Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности.
Автор: Язова Анна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ФГБДОУ №568 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности. Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего
возраста средствами экспериментальной деятельности.
Составитель: Язова А.В.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. Она
требует
от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности,
гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к
решению
больших
и
малых
проблем.
Превращение
ребёнка
в
творческую
личность
зависит
от
технологии
педагогического
процесса.
На
смену
информационно-
репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно - творческий.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей –
овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда
возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую
деятельность детей.
Мы
хотим
видеть
наших
малышей
любознательными,
общительными,
самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей
обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок
раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного
рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
По мнению академика Н,Н, Поддьякова, « в деятельности экспериментирования ребёнок
выступает
как
своеобразный
исследователь,
самостоятельно
воздействующий
различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного
их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и
развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого
условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,
занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с
игровой, является
ведущей
деятельностью
ребёнка-
дошкольника.
Главное,
чтобы
детский
интерес
к
исследованиям,
открытиям
со
временем
не
угас.
Понимая,
какое
значение
имеет
экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей
раннего возраста, можно предложить следующие совместные игры для детей и родителей.
«Игра с опавшими листьями»: На прогулке соберите букет из опавших листьев с разных
деревьев
и
окрашенных
в
разные
цвета.
Рассмотрите
их
и
попробуйте
найти
два
абсолютно одинаковых листочка. Найдите засохший листочек и только что опавший,
дайте их ребёнку и пусть он их скомкает, что у него получится, объясните почему один
листочек раскрошился, а другой только помялся. Поиграйте с ребёнком в «салют» из
опавшей
листвы,
не
бойтесь
запачкаться,
вы
вместе
с
малышом
получите
много
положительных эмоций. Представьте, что вы и ваш малыш тоже листики , покружитесь,
как -будто вас поднял ветерок и вы куда-то летите. Фантазируйте вместе с ребёнком.
Выберете несколько красивых листочков и возьмите их домой. Поэкспериментируйте
теперь с красками. Подготовьте стол, возьмите альбомный лист и краски. Рассмотрите
листочек вблизи, покажите ребёнку, что у листочка есть прожилочки, и объясните, что
сейчас этот литик поможет вам нарисовать картину « Осенний листопад». При помощи
кисточки
на
листочек
нанесите
желтую,
красную,
оранжевую
или
зелёную
краску.
Окрашенной стороной прижмите листочек к бумаге и потом уберите его, что у вас
получилось? Это листочек отпечатался. И так можно печатать листочками много раз.
Когда ваша картина высохнет, обязательно сделайте рамочку и повесьте на видное место.
Позовите родных , пусть и они полюбуются осенней красотой. Вот и получилось, что вы
вместе с ребёнком экспериментировали целый день.
«Игра со снежинками». На прогулке во время снегопада, посадите снежинку на варежку.
Рассмотрите её. А теперь посмотрите, что станет со снежинкой, если она сядет на тёплую
ладошку. Попробуйте поймать одну снежинку ртом, получилось? Рассмотрите сугроб, он
весь из снежинок. А глубже в сугробе снежинки такие же красивые? Попробуйте что-
нибудь слепить из снега, поиграйте в снежки, а может у вас из снега вырастет снеговик.
Послушайте,
как
хрустит
снег,
объясните
малышу
почему
так
происходит.
Дома
порисуйте снежинки. На альбомном листе восковыми свечками нарисуйте снежинки, они
почти не видны. А теперь закрасьте лист голубой краской. Вот и снежинки появились.
Экспериментировать можно
с песком , водой, крупой, бутылочками из под йогурта,
крышечками,
глиной
и
т.д.
Все
игры-эксперименты
вместе
с
родителями
не
только
приносят детям радость, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают
моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление,
наблюдательность, фантазию, речь. Большую радость, удивление и даже восторг малыши
испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство
удовлетворения
от
проделанной
работы.
В
процессе
экспериментирования
каждый
ребёнок
получает
возможность
удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.