Автор: Попова Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №4 Населённый пункт: г. Усть-Лабинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Петриковская роспись на Кубани Раздел: дошкольное образование
Народное искусство на Кубани
тесно связано с жизнью.
Зарождалось оно, как правило, в
станице, хуторе, селе.
Из всех
народных промыслов Кубани
Петриковская роспись — единственная
живописная техника. Она пришла к
нам с Украины в виде настенной
росписи. Начиная с XIX
века главным центром
распространения настенной росписи
являлось село Петриковка
Днепропетровской области, откуда она
и попала к нам на Кубань с казаками-
переселенцами.
В легком, перистом и ажурном рисунке
росписей до сих пор продолжает жить
традиционная украинская манера
передачи цветка в раскрытом, как бы
разрезанном, виде. Необыкновенно
красочная и своеобразная, она не
только служила предметом убранства.
В беге её линий, завитках орнаментов
исследователи отмечали отображение
наивных верований и представлений,
тесно связанных с крестьянским
трудом и бытом
.
Но не везде на территории Кубани
бытовала Петриковская роспись.
Популярна она была на территории
нынешнего Северского района.
К сожалению, образцы настенных
росписей, уничтожавшиеся при
последующих побелках и перестройке
жилья, почти не сохранились, и мы
можем познакомиться с ними только на
рисунках и фотографиях.
Орнамент, прежде всего растительный,
преимущественно цветочный.
Фантазии Петриковских мастеров
нередко сплетают в единый узор
изображения садовых и полевых
цветов, колосья злаков, гроздья ягод и
плодов, птиц, бабочек – извечных
символов красоты и щедрого
плодородия земли. Отсюда главные
композиционные разновидности
Петриковской росписи: отдельный
цветок (квитка), веточка, букет, вазон с
цветами, фриз и коврик. Часто к
цветам присоединяются гроздья
винограда или калины, рядом мастера
охотно компонуют птиц. А вот
животных и человека рисуют довольно
редко. Многими поколениями
художников, создавались
полусказочные луковички, бурачки,
кучерявки, а рядом с вполне
реалистическими изображениями
петухов и кукушек
появлялись сказочные жар-птицы.
С давних времен Петриковские
художники предпочитают контрастные
цветовые сочетания, чаще всего
красного и зеленого. Однако нынешние
мастера, знакомые с традициями
профессиональной живописи, создают
декоративные композиции
с различными тональными решениями.
Скажем,
букеты осенних цветов пишут в
красновато-золотистой гамме,
а весенних – в голубовато-зеленой.
Ажурной четкости рисунка,
выполняемого без предварительного
карандашного наброска, виртуозности
его исполнения издавна достигали с
помощью тончайшей кисточки из
кошачьей шерсти. Теперь здешние
художники нередко применяют
обычные акварельные краски, но
прожилки на листьях по-прежнему
выскабливают щепотками, а ягоды
пишут просто пальцем.
В старину многие мастера готовили
краски из сока растений: к примеру,
зеленую – из травы пырея, синюю –
из
цветков подснежника, желтую –
из луковой шелухи, оранжевую из коры
молодых яблоневых побегов, красную
и фиолетовую – из вишен и
шелковицы… Употреблялись и такие
естественные красители,
как охра, сажа и глина, которые
смешивались с молоком
и яйцами. В наше время художники
используют анилиновые и акварельные
краски.
Мастера с любовью относились к
промыслу своей родины и практически
кубанская петриковка не отличалась от
украинской.
МБДОУ №4