Напоминание

Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности.


Автор: Язова Анна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ №568
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей раннего

возраста средствами экспериментальной деятельности.

Составитель: Язова А.В.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно- репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших малышей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. По мнению академика Н,Н, Поддьякова, « в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей раннего возраста, можно предложить следующие совместные игры для детей и родителей. «Игра с опавшими листьями»: На прогулке соберите букет из опавших листьев с разных деревьев и окрашенных в разные цвета. Рассмотрите их и попробуйте найти два абсолютно одинаковых листочка. Найдите засохший листочек и только что опавший, дайте их ребёнку и пусть он их скомкает, что у него получится, объясните почему один листочек раскрошился, а другой только помялся. Поиграйте с ребёнком в «салют» из опавшей листвы, не бойтесь запачкаться, вы вместе с малышом получите много положительных эмоций. Представьте, что вы и ваш малыш тоже листики , покружитесь, как -будто вас поднял ветерок и вы куда-то летите. Фантазируйте вместе с ребёнком. Выберете несколько красивых листочков и возьмите их домой. Поэкспериментируйте
теперь с красками. Подготовьте стол, возьмите альбомный лист и краски. Рассмотрите листочек вблизи, покажите ребёнку, что у листочка есть прожилочки, и объясните, что сейчас этот литик поможет вам нарисовать картину « Осенний листопад». При помощи кисточки на листочек нанесите желтую, красную, оранжевую или зелёную краску. Окрашенной стороной прижмите листочек к бумаге и потом уберите его, что у вас получилось? Это листочек отпечатался. И так можно печатать листочками много раз. Когда ваша картина высохнет, обязательно сделайте рамочку и повесьте на видное место. Позовите родных , пусть и они полюбуются осенней красотой. Вот и получилось, что вы вместе с ребёнком экспериментировали целый день. «Игра со снежинками». На прогулке во время снегопада, посадите снежинку на варежку. Рассмотрите её. А теперь посмотрите, что станет со снежинкой, если она сядет на тёплую ладошку. Попробуйте поймать одну снежинку ртом, получилось? Рассмотрите сугроб, он весь из снежинок. А глубже в сугробе снежинки такие же красивые? Попробуйте что- нибудь слепить из снега, поиграйте в снежки, а может у вас из снега вырастет снеговик. Послушайте, как хрустит снег, объясните малышу почему так происходит. Дома порисуйте снежинки. На альбомном листе восковыми свечками нарисуйте снежинки, они почти не видны. А теперь закрасьте лист голубой краской. Вот и снежинки появились. Экспериментировать можно с песком , водой, крупой, бутылочками из под йогурта, крышечками, глиной и т.д. Все игры-эксперименты вместе с родителями не только приносят детям радость, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, наблюдательность, фантазию, речь. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!