урок русского языка"Учимся писать безударные гласные в корне слова"
Автор: Семенова Светлана Владимировна Должность: учитель начальныхклассов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Энгельс,Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: урок русского языка"Учимся писать безударные гласные в корне слова" Раздел: начальное образование
Семенова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «СОШ «30» г. Энгельса
Дидактическое обоснование:
Учебник «Русский язык», 3 класс, автор-составитель
Иванов С. В. Москва: Вентана-Граф, 2013 г.
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Учимся писать безударные гласные в корне слова».
Дидактическая цель: создать условия для овладения детьми новых знаний.
Тип урока: «Открытие нового знания».
Цель: 1) деятельностная (формировать у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).
2) содержательная (формирование умения проверять безударные гласные в корне слова, правописания словарных слов)
3) воспитательная (воспитание эстетического вкуса у учащихся, видения красоты и музыкальности окружающей природы, бережного отношения к
природе).
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Парная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
ПК, ммультипроектор, красочная наглядность, карточки с заданиями.
Технологическая карта занятия
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Мотивация к
учебной
деятельности.
На каком уроке мы продолжаем учиться? ( На уроке
русского языка).
Чему мы учились на предыдущих уроках русского
языка? (изучали состав слова, слова с непроверяемыми
написаниями, правило написания прописной буквы).
Чему будем учиться сегодня на уроке? (Будем изучать
новые орфограммы)
Подготовка класса к
работе.
Настрой на работу в
стихотворной форме:
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
Отвечают на поставленные
вопросы учителя.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
пробном действии.
У вас на столах карточки. Что в них написано?
(Слова). В них пропущены орфограммы. Прочитайте
слова. ( Земля, вода, трава, цветы, леса, поля, река,
Дети отвечают на
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
деревья). Сможете ли вы правильно написать слова?
Почему? Какая орфограмма и в какой части
пропущена? Так, какая тема сегодняшнего урока?
(Безударные гласные в корне слова).
Определите цель нашего урока. Чему мы должны
научиться? ( Научиться правильно писать слова с
безударной гласной в корне слова, подбирать
проверочные слова). Ребята, а какой теме относятся
слова в карточках? (Слова на тему природы). Вот мы
попутно сегодня будем говорить о природе, её красоте
и музыкальности.
(Звучит романс Свиридова, появляется девушка по
имени Природа).
Жила прекрасная мастерица по имени Природа, и
решила она создать самую красивую музыку во
Вселенной. Как это сделать? Давайте поможем природе
услышать музыку. Природа отправилась по белу свету
и услышала …что, ребята? ( включаю пение птиц и
шелест листочков)
Да, ребята, правильно. Песню какой птички
услышали? (Соловья). В народе говорят.: «Поет, как
соловей». Какого человека имеют ввиду?
Ребята, назовите, какие деревья встретились Природе
на пути. ( На полянке появляются деревья)
поставленные вопросы
учителя.
Природа увидела, как по
небу тянутся деревья, как
шелестят листочки на ветру,
а на деревьях сидят птички
и распевают чудесные
песни
и сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков.
Запишем с комментированием. Береза, осина, рябина.
А каких птиц узнали? (На деревьях появляются птицы)
Дятел, сорока, соловей.
А какие птицы живут в наших краях? Составьте
предложение. ( В наших краях живут воробьи, синицы,
снегири.). Какое предложение по цели высказывания?
А теперь прочитайте предложение с доски. Какое оно
по интонации и по цели высказывания? Напишите его
по памяти. (Берегите птиц!)
.
3.Выявление
места и причины
затруднения.
Активизация знаний учащихся и создание
проблемной ситуации.
Пение птиц так заворожило Природу, что она и не
заметила, как оказалась на сказочной поляне. А там
звери живут. Какие? Дети, прочитайте загадки и
отгадайте лесных жителей. Слова запишите
самостоятельно в тетрадь. ( На полянке появляются
медведь, заяц, лисица, сова)
А слово сова можем написать без раздумий? Какое из
написанных слов лишнее? Почему7 ( Сова – птица).
Придумайте однокоренные слова к слову «сова» .
(совушка, совенок, совиный). Как пишется корень в
однокоренных словах?
Разберите слово совушка по составу.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь
–
Это зверь лесной….
(медведь)
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка, Шапка
бегает в бору, У стволов
грызет кору. (заяц)
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка,
Ей бы скушать петушка.
(лисица)
У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда
крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
(Сова)
Дети отгадывают загадки.
.
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
постановка вопросов.
Логические:
формулирование проблемы.
4.Построение
проекта выхода из
затруднения.
Организация
учащихся на
Дети отвечают на поставленные вопросы учителя.
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование.
Логические: - решение
проблемы, выдвижение
исследование
проблемной
ситуации.
Звери неспроста
собрались на
лесной полянке.
Вместе с ними мы
усвоим какое
правило? Как
проверить
безударную
гласную в корне
слова?
А теперь составим
предложение со
словом сова и
сделаем его
разбор. (Сова
живет в лесу).
Итак, чтобы не
ошибиться в
написании
безударного
гласного в корне
слова, что нужно
знать?
Послушайте это
правило в
музыкальном
исполнении.
(звучит
фонограмма:
правила в
музыкальном
исполнении). Кто
желает повторить
«музыкальное»
правило?
гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
5. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
А в то время Природа слушает другую музыку. На что
похожи звуки, ребята? (включается фонограмма шума
волн). Давайте поможем Природе добраться до
загадочного места. (Открывается картина реки,
мостика деревянного и пшеничного поля).
Посмотрите на волны. Что вы про них скажите?
(Одна как бы догоняет другую). Гляньте на мосток? На
что он похож? (На лесенку)
Слова написаны на доске в виде лесенки: м- рской р-
чной в-да_____з -рно___п-ля в-лна
т-желый
Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова?
Запись слов с проговариванием. Как проверяли?
Вот и открылось загадочное место.(пшеничное поле).
Включаю фонограмму ветра.
Ребята шум чего вы слышите?
Что видите на картине?
На что похоже поле, когда пробегает ветер и шевелит
колосья? (Красивое пшеничное поле, колосья которого
шевелит ветер. Большая волна из колосьев, казалось,
накроет меня.).
Раздаю карточки. Берег р- ки, м.сток деревянный, з –
лотые к- л-ски, б- льшая в-лна из к- лосьев, кр- сивое
пшеничное поле).Разделитесь на группы. Составьте
текст из 3 -.4 предложений.
Что такое текст? Что можно сделать с текстом?
(озаглавить). Придумайте свое название.
Работа в парах.
Работа в группах.
.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные: выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Познавательные:
Умение применять новое
правило, рефлексия
способов и условий
действия.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера – контроль,
коррекция.
Личностные:
самоопределение.
Динамическая пауза под аккомпанемент баяна.
Мы колоски веселые,
Под ветерком качаемся,
То влево, то вправо,
И в волны превращаемся.
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Работа с учебником с. 88 №234
В проверке каких слов испытывали затруднение?
Почему?
.
Дети работают с
предложениями, вставляя
орфограммы в словах.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные: выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Познавательные: умение
осознанно строить речевое
высказывание, , рефлексия
способов и условий
действия
7. Включение в
систему знаний и
повторение.
А в это время Природа окинула взором свои владения:
«Как хорошо! И листочки шумят, и птички поют, и
водичка журчит в реке. И колосья в поле шевелит
ветер…»
А без чего, ребята, не могло всё живое существовать?
(Без солнца).
Придумайте синоним к слову солнце. (Светило).
Светило, свет, светлячок, просветление.
Какие это слова? (однокоренные) Какая орфограмма в
этих словах? Какое слово является проверочным?
Придумайте антоним к слову солнце. (Тьма).
Вывод.
Без солнца не будет жизни на Земле, не будет природы.
На облачке написано предложение.
Напишите его по памяти , подчеркните орфограммы.
Ребята, а что мы должны делать, чтобы природа жила и
хорошела? (Нельзя вредить ей, надо ее беречь и
охранять).
Дети отвечают на
поставленные вопросы
учителя.
Регулятивные:
Планирование,
прогнозирование.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Познавательные:
Умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание.
8. Рефлексия
Организация рефлексии.
Делают вывод.
Коммуникативные:
учебной
деятельности на
уроке.
Я узнал (а)…
Я понял (а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Какую музыку вы создавали на уроке? (музыку
Природы. Природа – это музыка жизни).
Звучит фонограмма песни «Ты откуда, музыка? (поют
ученики и учитель)
Домашним заданием будет текст песни, ее куплеты. Вы
напишите его в тетрадь и отметите в словах все
изученные орфограммы.
1.Ты откуда, музыка, в песенку попала?
Я в ручье по камушкам весело скакала.
С птицею- синицею я на елке пела,
Во поле пшеницею спелой шелестела.
2.Кто же первым, музыка, песенку услышал?
Заяц тропкой узенькой прогуляться вышел.
С горки, как по лесенке, прыгала с волною.
Вот и стала песенка песенкой простою.
Самооценка действий
результатов с помощью
смайликов
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.