Напоминание

Петриковская роспись на Кубани


Автор: Попова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Петриковская роспись на Кубани
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи. Начиная с XIX века главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками- переселенцами. В легком, перистом и ажурном рисунке росписей до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как бы разрезанном, виде. Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. В беге её линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом . Но не везде на территории Кубани бытовала Петриковская роспись. Популярна она была на территории нынешнего Северского района. К сожалению, образцы настенных росписей, уничтожавшиеся при последующих побелках и перестройке жилья, почти не сохранились, и мы можем познакомиться с ними только на рисунках и фотографиях. Орнамент, прежде всего растительный, преимущественно цветочный. Фантазии Петриковских мастеров нередко сплетают в единый узор изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек – извечных символов красоты и щедрого плодородия земли. Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. Часто к цветам присоединяются гроздья винограда или калины, рядом мастера охотно компонуют птиц. А вот животных и человека рисуют довольно редко. Многими поколениями художников, создавались полусказочные луковички, бурачки, кучерявки, а рядом с вполне реалистическими изображениями петухов и кукушек
появлялись сказочные жар-птицы. С давних времен Петриковские художники предпочитают контрастные цветовые сочетания, чаще всего красного и зеленого. Однако нынешние мастера, знакомые с традициями профессиональной живописи, создают декоративные композиции с различными тональными решениями. Скажем, букеты осенних цветов пишут в красновато-золотистой гамме, а весенних – в голубовато-зеленой. Ажурной четкости рисунка, выполняемого без предварительного карандашного наброска, виртуозности его исполнения издавна достигали с помощью тончайшей кисточки из кошачьей шерсти. Теперь здешние художники нередко применяют обычные акварельные краски, но прожилки на листьях по-прежнему выскабливают щепотками, а ягоды пишут просто пальцем. В старину многие мастера готовили краски из сока растений: к примеру, зеленую – из травы пырея, синюю – из цветков подснежника, желтую – из луковой шелухи, оранжевую из коры молодых яблоневых побегов, красную и фиолетовую – из вишен и шелковицы… Употреблялись и такие естественные красители, как охра, сажа и глина, которые смешивались с молоком и яйцами. В наше время художники используют анилиновые и акварельные краски. Мастера с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской.
МБДОУ №4

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ

Петриковская

роспись на

Кубани

Подготовила воспитатель Попова С.Н.

г. Усть-Лабинск, 2016



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!