через продуктивную деятельность (аппликация)
(старшая, подготовительная группы)
Воспитатели:
Сухарева Л.П.
Марковская Н.В.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его
приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребенка
является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической
культуры личности.
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и
разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной
деятельности (аппликация) для ДОУ с учетом обновления содержания по парциальным
программам.
Программа актуальна, так как предусматривает развитие у детей изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но
и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми,
с окружающим миром.
Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация
дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить
радость
творчества.
Дети
постигают
поистине
универсальный
характер
аппликации,
открывая
ее
поразительные
качества,
знакомятся
с
самыми
простыми
поделками
и
с
приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме
того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт
работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Аппликация
выполняется
в
определённой
последовательности:
выбор
сюжета,
составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание
деталей, оформление.
Занятия
проводятся
один
раз
в
неделю
по
подгруппам
во
второй
половине
дня.
Продолжительность занятий в старшей группе 25 минут, в подготовительно – 30 мин.
Цель – развитее мелкой моторики рук, создание условий для самореализации ребенка в
творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности.
Задачи :
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами
при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формировать
творческие
способности,
духовную
культуру
и
эмоциональное
отношение к действительности;
развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты :
сформирован интерес к искусству аппликации;
умение вырезать круглые и овальные формы;
умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат – в 2-4
треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники);
умение вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой;
умение создавать предметные и сюжетные композиции;
умение создавать объемные предметы;
При работе с детьми применяются следующие методы:
словесный
наглядный
практический
Используются различные формы работы:
беседы
наблюдения
рассматривание
регламентированные занятия
выставки
Для проведения занятия необходимы наглядные пособия:
иллюстрации
образцы работы
Необходимые материалы:
цветная бумага;
цветная двухсторонняя бумага;
гофрированная бумага;
цветные салфетки;
фантики от конфет;
крупы;
мелкие камни;
листы альбомной бумаги;
цветной картон;
ножницы с тупыми концами;
клей ПВА;
клеенка;
тряпочка;
кисточка.
Список детей
I подгруппа II подгруппа
Алибулатов Зайнутдин
Атоян Вика
Багян Валерия
Белянский Данил
Бирюкова Дарья
Блинов Даниил
Варий Дарья
Дудырева Анна
Дульцева Алина
Киселева Анна
Круговая Виолетта
Максимович Екатерина
Орлов Георгий
Петухова Софья
Репина Виктория
Решетникова Полина
Ситников Костя
Смагин Ярослав
Султанов Денис
Фурман Артем
Черняк Вика
Гайнутдинов Виталий
Шомуродова Мадина
Михерский Виталий
Тематический план
«Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность
(аппликация)»
(старшая группа)
м
есяц
тема
цель
материал
сентябрь
«Цв
еты»
Закреплять приемы вырезывания кругов
и
о в а л о в
и з
к в а д р а т о в
и
прямоугольников
Разноцветные квадраты
10Х10 см
«Грибы»
(симметричное
вырезывание
из бумаги)
Продолжать закреплять способ
симметричного вырезывания, развивать
комбинаторные способности путем
комбинирования цвета и формы.
Квадраты 7х7 из бумаги
(белый,красный) для
гриба,зеленая,желтая,кра
сная бумага для
оформления,ножницы,кл
ей
« Я б л о к о
с
червячками»
Учить детей анализировать простейшие
схемы, создавать на основе прочитанной
информации выразительный
динамический образ. Развивать
мышление, воображение.
Квадраты 5х5
(красного,желтого,зелено
го,оранжевого цвета) из
цветной бумаги,10х10 из
красной
бумаги,клей,ножницы
(для вырезания веточек).
«Роняет лес
осенний свой
убор»
коллективная
работа)
Сочетать метод обрывания с контурным
вырезыванием
Прямоугольники
красного, желтого,
коричневого цветов
октябрь
«Натюрморт»
Цель: Совершенствовать технику
вырезания по контуру (фруктов и ягод,
вазы для фруктов). Подвести детей к
пониманию, что красивый натюрморт
получается при сочетании разных
цветов, форм. Формировать
аппликативные умения детей. Развивать
творчество детей.
Цветная бумага,
альбомный лист, цветной
картон
«Подарок для
Мурки»
Закрепить приемы вырезания
геометрических элементов (круг,
полукруг, треугольник).
Упражнять детей в составлении
изображения из геометрических фигур,
Учить детей нетрадиционным
способам: сжатие, скручивание бумаги.
«Берёзки»
Научить детей создавать объемные
фигурные образы; учить четко
следовать устным инструкциям
воспитателя; воспитывать умения
работать коллективно, прислушиваясь к
мнению участников продуктивной
деятельности.
«Ежик»
Учить детей создавать яркий образ;
учить правильно отбирать материал для
поделки по предложенной теме;
развивать творческое воображение;
развитие мелкой моторики рук.
ноябрь
«Каллы»
Применение техники симметричной
аппликации для вырезании листьев
разной формы; творческое
экспериментирование –поиск
выразительных средств для передачи
характерных особенностей образа.
Цветная бумага,
гофрированная бумага,
картон, ножницы, клей
«Цыпленок»
Продолжать учить детей работать с
бумагой, создавая объемную
аппликацию, передавать в работе
характерные черты цыпленка.
Цветная бумага,
гофрированная бумага,
картон, ножницы, клей
«Листопад»
Продолжать
учить
детей
работать
с
б у м а г о й ,
с о з д а в а я
о б ъ е м н у ю
аппликацию
Цветная бумага,
гофрированная бумага,
картон, ножницы, клей
«Нарядные
открытки»
Творческое экспериментирование –
поиск выразительных средств для
передачи характерных особенностей
образа (пушистой, мягкой формы);
Развитие воображения, мелкой
моторики, координации в системе
«глаз-рука».
декабрь
«Снеговик»
Творческое экспериментирование –
поиск выразительных средств для
передачи характерных особенностей
образа (пушистой, мягкой формы);
Развитие воображения, мелкой
моторики, координации в системе
«глаз-рука».
Цветной картон, ватные
диски, клей, пайетки,
ножницы
«Зимний
вечер»
Творческое экспериментирование –
поиск выразительных средств для
передачи характерных особенностей
образа (пушистой, мягкой формы);
Развитие воображения, мелкой
моторики, координации в системе
«глаз-рука».
Цветной картон, ватные
диски, клей, пайетки,
ножницы, бархатная
бумага, фольга
«Елочка
красавица»
Закреплять умение вырезать круги,
разрезать их на секторы, не разрезая до
конца (пушистики). Формировать
умение создавать единую работу
Цветная гофрированная
бумага
«Снегурочка»
Закреплять умение вырезать круги из
квадратов, составлять из них целостный
образ. Развивать творческое
воображение, эмоциональную
отзывчивость.
Квадраты цветной
бумаги, цветной картон,
вата
январь
«Ах, ты,
Зимушка-Зима,
снежная
красавица»
Закрепить умение детей обрывать
бумагу на мелкие полоски, создавая
картину зимнего леса. Упражнять детей
в составлении композиции зимнего
леса.
Цветной картон, белая
бумага
«Снегири»
Учить передавать особенности
строения птицы, окраски. Воспитывать
трудолюбие
Гофрированная бумага,
цветная бумага, картон
фе
«Зимний
Учить
детей
делать
картину
с
Белая бумага, вата,
враль
пейзаж»
объемной
аппликацией,
дополняя
ее
деталями, придающими работе особую
выразительность.
Закрепить
у
детей
навыки
приема
обрывания
бумаги,
совершенствовать
навыки работы с ножницами.
бархатная бумага, клей,
блестки
«Бумажный
бант»
Учить детей с помощью линейки
отмерять четкие длинные полоски
одинаковой длины и ширины;
совершенствовать навыки вырезания;
учить из длинных тонких полосок
бумаги создавать большой бант для
оформления открыток. Развивать
мелкую моторику рук.
Линейка, цветная бумага,
ножницы, клей
«Сердечки»
Закреплять умение вырезать круги из
квадратов, составлять из них целостный
образ. Развивать творческое
воображение, эмоциональную
отзывчивость.
«Машина»
Закреплять умение складывать машину
из геометрических форм и знакомых
предметов. Развивать воображение,
чувство ритма и цвета.
Цветная бумага,
ножницы, клей,
карандаши, трафареты.
март
«Роза»
Закрепить умение работы с
гофрированной бумагой, учить
изготавливать розу, передавая ее
характерные особенности.
Карандаши,
гофрированная бумага
различных цветов, клей,
веточки.
«Сумочка»
Учить детей создавать яркие образы из
материала на свое усмотрение; учить
правильно отбирать материал для
поделки по предложенной теме;
развивать творческое воображение;
развитие мелкой моторики рук.
Картон, бумага,
ножницы, клей,
пайеткики для
украшения.
«Вертушка»
Учить детей из плотной бумаги
создавать вертушки для наблюдения за
ветром на прогулке; учить приемам
сгибания по диагонали; развивать
мелкую моторику рук; воспитывать
интерес изготавливать поделки своими
руками
«Овечки»
Учить детей создавать яркие образы из
материала на свое усмотрение; учить
правильно отбирать материал для
поделки по предложенной теме;
развивать творческое воображение;
развитие мелкой моторики рук.
апрель
«Подснежники
»
Продолжать учить детей работать по
схемам, способствовать развитию
мелкой моторики руки,
пространственного мышления и
воображения
Цветная бумага зеленого
и голубого цвета, картон
для оформления, клей.
«Улитка» (из
гофрированной
бумаги)
Учить детей создавать образ улитки из
гофрированной бумаги, путем
скручивания полос.
Желтая и зеленая
гофрированная бумага,
черная бумага (глазки),
упаковка из- под
таблеток.
«Открытки» из
цветов
(картон).
Учить использовать яркие цвета для
передачи веселого настроения,
раскрашивать атрибуты, объединяя их
общим содержанием.
Картон красный и белый,
бардовый, зеленый,
пуговица зеленого цвета,
черный фломастер,
шаблоны (листочек, круг
«Колокольчики
мои»
(симметричное
вырезывание).
Учить составлять летнюю композицию,
с помощью изученных ранее приемов,
развивать эстетические чувства.
Синяя, зеленая цветная
бумага, ножницы,
карандаши простые,
клей.
май
«Сирень»
Применение техники прорезного декора
для оформления венчиков цветов.
Применение техники симметричной
аппликации для вырезания листьев
разной формы
«Гвоздики»
Знакомство с явлением осевой
симметрии и освоение техники
объемной симметричной аппликации:
складывания квадрата (прямоугольника)
пополам, вырезание половины
изображения (линия сгиба – это
середина цветка) по нарисованному или
воображаемому контуру и получение
симметричного силуэта. Обогащение и
расширение возможностей освоенной
техники
«Одуванчики»
Закрепление представлений о строении
цветковых растений. Освоение
рационального способа получения
одинаковых элементов: складывание
бумажной полосы дважды или трижды
пополам. Оформление цветов.
Мониторинг
высокий
средний
ниже среднего
низкий
Технические навыки
Координация движений
Знание цветов
и умение
подбирать
различные оттенки
Компози
ционное
решение
Творческие способности
Внимание
Память
Чтени
е
услов
ных
обозна
чений
склад
ывани
е
Прогла
живани
е краев
сгиба
Ловкост
ь
пальцев
глазомер
Создан
ие
панно
Измен. в
класс.
форме
Придумыв
ание своей
фигурки
Автомат.
действий
Знание
базовых
форм
Складыв
. по
слов.
описани
ю
Н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тематический план
«Развитие мелкой моторики рук через продуктивную
деятельность (аппликация)»
(подготовительная группа)
меся
ц
тема
цель
материал
Сентябрь
«Наш город»
Учить
детей
создавать
яркие
образы
из
материала
на
свое
усмотрение;
учить
правильно отбирать материал для поделки по
предложенной
теме;
развивать
творческое
воображение; развитие мелкой моторики рук.
Картон, цветная
бумага, ножницы,
клей
Цветочная полянка
Закрепление
представлений
о
строении
цветковых растений. Освоение рационального
способа
получения
одинаковых
элементов:
складывание
бумажной
полосы
дважды
или
трижды пополам. Оформление цветов.
Картон, цветная
бумага,
гофрированная
бумага, клей,
ножницы
Подсолнухи
Закрепление
представлений
о
строении
цветковых растений. Освоение рационального
способа
получения
одинаковых
элементов:
складывание
бумажной
полосы
дважды.
Использование
в
работе
дополнительных
материалов – зерен кофе
Картон,
гофрированная
бумага, зерна кофе,
клей ПВА, кисточки
Осенние дары
Учить
составлять
осеннюю
композицию,
с
помощью изученных ранее приемов, развивать
эстетические чувства.
Картон, цветная
бумага, природный
материал, клей
Октябрь
Совушка
Учить детей создавать образ при помощи
кофейных зерен, выкладывая зерна сначала по
контуру,
постепенно
заполняя
весь
образ.
Развивать мелкую моторику рук.
Картон, «глазки»,
кофейные зерна,
гофрированная
бумага, клей ПВА
«Роняет лес Осенний
свой
убор…»(Коллективн
ая работа)
Научить детей создавать объемные фигурные
образы;
учить
четко
следовать
устным
инструкциям
воспитателя;
во спитывать
умения работать коллективно, прислушиваясь
к
мнению
участников
п р од у к т и в н о й
деятельности.
Большой лист
бумаги, цветная
бумага,
гофрированная
бумага, природный
материал, клей
Крыска
Продолжать учить детей создавать образ при
помощи кофейных зерен. Учить использовать
в
работе
дополнительные
материа лы,
развивать творчество детей, мелкую моторику
Картон, кофейные
зерна,
гофрированная
бумага, клей ПВА
Котенок
Продолжать учить детей создавать образ при
помощи кофейных зерен. Учить использовать в
работе дополнительные материалы, развивать
творчество детей, мелкую моторику
Картон, кофейные
зерна,
гофрированная
бумага, клей ПВА
Ноябрь
Жираф
Продолжать учить детей создавать образ при
п ом о щ и
р а з н ы х
в и д о в
к ру п .
У ч и т ь
использовать
в
работе
дополнительные
материалы,
развивать
творчество
детей,
мелкую моторику
Картон, крупы,
гофрированная
бумага, клей ПВА
Панно «Коты»
Продолжать учить детей создавать образ при
п ом о щ и
р а з н ы х
в и д о в
к ру п .
У ч и т ь
использовать
в
работе
дополнительные
материалы,
развивать
творчество
детей,
мелкую моторику
Картон, крупы,
кофейные зерна,
клей ПВА
Лебедь на пруду
Продолжать учить детей создавать образ при
помощи разных видов круп, ваты, кофейных
зерен.
Учить
использовать
в
р а б о т е
дополнительные
материалы,
развивать
творчество детей, мелкую моторику
Картон, крупы,
кофейные зерна,
вата, клей ПВА
Цыпленок
Продолжать учить создавать образ, сочетая
разные материалы – крупа, цветная бумага,
пайетки. Развивать творчество детей, мелкую
моторику рук.
Картон, цветная
бумага, крупы,
пайетки, клей
Декабрь
Снеговик
Продолжать учить детей использовать в работе
разные виды материала. Развивать творчество,
воображение, мелкую моторику рук
Картон, вата,
цветная бумага,
клей ПВА
Красавица елочка
Учить
детей
создавать
образ
елочки
при
помощи
торцевания.
Использовать
для
у к р а ш е н и я
о б р а з а
д о п о л н и т е л ь н ы е
материалы. Развивать фантазию, творчество,
мелкую моторику
Картон,
гофрированная
бумага, клей,
бусинки, пайетки
Зимний вечер
Продолжать
развивать
творчество
детей,
используя
в
работе
крупу
одного
вида.
Воспитывать аккуратность, развивать мелкую
моторику рук
Картон, манная
крупа, клей ПВА
Январь
Зимний пейзаж
Учить
детей
делать
картину
с
объемной
аппликацией,
дополняя
ее
деталями,
п р и д а ю щ и м и
р а б о т е
о с о б у ю
выразительность.
Картон),
ножницы,
цветная
бумага,
бумажные
салфетки;
клей,
кисточки, вата.
Как звери в лесу
зимуют
Создание композиции по замыслу, а не по
образцу
Материал отбирают
дети
Февраль
Розы
Продолжать учить вырезать симметричные
формы из бумаги сложенной гармошкой
Гофированная
бумага, клей,
ножницы
Пионы
Совершенствовать приемы выполнения
аппликации методом симметричного
вырезания
Гофированная
бумага, клей,
ножницы
Красивая открытка
Продолжать учить сочетать различные приемы
выполнения аппликации для создания
красивой и гармоничной композиции
Картон, цв. бумага,
клей
Натюрморт
Развивать умение составлять изображение из
готовых фигур
март
Сова
Продолжать учить вырезать симметричные
формы из бумаги сложенной гармошкой
Картон, цветная
бумага, клей
Кактусы
Методом торцевания создавать образ кактуса
Пластилин, гоф.
бумага
Лебедь
Создание образа лебедя при помощи
дополнительного материала (вата, крупа,
кофейные зерна)
Картон, вата, крупа,
кофейные зерна
«Берёзки»
Научить детей создавать объемные фигурные
образы; учить четко следовать устным
инструкциям воспитателя; воспитывать
умения работать коллективно, прислушиваясь
к мнению участников продуктивной
деятельности.
Картон, цветная
бумага, клей
«Цыплята с
червячком»
Совершенствовать умение создавать
сюжетное изображения по представлению.
Развивать чувство композиции.
«Ежик в лесу»
Учить работать коллективно, обсуждать
задуманное; учить создавать постройки с
использованием нескольких изученных
техник: работа по выкройкам,
конструирование из коробочек, оригами.
Воспитывать желание помогать товарищу.
Объемная
композиция:
«Радуга и лотос»
Учить детей создавать отдельные элементы
для коллективной композиции, работая в
парах; совершенствовать навыки работы с
бумагой; объяснить детям, что вклад каждого
из них важен для конечного результата
коллективной работы.
«Гвоздики»
Знакомство с явлением осевой симметрии и
освоение техники объемной симметричной
аппликации: складывания квадрата
(прямоугольника) пополам, вырезание
половины изображения (линия сгиба – это
середина цветка) по нарисованному или
воображаемому контуру и получение
симметричного силуэта. Обогащение и
расширение возможностей освоенной техники
«Коллаж»
Учить работать коллективно, обсуждать
задуманное; учить создавать постройки с
использованием нескольких изученных
техник: работа по выкройкам, квиллинг,
торцевание, оригами. Воспитывать желание
помогать товарищу
«Гусеница»
Учить комбинировать бросовые материалы,
применяемые как вспомогательные при
изготовлении поделок из бумаги; развивать
творческое воображение.
«Бумагоград»
Оформление выставки, где у ребенка есть
возможность продемонстрировать навыки,
приобретенные при посещении кружка.
Зимний пейзаж
Программное содержание:
1. Учить детей делать картину с объемной аппликацией, дополняя ее деталями,
придающими работе особую выразительность.
2. Закрепить у детей навыки приема обрывания бумаги, совершенствовать навыки
работы с ножницами.
3. Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать
стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими
руками.
4. Закрепить умение у детей осторожному обращению с ножницами.
Материал:
Картон (синий, белый, черный), ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки;
заготовки елочек, солнышек, месяцев, звездочек; открытки с изображением зверей;
клей, кисточки, вата.
Ход занятия:
Воспитатель:
Какое сейчас время года? (Зима)
Правильно зима. Сейчас нам расскажут стихотворение Сережа и Полина, которое
называется «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину.
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром,
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спины
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
(Звучит музыка и входит Зима)
Зима:
- Здравствуйте, вы говорили обо мне? Вот я к вам и пришла.
- А вы любите зиму? (Ответы детей)
- А за что вы ее любите? (Ответы детей)
- Подумайте и скажите, что придает особую красоту природе зимой? (Снег)
- Да, вы правы - снег.
Воспитатель:
- Дорогая Зима, наши дети знают стихотворение про снег.
«Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает ложиться»
Зима:- В этом году выпало много снега и от этого все в природе укуталось белым
покрывалом. Особенно хороши зимой сосны и ели: они как снегурочки стоят одетые
в белоснежный наряд. Посмотрите на картину И. Шишкина «Сосна»
«Заколдован невидимкой
Дремлет снег под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.»
Воспитатель:
- И правда, сосна как волшебница превратилась из зеленой красавицы в серебряную.
Но мне вдруг стало грустно, что с наступлением весны вся зимняя красота растает.
Поэтому я решила сделать картину на память о зиме.
- Хотите, я вам покажу?
- Посмотрите, картина эта необычная-объемная.
- Дети, вы хотите сделать такую картину на память о зиме?
- Предлагаю открыть мастерскую по изготовлению картин с объемной аппликацией. Я
буду мастером, а вы моими подмастерьями.
- Знаете кто такие подмастерья?
Это ученики и помощники мастера.
- Проходите в мастерскую, а ты, Зима, оставайся с нами и посмотри, как дети будут
изготавливать картины.
(Дети садятся за столы)
- Посмотрите, дети, у вас на столах лежит картон разного цвета. Значит, цвет картона
можно использовать для отображения времени суток. На белом картоне - утро, на
черном
-
ночь,
на
синем
-
вечер.
При
составлении
композиции,
вам
нужно
использовать те заготовки, которые подходят к цвету картона.
А теперь поговорим о технике выполнения работы:
- Из каких частей состоит елочка?
(Из двух деталей склеенных между собой одной внешней стороной)
- Что можно использовать для домика?
(Прямоугольную полоску, края которой загнуты во внутрь)
Когда будете приклеивать домик, именно края нужно намазывать клеем. Чтобы домик
получился объемным, края нужно сузить.
- Из чего сделана крыша? (Вата)
Представим, где должна быть крыша, намажем это место клеем и приложим вату.
- Посмотрите на подручный материал и скажите, из чего можно сделать снег?
(Для снега мы используем бумажные салфетки путем обрывания)
- Из открыток можно вырезать сказочных героев- персонажей.
Когда работаете с ножницами, будьте осторожны - концы ножниц смотрят прямо от
себя.
Прежде чем детали приклеивать нужно их расположить на картоне, составить
композицию. Расположить вы можете по разному.
Начинаем работать.
(Звучит спокойная музыка)
В ходе занятия слежу за тем, как дети складывают, вырезают, обрывают и наклеивают
детали.
Напоминаю, чтобы дети правильно намазывали детали клеем - от середины к краям,
пользовались салфеткой, чтобы после вырезывания убирали ножницы в подставку.
Помогаю советом, где расположить фигурки персонажей. Слежу за осанкой детей.
- Заканчиваем работу. (Даю указание за 1-2 мин. до окончания работы)
- Дети, сейчас мы устроим выставку. Возьмите свои работы и встаньте в круг.
Положите перед собой на коврик.
- У кого самая снежная крыша?
- У кого правильно приклеена елочка?
- Кто лучше всех вырезал персонажа из открытки?
- Посмотри, Зима, все дети с заданием справились.
Зима:
- Мне очень понравились ваши работы. У всех получились разные картины. Спасибо.
Воспитатель:
Для тебя, Зима, мы еще хотим спеть песню «Зимушка хрустальная».
Зима:
- Спасибо вам ребята. А теперь мне пора уходить. До свидания.
«Мой портрет»
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Развивающие:
1) Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ
более точно, полно и индивидуально (особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного
человека).
2) Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги –
прическа).
3) Закреплять умение вырезывания овала из бумаги, сложенной вдвое.
4) Развивать цветовое восприятие (подбирать цветовой тон для фона в соответствии с цветом волос).
5) Продолжать развивать умение оценивать свою работу и работу товарища.
Воспитательные:
1) Воспитывать творческую активность и самостоятельность, используя в работе по аппликации
разнообразные способы работы с бумагой.
2)Вызывать у ребенка желание оказывать помощь.
3) Развивать эстетическое восприятие.
Предварительная работа:
1) Знакомство с портретом, как жанром живописи.
2) Рассматривание репродукций картин известных портретистов.
3) Рассматривание фотографий.
4) Рисование портретов палочками на земле во время прогулки, фломастерами и карандашами в
самостоятельной художественной деятельности.
5) Экспериментирование разных способов работы с бумагой в работе по аппликации.
6) Рассматривание своего отражения в зеркале.
7) Составление словесных портретов (своего и куклы).
Методические приемы: чтение стихотворения, беседа, показ и объяснение, продуктивная деятельность,
театрализация (приход Капитошки).
Материал: прямоугольник белой бумаги для овала лица, цветная бумага для причесок и других частей
лица, набор цветного картона для фона портрета, клей, клеевые кисточки, клеенки, матерчатые
салфетки, образцы портретов (работы детей старшей группы) для показа, слайды,
многофункциональная игрушка Капитошка с набором разной формы губ, бровей и рта, выполненный
не до конца портрет, полоска бумаги с разнообразной формой носов, зеркала, ковролин.
Содержание:
- Ребята, вы знаете, как называется наша группа?
- Подсолнухи.
- Да, название группы висит у нас на двери, и все, кто заходит к нам, об этом узнают (слайд).
- Но помимо названия в раздевалке должна висеть визитка. Что это такое?
- Это уголок, где наклеена фотография всех детей, посещающих эту группу. Вот например, как в
соседней группе «» (слайд).
- Я пошла к фотографу, но он занят и не может прийти сфотографировать вас. Что нам делать?
- Можно нарисовать себя, сделать из аппликации или готовую фотографию принести из дома.
- Вот спасибо, что подсказали мне, как выйти из этой ситуации. Значит, каждый из вас должен будет
сделать свой портрет. Я вам напомню, что это такое.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед –
Обязательно картина
Называется портрет.
- Учтите, портрет должен получиться таким, чтобы любой, глядя на него, мог узнать, кто на нем
изображен.
- Уголок, где будут размещены ваши работы, я сделала. Вот он. На что похож?
- На подсолнух.
- Всё необходимое для выполнения работы лежит у вас на столах. Фоном для портрета будет цветной
картон. Вначале уточним, какой фон правильно выбрать? У вас на столах лежит картон светлого и
темного цвета. Если ты светловолосый, то выбираешь картон какого тона?
- Темного.
- Если темноволосый – светлого.
- Для чего мы это делаем?
- Чтобы было лучше видно волосы, получилась работа более яркой.
- Я принесла вам несколько образцов портретов, выполненных детьми старшей группы. Детали лица у
них нарисованы, но вы дети подготовительной группы и поэтому делать их будете из бумаги.
- Овал лица делаете из прямоугольника. Сворачиваем его пополам, держим за линию сгиба и
закругляем углы.
- Подскажу вам, ребята, что для более быстрого наклеивания овала на фон, клей надо намазывать не на
весь овал, а только на край, и наклеивать его на картон так, чтобы осталось сверху место для прически.
- Переходим к волосам.
А) Прямые волосы можно сделать из полосок бумаги.
Б) Вырезая волнистые линии, мы получим волнистые волосы или косы, их можно сделать способом
обрывания полосок от большого листа цветной бумаги.
В) Можно выполнить волосы мозаичным способом – это когда отрываются небольшие кусочки бумаги
и наклеиваются.
Г) Можно получить кудрявые волосы путем скомкивания кусочков бумаги.
Д) Если волосы кудрявые, их можно сделать из серпантина, получив его путем протягивания прижатой
к краю ножниц прямой полоски.
- Мы с вами так делали осеннюю березку (слайд).
(В ходе объяснения показываю примеры из образцов).
- Когда волосы готовы, можно приступать к формированию прически. Это могут быть хвостики, косы
или что-то другое. Каждый знает свою прическу.
- Что есть у всех нас на лице?
- Два глаза, две брови, нос, рот.
- Глаза – это вырезанные кружочки, которые лежат у вас на столах. Каждый клеит именно такого цвета
кружок, какого у вас глаза.
- Для бровей бумага черного и коричневого цвета. Брови могут быть разной формы: треугольные,
прямоугольные или дугообразные (показ из набора к Капитошке).
- Рот делаем из бумаги какого цвета?
- Красного.
- Он тоже может быть разным (показ из набора к Капитошке).
- Из всех этих деталей можно получить разное выражение лица: грустное, улыбающееся, удивленное,
испуганное. Какое будет у вас, я не знаю.
- Нос может быть таким (показ ленты с образцами носов разной формы).
- Уши делаем из полуовалов или полукруга.
- Можно кое-что подрисовать фломастерами. Например что?
- Ресницы, веснушки, сережки.
- Всем понятно, как что делать?
- Можно подойти к зеркалу, чтобы посмотреть на себя и приступить к работе.
- Хочу напомнить вам пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь». Это значит, что прежде чем что-
то начать делать, надо подумать, как и что вы будете делать.
(Дети выполняют задание. Готовые работы вывешиваем на визитку – подсолнух, убираем рабочие
места).
- Ой, какие красивые и разные портреты у вас получились!
Что такое детский сад?
Это дом для всех ребят.
Это радость, это смех,
Это сто друзей на всех.
Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
На других ты не похож,
Тем для мамы и хорош!
Ей всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
И курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки.
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных!
- Молодцы ребята! Спасибо, что помогли оформить визитную карточку нашей группы.