Напоминание

"Нетрадиционные техники изодеятельности,как средство развития мелкой моторики рук ребёнка дошкольника"


Автор: Сутурина Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №79"
Населённый пункт: Иркутская область г.Братск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные техники изодеятельности,как средство развития мелкой моторики рук ребёнка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №79» города Братска. «Нетрадиционные техники изодеятельности ,как средство развития мелкой моторики рук ребёнка дошкольника» подготовила воспитатель Сутурина Оксана Юрьевна Братск
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Мелкая моторика-это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц и глаз. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук , тем совершеннее функции нервной системы. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде. Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и развития моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной
речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома , во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. В своей работе с детьми я на ряду с традиционными способами рисования практикую нетрадиционные техники и материалы , что способствует развитию у ребёнка: - мелкой моторики рук и тактильного восприятия ; - пространственной ориентировки на листе бумаги ,глазомера и зрительного восприятия ; - внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений ,наблюдательности ,эстетического восприятия ,эмоциональной отзывчивости; - кроме того ,в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Использую нетрадиционные техники: «Акварель по - сырому» ,«Пальчики – палитры», «Тычёк жёсткой кистью», «Набрызг» «Мыльный пузырь», «Печатание», «Рисование по шаблонам» ,«Рисование ватной палочкой» Аппликации из круп («гусь» «медвежонок» «красивая ваза» «Грибок») ,из ваты «Снеговик» «Снежный кролик» «Зимний денёк» ,из пенопласта «Снегопад» «Ромашка» «Снежная Королева»; Аппликация из мятых салфеток «Цыплята» «Горы высокие» «Кудрявая берёзка». Рисование пластилином «Весёлые зверюшки» «Узорная салфеточка» «Осенний пейзаж» и др. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки ,связанные с процессом изображения. Рука ребёнка должна действовать в зависимости от особенности техники рисования и используемого орудия (карандаша ,мелка ,ватной палочки и др.),которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Особенности изобразительной деятельности заключается в том ,что для её осуществления важно не только развитие руки ,а совместное развитие руки и глаза .Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения .Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники и психологи - исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах ,не в руке ,ибо руки работают ,а глаз оценивает». Маленькие дети ещё не могут управлять движениями своих рук ,поэтому они не могут скатать глину ,сдавить её ладошками с нужной силой ,чтобы получить плоскую форму ,не могут самостоятельно правильно взять карандаш ,подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить и самому осуществлению движения ,и его качествам: силе ,длительности ,направленности и др. При восприятии движения у ребёнка образуется представление о нём ,и на этой основе строятся исполнительные действия. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями
способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Литература Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет // Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5. С. 43–53; № 6. С. 36–45 Рузанова Ю .В., Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности // - СПб.; КАРО,2007 -160 с, + 16 с, цв .вкл. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования .Изд. 3-е перераб. и доп. М.;АО «СТОЛЕТИЕ»,1994. -152 с ,с илл.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!