Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы средствами внеурочной деятельности
Автор: Федосова Альбина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ СОШ № 92 Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: статья Тема: Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы средствами внеурочной деятельности Раздел: начальное образование
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной
школы средствами внеурочной деятельности
Федосова А.Н. учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 92, г. Тюмень
На сегодняшний день одной из основных задач образования по
стандартам второго поколения является развитие способностей ребёнка и
формирование
универсальных
учебных
действий,
в
том
числе
и
регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу
внеурочной
деятельности
«Играем,
рассуждаем,
декламируем»»,
которая
имеет
артистическую
направленность
и
реализуется
во
внеурочной
деятельности .
Педагогическая
целесообразность данной
образовательной
программы
внеурочной
деятельности
обусловлена
важностью
создания
условий
для
формирования
у
младших
школьников
навыков
риторики,
декламации,
развития мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального
развития
ребенка.
Предлагаемая
система
практических
заданий
и
занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать,
развивать,
корректировать
у
младших
школьников
пространственные
и
зрительные представления, наличие которых является показателем школьной
зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс
обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю –
Декламирую». Декламация в рамках программы – процесс творческий,
осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей
друг с другом.
Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры. Они
воспитывают
чувства,
развивают
воображение,
содержат
много
изобретательности, фантазии. Учитывая это, программа курса «Играем,
рассуждаем, декламируем» создаёт необходимые условия для проявления и
развития у детей художественных способностей.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого
потенциала школьника, развития дикции, произношения и речевых умений
участников группы.
Задачи программы:
- ознакомить детей с элементарными понятиями техники речи;
- обеспечить детям возможность развития речевого аппарата;
-
ознакомить
детей
с
некоторыми
загадками,
тайнами,
возможностями
родного языка;
- помочь ребёнку раскрыться и проявить себя в общении и в творчестве.
Теоретико-методологические
основы
курса
строятся
на
системно-
деятельностном подходе.
Способами
определения
результативности
программы
являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-
педагогического
наблюдения.
Выставка
работ
детей,
выполненных
по
окончанию изучения темы.
Ценностные ориентиры содержания курса:
- улучшение дикции учащихся;
- расширение диапазона и силы звучания голоса.
- развитие интонационной структуры речи;
- развитие способности создавать образы живых существ и предметов через
пластические возможности своего тела;
- развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству.
Формы и методы работы : использование игр и игровых заданий из
театральной
педагогики,
сюжетно-ролевых
игр,
инсценирование
сказок,
произведений
детских
писателей,
речевых
тренингов,
изготовление
декораций, афиш.
Занятия проводятся как в классе, так и в актовом зале. Доверительная
атмосфера создаётся при расстановке парт в виде круга, когда работают все
вместе, и учитель становится одним из участников игры.
Формы контроля: просмотр инсценирования сказок, произведений
детских писателей, анкетирование родителей в конце года.
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате освоения программы курса «Играем, рассуждаем,
декламируем»
учащиеся
должны
получить
практические
навыки,
теоретические сведения.
Ожидаемые результаты:
1.
Самостоятельное
выполнение
артикуляционных
и
дыхательных
упражнений.
2.
Владение
интонацией
для
выражения
различного
эмоционального
состояния.
3. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
4.
Развитие
эмоциональной
сферы
личности:
умение
различать
разные
чувства, настроения через интонации голоса.
5. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию с разных сторон.
6.
Развитие
игрового
поведения,
эстетического
чувства,
развитие
исполнительских способностей.
7. Развитие творческого потенциала в работе над общим делом: постановка
спектакля.