .лмы – холм Кор . бли – корабль Бл . ндажи
–блиндаж
–блиндаж
С .лачи – силач Д .жди – дождь
С .лачи – силач Д .жди – дождь
Вр .чи – врач Т .поля –тополь
Вр .чи – врач Т .поля –тополь
Тк .чи – ткач Шм . ли – шмель
Тк .чи – ткач Шм . ли – шмель
Скр.пачи – скрипач Снег.ри – снегирь
Скр.пачи – скрипач Снег.ри – снегирь
Ц .ркачи –циркач Жур.вли – журавль
Ц .ркачи –циркач Жур.вли – журавль
Калачи- калач Глухари - глухарь
Калачи- калач Глухари - глухарь
2.
2.
Проверочное слово то же слово, обозначающее предмет во
Проверочное слово то же слово, обозначающее предмет во
множественном числе.
множественном числе.
а). Сол. вьи – соловушки б). Г.ловки -головы
а). Сол. вьи – соловушки б). Г.ловки -головы
Кол.ски – колосья Г.лубки – голуби
Кол.ски – колосья Г.лубки – голуби
Б.родки -бороды
Б.родки -бороды
Кор . шки –коренья П.лоски - полосы
Кор . шки –коренья П.лоски - полосы
Дер.вца- деревья Гл .за -глазки
Дер.вца- деревья Гл .за -глазки
Л.сточки –лист С .поги -сапог
Л.сточки –лист С .поги -сапог
Бр.тишка – брат
Бр.тишка – брат
в). М .льчишки –мальчики
в). М .льчишки –мальчики
К .лечки – кольца
К .лечки – кольца
Ст .бельки –стебелек
Ст .бельки –стебелек
.куньки – окунек
.куньки – окунек
С.режки - серьги
С.режки - серьги
3). Проверочное слово обозначает тот же предмет во множественном
3). Проверочное слово обозначает тот же предмет во множественном
числе, в единственном и во множественном числе.
числе, в единственном и во множественном числе.
а). в. сло –весла б). н.ра –норы
а). в. сло –весла б). н.ра –норы
р. ка –реки с. сна - сосны
р. ка –реки с. сна - сосны
в. да –воды гн . здо – - гнезда
в. да –воды гн . здо – - гнезда
в .лна –волны з. мля – - земли
в .лна –волны з. мля – - земли
с .ха -сохи г .ра –---горы
с .ха -сохи г .ра –---горы
к. са –косы гр. за – - гроза
к. са –косы гр. за – - гроза
п .ла – пилы р .са – - росы
п .ла – пилы р .са – - росы
в). д .р .вцо – дерево деревья
в). д .р .вцо – дерево деревья
к .р. шок – корень коренья
к .р. шок – корень коренья
к .л .сок –колос колосья
к .л .сок –колос колосья
г .л ва - головы головка
г .л ва - головы головка
х .л. док –холод холодный
х .л. док –холод холодный
в .р .нье – ворон вороны .
в .р .нье – ворон вороны .
4). Проверочное слово -слово с тем же корнем, отвечающее на вопрос
4). Проверочное слово -слово с тем же корнем, отвечающее на вопрос
что?
что?
а). мор .зильный –мороз б) пр .лестный – прелесть
а). мор .зильный –мороз б) пр .лестный – прелесть
с .рдечный - сердце
с .рдечный - сердце
сч .стливый - счастье
сч .стливый - счастье
м . довый -мед тр .стниковый –трость
м . довый -мед тр .стниковый –трость
х .лодный - холод
х .лодный - холод
г .лодный -голод
г .лодный -голод
л дяной - лед
л дяной - лед
ж .мчужный – жемчуг
ж .мчужный – жемчуг
в). в .сенний –весны г). к. льцевой – кольца
в). в .сенний –весны г). к. льцевой – кольца
м .лоденький – молодость
м .лоденький – молодость
. сенний - осень ст .льной – сталь
. сенний - осень ст .льной – сталь
с .нный –сон б. льной -боль
с .нный –сон б. льной -боль
к. ренной – корень ш.рстяной -шерсть
к. ренной – корень ш.рстяной -шерсть
стеклянный- стекло л . нивый –лень
стеклянный- стекло л . нивый –лень
д) тр. щать – треск
д) тр. щать – треск
п .щать -писк
п .щать -писк
кр.чать – крик
кр.чать – крик
сп .шить – спешка
сп .шить – спешка
к. чать –качка
к. чать –качка
встречать – встреча
встречать – встреча
А вот эти упражнения я использую при изучении других тем . К
А вот эти упражнения я использую при изучении других тем . К
каждому такому упражнению можно предложить различные задания:
каждому такому упражнению можно предложить различные задания:
списать предложение, вставить пропущенную букву в слова с
списать предложение, вставить пропущенную букву в слова с
безударными гласными, подчеркнуть слово с ь, разделить на слоги слово
безударными гласными, подчеркнуть слово с ь, разделить на слоги слово
с ь, подчеркнуть букву, мягкость которой показывает мягкий знак.
с ь, подчеркнуть букву, мягкость которой показывает мягкий знак.
Тексты я составила из отдельных предложений, поэтому их в любое
Тексты я составила из отдельных предложений, поэтому их в любое
время можно сократить.
время можно сократить.
1. Буква ь как знак мягкости согласного
1. Буква ь как знак мягкости согласного
Др . фа- б . льшая птица.
Др . фа- б . льшая птица.
В м . рях в . да горькая и с . ленная.
В м . рях в . да горькая и с . ленная.
В л . су после д .ждя сильно пахнет гр. бамии.
В л . су после д .ждя сильно пахнет гр. бамии.
Рысь – н. чное животное. Весь день л . жит на толстой ветке. А то сядет
Рысь – н. чное животное. Весь день л . жит на толстой ветке. А то сядет
на ветку ели над тр. пой.
на ветку ели над тр. пой.
Ель, с .сна- хвойные д .ревья. В морозный день снег под н .гами скр. пит.
Ель, с .сна- хвойные д .ревья. В морозный день снег под н .гами скр. пит.
Это л .маются
Это л .маются
сн.жинки.
сн.жинки.
2
2
. Буква мягкий разделительный знак.
. Буква мягкий разделительный знак.
а) Я грядку пр. полю, а потом в .дой полью.
а) Я грядку пр. полю, а потом в .дой полью.
Осенью часто льют д .жди.
Осенью часто льют д .жди.
За .кном тр. щат сучья на д. ревьях.
За .кном тр. щат сучья на д. ревьях.
б). В коробке л.жат с.сновые шишки и птичьи перья.
б). В коробке л.жат с.сновые шишки и птичьи перья.
Слон может б .жать со скоростью двадцать километров в час.
Слон может б .жать со скоростью двадцать километров в час.
в) Наша с.мья б .льшая. Мой младший бр. тишка учится в первом
в) Наша с.мья б .льшая. Мой младший бр. тишка учится в первом
классе.
классе.
Старший брат Б.рис работает в ателье.
Старший брат Б.рис работает в ателье.
г). Пришла в.сна. Ласковое солнце льет на землю свет и т .пло. На д
г). Пришла в.сна. Ласковое солнце льет на землю свет и т .пло. На д
.ревьях появились
.ревьях появились
з. ленные л .сточки. По з. мле ползают муравьи.
з. ленные л .сточки. По з. мле ползают муравьи.
3).
3).
Удвоенные согласные.
Удвоенные согласные.
1). Крутой ст. ной возвышается частый осинник. Ландыши- ранние
1). Крутой ст. ной возвышается частый осинник. Ландыши- ранние
в .сенние цв .ты.
в .сенние цв .ты.
В июне в.черние зори догорают медленно.
В июне в.черние зори догорают медленно.
У пингвинов нет длинных крыльев, они л .тать не могут.
У пингвинов нет длинных крыльев, они л .тать не могут.
2) Город – герой Одесса ст.ит на б .регу Черного моря.
2) Город – герой Одесса ст.ит на б .регу Черного моря.
Обь – самая длинная р .ка в России.
Обь – самая длинная р .ка в России.
Шумят вдоль дорог д. ревья з.леных аллей. Их посадили юннаты.
Шумят вдоль дорог д. ревья з.леных аллей. Их посадили юннаты.
3). Наш класс б .льшой и красивый.
3). Наш класс б .льшой и красивый.
Над цв.тами жужжит пчела.
Над цв.тами жужжит пчела.
М.ю сестру з.вут Алла.
М.ю сестру з.вут Алла.
Ст.ят чудесные весенние деньки.
Ст.ят чудесные весенние деньки.
4). У Б .риса Игнатьева кр.сивая коллекция марок.
4). У Б .риса Игнатьева кр.сивая коллекция марок.
Учительница прочитала детям рассказ о в.йне.
Учительница прочитала детям рассказ о в.йне.
4 Безударные гласные: о-а , е-и-я.
4 Безударные гласные: о-а , е-и-я.
-Трещат в ........... з .леные кузнечики.
-Трещат в ........... з .леные кузнечики.
-Ручей журчит на дне оврага.
-Ручей журчит на дне оврага.
- ........ в ручье чистая , светлая, вкусная.
- ........ в ручье чистая , светлая, вкусная.
- На школьном дв.ре б .льшая клумба.
- На школьном дв.ре б .льшая клумба.
-На клумбе растут ………. .
-На клумбе растут ………. .
. -Пришла в.сна. Снег растаял. Показалась з.мля.
. -Пришла в.сна. Снег растаял. Показалась з.мля.
-Первый зимний сн.жок белым пухом л. тит.
-Первый зимний сн.жок белым пухом л. тит.
-Первый зимний мороз в. селит и б.дрит.
-Первый зимний мороз в. селит и б.дрит.
- Лыжники к.таются с крутой г .ры.
- Лыжники к.таются с крутой г .ры.
-Выросла с.сна в глухом л.су.
-Выросла с.сна в глухом л.су.
-Ствол у этой с .сны высокий и толстый.
-Ствол у этой с .сны высокий и толстый.
Из таких д. ревьев хорошо делать электрические ст.лбы и корабельные
Из таких д. ревьев хорошо делать электрические ст.лбы и корабельные
мачты.
мачты.
.
.
-Волга – б.льшая русская река.
-Волга – б.льшая русская река.
Вот и наступили тёплые д.ньки.
Вот и наступили тёплые д.ньки.
С крыши свесились л .дяные с.сульки.
С крыши свесились л .дяные с.сульки.
С. дит на дер.ве сорока. Хвост у сороки длинный, перышки белые.
С. дит на дер.ве сорока. Хвост у сороки длинный, перышки белые.
Рыжики, м.слята, в.лнушки, л.сички, б. ровики – это( что?) ……….
Рыжики, м.слята, в.лнушки, л.сички, б. ровики – это( что?) ……….
Ландыши, тюльпаны, васильки – это (что?)……….
Ландыши, тюльпаны, васильки – это (что?)……….
Яблоня, груша, слива – фруктовые (что?) ………….
Яблоня, груша, слива – фруктовые (что?) ………….
Байкал – оз.ро, а Нева – (что?) река.
Байкал – оз.ро, а Нева – (что?) река.
3.
3.
Большая буква в именах собственных.
Большая буква в именах собственных.
Мой отец, Б.рис Николаевич –строитель.
Мой отец, Б.рис Николаевич –строитель.
Мы теперь ж. вём в Сибири. Это б.льшой и богатый край.
Мы теперь ж. вём в Сибири. Это б.льшой и богатый край.
В Сибири есть б .льшие реки: Лена,Обь, Енисей.
В Сибири есть б .льшие реки: Лена,Обь, Енисей.
П. стух пригнал стадо к р.ке. Коровы Буренка и Белянка ст.ят в в. де.
П. стух пригнал стадо к р.ке. Коровы Буренка и Белянка ст.ят в в. де.
Зорька и Милка л .жат в тр. ве. П . стух Илья Васильевич с. дит в тени.
Зорька и Милка л .жат в тр. ве. П . стух Илья Васильевич с. дит в тени.
Собака В.лчок ст.р.жит стадо.
Собака В.лчок ст.р.жит стадо.
Москва – город – герой, столица нашей Родины. Река Ока –б .льшой
Москва – город – герой, столица нашей Родины. Река Ока –б .льшой
приток Волги.
приток Волги.
Баку – город нефтяников. Он расположен на б. регу Каспийского моря.
Баку – город нефтяников. Он расположен на б. регу Каспийского моря.
Сочетания жи-ши, ча- ща, чу –щу.
Сочетания жи-ши, ча- ща, чу –щу.
Солнечные лучи осв . щали в.ршины елей. Дети х .дили в рощу за
Солнечные лучи осв . щали в.ршины елей. Дети х .дили в рощу за
щавелём.
щавелём.
В камышах кр .чат утята.
В камышах кр .чат утята.
Малыши плещутся у берега р. ки.
Малыши плещутся у берега р. ки.
Птички зимой целый день ищут пищу.
Птички зимой целый день ищут пищу.
Мы по улице б .жим, мы от хол.да др.жим.
Мы по улице б .жим, мы от хол.да др.жим.
В гнездах вывелись гр .чата.
В гнездах вывелись гр .чата.
Целый день хл.почут грачи у гн .зда.
Целый день хл.почут грачи у гн .зда.
Они добывают пищу пт.нцам.
Они добывают пищу пт.нцам.
В. да- это жидкость. В.да на очень б .льших глубинах горячая.
В. да- это жидкость. В.да на очень б .льших глубинах горячая.
Быстрее всех из птиц л .тают стр.жи.
Быстрее всех из птиц л .тают стр.жи.
Муравьи прячутся к д .ждю.
Муравьи прячутся к д .ждю.
Нефть – м .слянистая жидкость. Нефть легче в .ды.
Нефть – м .слянистая жидкость. Нефть легче в .ды.
Крокодилы оч.щают реки от б . льных рыб.
Крокодилы оч.щают реки от б . льных рыб.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
В этом году хороший ур ожай . вощей.
В этом году хороший ур ожай . вощей.
Овощи в .зут в город. В кузов машины кл.дут свеклу, картофель и в .зут
Овощи в .зут в город. В кузов машины кл.дут свеклу, картофель и в .зут
на склад.
на склад.
Самолёт л. тит довольно низко.
Самолёт л. тит довольно низко.
А на грядках низко, низко из земли торчит редиска.
А на грядках низко, низко из земли торчит редиска.
С севера подул резкий, х .л .дный ветер.
С севера подул резкий, х .л .дный ветер.
Тоненькие кудрявые берёзки ст .ят на вырубке.
Тоненькие кудрявые берёзки ст .ят на вырубке.
В морозный день снег сухой.
В морозный день снег сухой.
Нельзя лепить сн .жки.
Нельзя лепить сн .жки.
Ласточки л .тают низко перед д. ждём.
Ласточки л .тают низко перед д. ждём.
В .нтокрылые вертолёты могут сделать посадку на очень маленькой
В .нтокрылые вертолёты могут сделать посадку на очень маленькой
площадке.
площадке.
Пошли дед ибабка в огород и давай Снегурочку л.пить.
Пошли дед ибабка в огород и давай Снегурочку л.пить.
Вылепили ручки, ножки, г .ловку. Собрались раз подружки по гр .бки, да
Вылепили ручки, ножки, г .ловку. Собрались раз подружки по гр .бки, да
по ягодки.
по ягодки.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Поздно веч.ром мы возвращались д . мой.
Поздно веч.ром мы возвращались д . мой.
Началась гр.за. Молния осв.тила окрестность.
Началась гр.за. Молния осв.тила окрестность.
Местность вдруг резко изм.нилась.
Местность вдруг резко изм.нилась.
Густой тростник на пруду к.зался б .льшими деревьями.
Густой тростник на пруду к.зался б .льшими деревьями.
Выпь – б.льшая птица. Она гн.здится в зарослях тростника, камышах.
Выпь – б.льшая птица. Она гн.здится в зарослях тростника, камышах.
Прилетели гр.чи- вестники в.сны.
Прилетели гр.чи- вестники в.сны.
Бабочка – капустница объ . дает листья капусты. В нашей местности
Бабочка – капустница объ . дает листья капусты. В нашей местности
Много рек и .зёр. Ласково прип.кает в.сеннее солнце.
Много рек и .зёр. Ласково прип.кает в.сеннее солнце.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
Грузди,рыжики- съедобные гр . бы.
Грузди,рыжики- съедобные гр . бы.
Подъёмный кран на стройке – первый п . мощник.
Подъёмный кран на стройке – первый п . мощник.
За хорошую работу В.силию П .тровичу объявили благодарность.
За хорошую работу В.силию П .тровичу объявили благодарность.
На стене висит объявление.
На стене висит объявление.
Учитель С .мён Р .манович объяснил В. лентине трудную задачу.
Учитель С .мён Р .манович объяснил В. лентине трудную задачу.
Ребята съехали с крутой г .ры.
Ребята съехали с крутой г .ры.
Жираф может объедать листья с высоких д. ревьв.
Жираф может объедать листья с высоких д. ревьв.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
Д .рево в в .де не тонет.
Д .рево в в .де не тонет.
Металл алюминий не ржавеет.
Металл алюминий не ржавеет.
Страус не л .тает.
Страус не л .тает.
Журавль летом л .няет, и перья на крыльях у него вып. дают.
Журавль летом л .няет, и перья на крыльях у него вып. дают.
Недели две он не может л .тать.
Недели две он не может л .тать.
Я не поливаю цв. ты х . л. дной в.дой.
Я не поливаю цв. ты х . л. дной в.дой.
Очень х .л .дная в .да медленно проникает в растение.
Очень х .л .дная в .да медленно проникает в растение.
Серёжа не к . тается на м . стовой, и я не буду кататься.
Серёжа не к . тается на м . стовой, и я не буду кататься.
Л . тит стрела . гневая, никто её не поймает. (Молния.)
Л . тит стрела . гневая, никто её не поймает. (Молния.)
Лежит д . ска на болоте, не сохнет, не гниёт, не ржавеет.( Язык.)
Лежит д . ска на болоте, не сохнет, не гниёт, не ржавеет.( Язык.)
Чужой з .мли мы не х . тим и св . ей не отдадим.
Чужой з .мли мы не х . тим и св . ей не отдадим.
Ссора до д . бра не доведёт.
Ссора до д . бра не доведёт.
Языком не тор . пись, а тор. пись делом.
Языком не тор . пись, а тор. пись делом.
При повторении изученного в конце года задания усложняются. Нужно не
При повторении изученного в конце года задания усложняются. Нужно не
только вставить пропущенную букву, но и выбрать из предложенных слов
только вставить пропущенную букву, но и выбрать из предложенных слов
подходящие по смыслу и написать их вместо скобок.
подходящие по смыслу и написать их вместо скобок.
При этом имеется возможность выяснить, правильно ли мыслят
При этом имеется возможность выяснить, правильно ли мыслят
ученики,наблюдательны ли они. При проверке я спрашиваю учеников, какое
ученики,наблюдательны ли они. При проверке я спрашиваю учеников, какое
слово они написали вместо скобок и почему. Отвечая , ученики учатся
слово они написали вместо скобок и почему. Отвечая , ученики учатся
рассуждать.
рассуждать.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
На ст .ле (…………) б . льшая груш.( лежит).
На ст .ле (…………) б . льшая груш.( лежит).
В . лентина съела эту грушу.
В . лентина съела эту грушу.
В (………..) н . чинают созревать яблоки.(саду).
В (………..) н . чинают созревать яблоки.(саду).
Ребята сн . мают спелые пл. ды и кладут их в корзины.
Ребята сн . мают спелые пл. ды и кладут их в корзины.
Вадим вернулся из л . са. Дома никого не ок. залось. Корзину с гр . бамии В .
Вадим вернулся из л . са. Дома никого не ок. залось. Корзину с гр . бамии В .
диму пришлось (…………) к бабушке.(отнести).
диму пришлось (…………) к бабушке.(отнести).
Пришла в. сна. Из тёплых краёв л . тят гр.чи, стр.жи.
Пришла в. сна. Из тёплых краёв л . тят гр.чи, стр.жи.
При весеннем перелёте птицы л . тят быстрее, чем при осеннем.
При весеннем перелёте птицы л . тят быстрее, чем при осеннем.
Татьяна открыла .кно. К. тёнок медленно(………) с крыши сарая.
Татьяна открыла .кно. К. тёнок медленно(………) с крыши сарая.
Ник.лай(…..) в школьном хоре. Нельзя (……..) на х.лодно з .мле.
Ник.лай(…..) в школьном хоре. Нельзя (……..) на х.лодно з .мле.
(спишу спешу отворила отварила слизал слезал запивает запевает сидеть
(спишу спешу отворила отварила слизал слезал запивает запевает сидеть
седеть).
седеть).
Птичка (……) гнездо над .кном. Варвара затопила печь. Я сама к . рмлю
Птичка (……) гнездо над .кном. Варвара затопила печь. Я сама к . рмлю
нашу Бурёнушку,(……….) ей траву и сено. (свела свила дою даю).
нашу Бурёнушку,(……….) ей траву и сено. (свела свила дою даю).
ПРЕДЛОГИ.
ПРЕДЛОГИ.
Каждый день я х. жу в магазин за (…….) и (……). Полоть сорную тр.ву на
Каждый день я х. жу в магазин за (…….) и (……). Полоть сорную тр.ву на
гр.де надо(……….) после по, вления дружных всходов моркови.
гр.де надо(……….) после по, вления дружных всходов моркови.
( Слова для справок:за хлебом , за молоком, за солью, за маслом; дня через
( Слова для справок:за хлебом , за молоком, за солью, за маслом; дня через
два, недели через две.)
два, недели через две.)
З . мой в л .су ст . ит т . шина. Только дятел стучит по стволу старого
З . мой в л .су ст . ит т . шина. Только дятел стучит по стволу старого
дер.ва. Он ищет под к .рой жуков- короедов – вредителей леса.
дер.ва. Он ищет под к .рой жуков- короедов – вредителей леса.
Дикая утка устраивает св.ё гн . здо.
Дикая утка устраивает св.ё гн . здо.
ПРИСТАВКИ.
ПРИСТАВКИ.
Дед В . силий(……….) свои валенки.
Дед В . силий(……….) свои валенки.
До свидания. Св.тлана, мы (……..) в лагерь. Если хочешь посмотреть на
До свидания. Св.тлана, мы (……..) в лагерь. Если хочешь посмотреть на
солнце, (………) гл.за рукой. ( Слова для справок: перешил, подшил, уехали,
солнце, (………) гл.за рукой. ( Слова для справок: перешил, подшил, уехали,
поехали ,закрой, прикрой)
поехали ,закрой, прикрой)
Заяц путает сл.ды,уб.гает при первом шорохе. Заяц спит с открытыми
Заяц путает сл.ды,уб.гает при первом шорохе. Заяц спит с открытыми
глазами.Лиса (……) в курятник. Куры кр.чат. Лиса (………) курицу и
глазами.Лиса (……) в курятник. Куры кр.чат. Лиса (………) курицу и
уб.жала. ( зашла забралась взяла схватила).
уб.жала. ( зашла забралась взяла схватила).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Вот и в. сна на дв.ре. Снег на п . лях пот.мнел.
Вот и в. сна на дв.ре. Снег на п . лях пот.мнел.
С гор б . гут шумные ручейки. По н.чам ещё замерзают лужи.
С гор б . гут шумные ручейки. По н.чам ещё замерзают лужи.
Наступила в.сна. Школьники убирают мусор на пл.щадке и во дв.ре.
Наступила в.сна. Школьники убирают мусор на пл.щадке и во дв.ре.
Прилетели белоносые гр.чи.
Прилетели белоносые гр.чи.
Машенька вз.ла (……….) и пошла с бабушкой в сад за малиной.
Машенька вз.ла (……….) и пошла с бабушкой в сад за малиной.
Из ст.блей (………) легко делать колечки для цепочки.
Из ст.блей (………) легко делать колечки для цепочки.
(Слова: стакан, блюдце, кружку, ромашек, одуванчиков.)
(Слова: стакан, блюдце, кружку, ромашек, одуванчиков.)
На сн.гу в.дны сл.ды волка,лося, зайца и(……….).
На сн.гу в.дны сл.ды волка,лося, зайца и(……….).
Наиболее длинный стебель имеют цв.ты (……..)
Наиболее длинный стебель имеют цв.ты (……..)
( Слова для справок: ежа, лисицы, медведя,ландыши, кувшинки.)
( Слова для справок: ежа, лисицы, медведя,ландыши, кувшинки.)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
.
.
Резкий ветер срывает с д.ревьев (………) листья.
Резкий ветер срывает с д.ревьев (………) листья.
Ст.ят жаркие июльские д.ньки.
Ст.ят жаркие июльские д.ньки.
В тр.ве на лугу кр.снеют ягоды.
В тр.ве на лугу кр.снеют ягоды.
( Слова: зелёные, жёлтые,мелкие, крупные, спелые.)
( Слова: зелёные, жёлтые,мелкие, крупные, спелые.)
Айсберг – это л.дяная г.ра, плавающая в море.
Айсберг – это л.дяная г.ра, плавающая в море.
Осенью в.да в озере кажется (……….), потому что в в.де отражается небо.
Осенью в.да в озере кажется (……….), потому что в в.де отражается небо.
Во время ледохода в.да в р.ке бывает (………).
Во время ледохода в.да в р.ке бывает (………).
( Слова: голубой, серой, светлая, серая, мутная.)
( Слова: голубой, серой, светлая, серая, мутная.)
Мама дала маленькой Оленьке л.сток бумаги и (………) карандаш.
Мама дала маленькой Оленьке л.сток бумаги и (………) карандаш.
Оленька пытается что- то нарисовать.
Оленька пытается что- то нарисовать.
Для детского сада купили ещё д.вять скакалок и д.сять м.чей.
Для детского сада купили ещё д.вять скакалок и д.сять м.чей.
(Слова : красный, простой, футбльных, резиновых).
(Слова : красный, простой, футбльных, резиновых).
Солнце – это (………) раскалённый шар.
Солнце – это (………) раскалённый шар.
Лучи солнца бл.стят на (……….) тр.ве.
Лучи солнца бл.стят на (……….) тр.ве.
Растения пустыни имеют(………)корень.
Растения пустыни имеют(………)корень.
( Слова для справок: блоьшой, огромный, на росистой, на сухой, короткий ,
( Слова для справок: блоьшой, огромный, на росистой, на сухой, короткий ,
длинный.)
длинный.)
Систематическая работа по теме:» Безударные гласные» даёт
Систематическая работа по теме:» Безударные гласные» даёт
возможность её вести последовательно от простого к сложному
возможность её вести последовательно от простого к сложному
По следующим этапам:
По следующим этапам:
1. Определение безударных гласных в слове и предложении.
1. Определение безударных гласных в слове и предложении.
2.Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные.
2.Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные.
Белый, белок,белеет, побелел.
Белый, белок,белеет, побелел.
3. Безударные гласные слышатся неясно,но пишутся так же , как и
3. Безударные гласные слышатся неясно,но пишутся так же , как и
ударные:
ударные:
Хитрец , хитрый, хитрит.
Хитрец , хитрый, хитрит.
Красный; А как напишем: краснота, краснеет.
Красный; А как напишем: краснота, краснеет.
4. Работа по учебнику проходит как сообщение накопленных ранее знаний:
4. Работа по учебнику проходит как сообщение накопленных ранее знаний:
Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах
Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах
После этого я обязательно спрашиваю детей: Как пишется? Почему?
После этого я обязательно спрашиваю детей: Как пишется? Почему?
В процессе обобщения получается вот такая схема – опора:
В процессе обобщения получается вот такая схема – опора:
О – совы - сова
О – совы - сова
А – сад - сады
А – сад - сады
Е—земли - земля
Е—земли - земля
И –свист -свисток
И –свист -свисток
Я – мяч -мячи
Я – мяч -мячи
Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах.
Безударные гласные пишутся так же, как ударные в родственных словах.
5.
5.
Работа с группами родственных слов с подчеркиванием проверочного
Работа с группами родственных слов с подчеркиванием проверочного
слова.
слова.
Сначала она проводится с записью на доске, а потом под диктовку, с
Сначала она проводится с записью на доске, а потом под диктовку, с
перемещением проверочного слова с первого места в середину и на конец.
перемещением проверочного слова с первого места в середину и на конец.
Боль , болит, больной.
Боль , болит, больной.
Моряк, море, морской.
Моряк, море, морской.
Цветы, цветник, цветик.
Цветы, цветник, цветик.
6.
6.
Комментирование предложений.
Комментирование предложений.
При выполнении этой работы особенно поощряю тех детей, которые
При выполнении этой работы особенно поощряю тех детей, которые
замечают безударные гласные.
замечают безударные гласные.
7.
7.
Работа с группами слов с помощью проговаривания(
Работа с группами слов с помощью проговаривания(
как напишешь?):
как напишешь?):
Петушок, подарил , хвалил, которая затем переходит в работу с
Петушок, подарил , хвалил, которая затем переходит в работу с
карточками.
карточками.
- карточки с обозначением гласных: а, о, е, и, я у учащихся
- карточки с обозначением гласных: а, о, е, и, я у учащихся
Я называю слово, учащиеся по сигналу поднимают нужную карточку;
Я называю слово, учащиеся по сигналу поднимают нужную карточку;
Наиболее трудные слова повторяю из урока в урок.
Наиболее трудные слова повторяю из урока в урок.
-карточки с наиболее трудными словами на безударную гласную .у учителя:
-карточки с наиболее трудными словами на безударную гласную .у учителя:
Запах, линейка, певунья, пернатые, знакомый, сажают, копает, хвалить,
Запах, линейка, певунья, пернатые, знакомый, сажают, копает, хвалить,
виднеется.
виднеется.
Данные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают
Данные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают
орфографическую зоркость. Такая систематическая работа по теме:
орфографическую зоркость. Такая систематическая работа по теме:
«Безударная гласна в корне слова я позволяет уменьшить количество ошибок
«Безударная гласна в корне слова я позволяет уменьшить количество ошибок
в работах учащихся в несколько раз.
в работах учащихся в несколько раз.
Эта методика создавалась на протяжении нескольких лет. В ней я
Эта методика создавалась на протяжении нескольких лет. В ней я
использовала собственный опыт работы, опыт учителей- новаторов,
использовала собственный опыт работы, опыт учителей- новаторов,
материалы журнала « Начальная школа». Эти методические приёмы я
материалы журнала « Начальная школа». Эти методические приёмы я
использую уже не один год и они дают хорошие результаты в обучении
использую уже не один год и они дают хорошие результаты в обучении
учащихся.
учащихся.
.
.
Список литературы.
1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.,
1983.
4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992..