Инклюзивное образование в условиях организаций дополнительного образования детей естественнонаучной направленности
Автор: Коренькова Наталья Викторовна Должность: заместитель директора Учебное заведение: СОГБУ ДО "Станция юннатов" Населённый пункт: город Смоленск Наименование материала: Статья Тема: Инклюзивное образование в условиях организаций дополнительного образования детей естественнонаучной направленности Раздел: дополнительное образование
Инклюзивное образование в условиях организаций дополнительного
образования детей
естественнонаучной направленности
Педагог ДО, СОГБУ ДО «Станция юннатов»,
Коренькова Н.В.
Цель дополнительного образования – личностное и творческое развитие
ребенка,
его
профессиональное
самоопределение,
социальная
адаптация
посредством
удовлетворения
его
образовательных,
досуговых
потребностей.
На
станции
юннатов
мы
выполняем
свою
миссию,
формируя
личность
ребенка
в
условиях общения, изучения природы.
Мы
должны
ясно
представлять,
каким
должно
быть
содержание
нашей
деятельности, в каких условиях и с каким качеством мы должны предоставлять
образовательные услуги населению, чтобы быть востребованными и полезными
современному обществу. На базе нашей организации функционирует 40 творческих
объединений
естественнонаучной
направленности.
Разработана
и
реализуется
«Программа развития организации на 2013 – 2017 годы» главной целью, которой
является поддержка одаренных детей, а также одно из актуальных направлений
деятельности «Станции
юннатов»
связано
с
реализацией
инклюзивного
дополнительного
образования,
с
целью
обеспечения
успешной
социализации
и
интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФЗ «Об образовании в РФ» вступивший в силу с 1 сентября 2013 года закрепил
в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования
к
уровням
и
особенностям
развития
и
подготовки
учащихся
и
воспитанников.
Определяя стратегию
деятельности станции юннатов сегодня и
в будущем, мы
изучили
концепции
развития общего образования в целом и выяснили, что в
перспективе самые лучшие условия для развития ребенка может дать инклюзивное
образование.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их
приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему
предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области
прав детей и прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных
возможностей. Инклюзивное образование в законе об образовании определяется как
обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных
возможностей.
Следовательно,
образование
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных
классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность,
но
и
совместно
с
другими
обучающимися общеобразовательных
организаций.
Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в образовательных
организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение
ко
всем
людям,
но
создает
специальные
условия
для
детей,
имеющих
особые
образовательные потребности.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями в системе
дополнительного
образования
детей
позволяет
здоровым
детям
развивать
толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого
начала включены в образовательную и социальную жизнь организации ДО; задача
инклюзивной
организации
ДО
–
построить
систему,
которая
удовлетворяет
потребности каждого; в инклюзивных организациях ДО все дети, а не только с
инвалидностью,
обеспечиваются
поддержкой,
которая
позволяет
им
добиваться
успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
В создавшихся современных условиях Станция юных натуралистов старается
объединить свои усилия с семьёй, школой, учреждениями культуры в обеспечении
условий
для
самореализации
каждого
ребёнка,
помогая
ему
познать
свои
индивидуальные
задатки,
склонности
и
реализовать
их
в
приемлемой
форме,
полезной для него самого. Основываясь в своей работе
на восемь принципов
инклюзивного образования, а именно:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Педагоги станции юннатов на протяжении нескольких лет, работая с детьми,
имеющими
особые
потребности,
пришли
к
выводу,
что
именно
специфика
дополнительного
образования
способна
дать
инклюзивным
детям
возможность
личностного
развития,
скорее,
чем
общеобразовательная
школа.
Педагоги,
работающие с инклюзивными детьми прошли курсы повышения квалификации при
ГАУ
ДПОС
СОИРО
–
«Коррекционно-развивающее
образование
в
условиях
реализации современной модели образования».
Педагоги Станции разработали дополнительные общеобразовательные
программы
для
работы
с
учащимися
с
ОВЗ:
«Цветоводство
и
декоративное
садоводство», «Радуга» для детей от 14 до 18 лет с умственными и множественными
нарушениями развития. Программа «Зеленый мир» реализуется в инклюзивном
творческом
объединении
«Юный
валеоэколог»
для
обучающихся
8-10
лет
с
ограниченными возможностями здоровья по зрению. Главной целью этих программ
является
эмоциональное,
личностное
развитие,
формирование
здорового
и
безопасного образа жизни и социально – трудовая адаптация обучающихся.
В
процессе
реализации
программ,
с
учетом
индивидуальных
личностных
особенностей детей, занятия проводятся 2 раза в неделю – одно занятие группой и
по
одному
по
подгруппам.
Количественный
состав
обучающихся
в
творческих
объединениях 10-12 человек.
Занятия
построены
на
главных
дидактических
принципах:
доступности,
наглядности, природосообразности, тесной связью с жизнью и практикой. Главной
составляющей является создание атмосферы теплоты, комфортности и достижения
успеха. Педагоги учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка при
выборе форм, методов, приемов работы на занятиях:
у детей с диагнозом УО
страдают самые важные функции организма: внимание, речь, память,
психика,
отстает моторное развитие ребенка и может быть нарушена координация движений.
При
расстройствах
аутистического
спектра
происходят
нарушения
социального
взаимодействия, и
это выражается в неспособности людей, больных аутизмом,
полноценно
социально
общаться.
Недостаточное
развитие
моторики
рук,
способность
удерживать
внимание,
плохая
переключаемость
с
одного
вида
деятельности на другой приводит к тому, что детям трудно писать, рисовать, лепить,
клеить и т.п. Поэтому на занятиях педагоги дают короткие, интересные задания, с
учетом индивидуальных способностей обучающихся: одни раскрашивает и рисует
строго по контурам рисунка, другие могут сами выбрать и нарисовать рисунок по
образцу. Для слабовидящих детей педагог использует более крупные изображения и
шаблоны.
В
работе
с
инклюзивными
обучающимися
дают
хорошие
результаты
использование
информационных
технологий
и
ресурсов
Интернет.
С
помощью
педагога и родителей обучающиеся принимают участие в проектной деятельности:
«Выгонка
луковичных
растений»,
«Ландшафтное
оформление
учебно-опытного
участка станции юннатов».
Воспитанники инклюзивных творческих объединений активно принимают
участие во всех мероприятиях, проводимых станцией юннатов: «Покормите птиц
зимой!», «Новогодний калейдоскоп», «День Земли», «День птиц» и мн. др.
В ходе мониторинговых исследований (личностного роста и формирования
универсальных учебных действий) педагог сравнивает ребенка с ним самим, а не с
другими детьми (важно каждого ребенка похвалить и ему лично, а также при всех
сказать, чему он уже научился по сравнению с прошлыми занятиями; особо хочется
отметить, что дети очень внимательно выслушивают комментарии к работе каждого,
и совместно обсуждают успехи и радуются результатам достижений каждого).
Программа «Цветоводство и декоративное садоводство» реализуется на СОГБУ
ДО «Станции юннатов» на протяжении 10 лет и имеет хорошие результаты и
положительную динамику:
-
новая
форма
учебно-воспитательной
работы
положительно
сказывается
на
процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- включение ребенка с ОВЗ в частную социальную систему (в данном случае –
творческое объединение) очень важно для него, он приобретает убеждения, нормы
поведения, необходимые ему для жизни в обществе;
-на занятиях продолжается развитие системы коммуникативных навыков и умений,
формирование основ социального поведения, расширение кругозора детей;
-созданы все условия для проведения занятий на базе Станции,
- накоплен обширный дидактический материал;
- дети привыкли к систематическим занятиям;
- особый интерес вызывают занятия, осуществляющие деятельность, связанную с
уходом за растениями и животными;
- каждое занятие несет коррекционную направленность (социальную ориентацию,
формирование
положительного
отношения
к
себе
и
окружающему
миру,
обогащение
словарного
запаса
и
развитие
речи,
формирование
предметно-
практической деятельности, развитие общей и тонкой моторики).
Работа с детьми, имеющими особые потребности, дала мощный толчок
профессиональному и, прежде всего, личностному росту педагогов, переоценке
общечеловеческих
ценностей,
мировоззрению.
Педагоги
станции
юннатов
направляют свою деятельность на преодоление барьера между обычными детьми и
детьми с ОВЗ. Наш опыт инклюзивного образования показывает, что решая задачу
социальной адаптации детей, приобщая их к жизни на уровне психофизических
возможностей, нам в то же время необходимо привлекать внимание общества
к
таким людям и формировать отношение к ним как к полноценным и полноправным
членам
общества.
Внимание к жизни людей с ограниченными возможностями возрастает. Это
положительная тенденция. Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален, имеет специфику
диагноза и развития. Но общее для всех случаев одно: ребенок погружается в
творческую деятельность, которая позитивно влияет на развитие познавательной и
личностной
сферы;
расширяются
его
социальные
контакты,
преодолеваются
психологические
барьеры,
расширяются
возможности
взаимопонимания
между
всеми
взаимодействующими
сторонами:
ребенок
–
педагоги
–
родители
–
сверстники. Организации дополнительного образования могут помочь детям с ОВЗ,
организуя творческие объединения самой разнообразной направленности.