Автор: Синяева Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Учим цвета с ребенком дошкольником" Раздел: дошкольное образование
Учим цвета с ребенком дошкольником
Обучение различению цветов – одна из важных задач в деле воспитания
нового человека, которая кажется простой только на первый взгляд. Успех
здесь
зависит
от
целого
ряда
факторов
–
степени
умственного
развития
ребенка,
терпения
взрослых,
правильности
выбранных
методик
и
применения
полученных
знаний
на
практике,
при
изучении
природы
и
предметов вокруг нас. И в случае, если родители внимательно отнесутся к
проблеме,
очередной
этап
развития
малыша
пройдет
быстро
и
без
неприятных задержек.
Основные принципы обучения
Ребенок начинает точно различать цвета уже с полугодовалого возраста, когда
зрение приобретает хорошую четкость. Что же касается целенаправленного
изучения цветов, то специалисты рекомендуют приступать к нему не ранее 2-
х летнего возраста, когда малыш уже хорошо понимает обращенную е нему
речь и обладает памятью, достаточной для того, чтобы новая информация
надежно закрепилась в его сознании.
Методика обучения различению цветов, как и любой другой способ развития
умственных способностей детей младшего возраста, - это игра. Вам вряд ли
удастся усадить малыша за стол и 15 минут пытаться удержать его внимание,
рассказывая, какой оттенок имеют окружающие его предметы и объекты
живой природы. Эффект от такого обучения- капризы и слёзы подвижного
ребенка, быстро устающего от потока новой информации. Гораздо более
результативным
будет
ненавязчивое
обучение
во
время
прогулки,
когда
подрастающий наследник живо интересуется цветами, бабочками, птицами и
т.д. вначале ему называется один цвет его любимого предмета, чуть позже –
второй,
с
одновременным
указанием
отличий
от
первого
и
поиском
подходящих ассоциаций. Например, розовый куст под подъездом вашего
дома- это великолепные розы с неповторимым ароматом, который любит
вдыхать ваш малыш. А вот трава на газоне, по которой так приятно бегать, -
зеленая. Предметы, имеющие постоянную окраску, можно использовать как
напоминание,
если
малыш
забыл
выученный
ранее
цвет.
Так,
при
затруднении назвать оттенок конфеты в зеленной обертке, можно напомнить
ему, что она повторяет цвет травы, и ребенок вспомнит, что речь идет о
зеленом цвете.
Изучение цветов в игровой форме можно проводить в любое время года.
Однако
если
зима,
с
ее
отсутствием
ярких
тонов
в
живой
природе,
подразумевает занятия дома, с подручным материалом, то лето предлагает
естественные условия для обучения, даря возможность не только узнавать
новые цвета, но и увидеть, как они сменяют один другой в окружающем
мире. Зеленная листва, с наступлением холодов, становиться желтой или
красной, что не может не вызвать живой интерес ребенка. А интерес- лучшая
«почва» для развития.
Правила организации занятий по изучению цветов и оттенков
Первое
требование,
гарантирующее
успех
работы
с
детьми
младшего
возраста - это стабильность, терпение и настойчивость. Полученные знания
необходимо постоянно закреплять и совершенствовать, вводя новые оттенки
и
понятия,
указывая
на
новые
предметы,
для
которых
характерен
уже
изученный оттенок. Однажды показать ребенку цвета, назвать их и быть
уверенным, что малыш все понял, - ошибка, которая вскоре обнаружит себя.
Пусть каждая прогулка превратится в непродолжительное и ненавязчивое
повторение материала и изучение новых понятий в количестве одного или
двух, чтобы ребенок успевал сориентироваться и запомнить то, что говорят
родители.
После того, как малыш изучил основной спектр тонов, можно переходить к
более сложным оттенкам. Предложите ему сортировку предметов – кубиков
или катушек с нитками. Пусть вещи одного цвета (цветовой гаммы)будут
сложены в одну коробку, а другого - во вторую. Это несложное упражнение
развивает внимательность и способствует лучшему запоминанию.