РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Лашкова Любовь Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ - "ЦРР - д/с "Мечта" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-
ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лашкова Л.В., музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – д\с «Мечта»
Художественная
деятельность
является
ведущим
спо собом
эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ключевым
моментом в художественном развитии дошкольников служит способность их
к
восприятию
художественного
произведения
и
созданию
продукта
творческой
деятельности
(рисунка,
поделки),
который
отличается
оригинальностью, вариативностью, гибкостью. Раннее развитие способности
к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении
образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать,
пользоваться
различными
художественными
материалами,
выражать
свои
мысли через изображение. Поэтому воспитатель стремиться сформировать у
детей навыки работы с различными материалами, использования различных
техник и нетрадиционных форм в изображении предметов. Для того, чтобы
запустить этот механизм, активизировать внутренние ресурсы развития, не
подавляя и не разрушая личности ребенка, в учреждении создаем такую
развивающую
среду,
которая
стимулировала
бы
инициативу,
активность
ребенка, приводила бы его в движение в прямом и переносном смысле.
Создавая
«среду
обитания»
ребенка,
педагогам
приходится
решать
множество
творческих
задач.
Становишься
и
дизайнером,
декоратором,
кукольником, портным, конструктором, психологом и мастеровым.
Известно,
что
интересы,
потребности,
особенности
протекания
психических процессов (восприятия, внимания, воображения) у разных детей
проявляется по-разному. Следовательно, и развивающую среду оформляем с
учетом
дифференцированного
подхода
и
максимального
использования
пространства групповых комнат.
В группах нашего дошкольного учреждения созданы все условия для
творческой работы: дети могут рисовать за столами, а некоторые по желанию
могут рисовать и лежа на полу. Некоторые дети торопятся выполнить свои
работы, поэтому для них предусмотрен уголок, где они могут поиграть в
мозаику или рассмотреть иллюстрации, подобранные специально к данному
занятию, при этом, не мешая остальным детям продолжать работу.
В каждой группе есть творческий уголок, в котором подобран не только
материал для рисования или лепки, но также дидактические игры, которые
помогают
воспитателям
закрепить
с
детьми
изученный
материал.
Предусмотрено место для проведения мини-выставок и, конечно, уголки для
родителей, в которых они могут найти полезную для себя информацию,
увидеть творческие работы своих детей.
Опыт
показывает,
что
художественная
деятельность
дошкольника
становится
более
успешной,
если
ребенок
чувствует,
что
его
творчество
востребовано
и
занимает
достойное
место
в
окружающей
обстановке.
Поэтому в стенах нашего детского сада постоянно проходят выставки и
конкурсы, детскими работами украшается интерьер детского сада.
Детское творчество можно рассматривать как сознательное отражение
ребенком
окружающей
действительности
на
основе
накопленного
и
приобретенного опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое
отношение. И чем больше у ребенка будет знаний об окружающем мире, тем
богаче, интереснее и разнообразнее будут образы, используемые в рисунке.
Эти знания дети получают не только на занятиях, в играх, в свободной
самостоятельной деятельности, но и на музыкальных занятиях.
В наше время музыка, несомненно, является одним из любимых и
предпочитаемых как детьми, так и взрослыми видом искусства. Малыша
окружает в современном мире огромное количество самой разнообразной
музыки.
В
детском
саду
дошкольники
должны
не
только
обучаться
музыкальным умениям и навыкам, но и получать необходимые знания о
музыке
и
способах
музыкальной
деятельности.
Именно
они
и
являются
основой музыкально- образовательной деятельности в детском саду.
Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может
являться
детский
рисунок.
На
музыкальных
занятиях
используем
музыкальные движения и рисование. «Маленькие дети в восторге, когда
выдумывают собственные движения. Они свободно танцуют под ритмически-
ударные
инструменты,
используя
их
удары
как
аккомпанемент...
Они
двигаются под музыку или размер стиха. Они любят подражать движениям
животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребенка есть
возможность, следуя настроению творческого танца, тут же взять в руки
краски,
то
его
творение
приобретает
больше
свободы
и
пульсирующего
ритма,
который
еще
живет
внутри
него».
Взаимодействие
музыки
и
изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками
о с у щ е с т в л я е т с я
в
д в у х
ф о р м а х :
1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного
искусства
на
основе
общности
их
настроения,
стиля,
жанра;
2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».
Интегрированные
занятия
включают
в
себя
слушание
музыки,
стихотворений
и
художественной
прозы,
просмотр
видеозаписей
и
диапозитивов,
различные
виды
детского
художественного
творчества:
музыкальное
движение,
рисование,
аппликацию,
лепку
«по
мотивам»
прослушиваемых музыкальных произведений.
Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и
разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта,
А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-
Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и
музыка
современных
композиторов:
Г.
Свиридова,
В.
Гаврилина,
С.
Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. Произведения
изобразительного искусства подобраны также с учетом принципа стилевого и
содержательного соответствия изучаемой музыке.
На
занятиях,
где
слушание
музыки
сочетается
с
восприятием
произведений
изобразительного
искусства,
как
правило,
дети
вначале
слушают
музыку
или
фрагмент.
После
прослушивания
и
элементарного
анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное
прослушивание
может
сочетаться
с
одновременным
просмотром
произведений изобразительного искусства.
Занятия,
на
которых
слушание
музыки
сочетается
с
рисованием,
строятся
следующим
образом:
детям
предлагаются
для
прослушивания
музыкальная пьеса, которую они слушали и анализировали на предыдущих
занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют
ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые
познакомились
на
этом
же
занятии,
но
и
в
таком
случае
рисованию
предшествуют
беседа
о
музыке
и
ее
анализ.
Музыка
звучит
и
в
самом
процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в
коем
случае
не
является
просто
«фоном»:
хорошо
знакомая
детям
и
воплощаемая
в
рисунке,
она
напоминает
о
себе,
продолжает
волновать,
вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение
музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики,
ритма, тембра.
«Жаворонок» П.И.Чайковский
В
рисунках
детей
проявляется
индивидуальный
характер
их
восприятия: у одних, превалирующим было слуховое восприятие, у других –
зрительное. Это отмечалось в тех случаях, когда дети рисовали два рисунка
на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после
демонстрации
картины
(слайда).
Если
у
детей
преобладали
зрительные
впечатления, после знакомства с картиной (слайдом) в значительной мере
менялись
цветовая
гамма
и
даже
композиция
рисунков.
У
других
детей
первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина
не оказывали существенного влияния на характер рисунков.
Дети
с
радостью
демонстрируют
родителям
свои
рисунки,
рассказывают о том, какую музыку они нарисовали.
Таким образом, взаимодействие музыки и изобразительного искусства
на
занятиях
c
дошкольниками
обогащает
их
яркими
художественными
впечатлениями,
оказывает
стимулирующее
воздействие
на
развитие
творческих способностей детей.
Наиболее
одаренным
детям
мы
помогаем
понять
и
найти
себя,
остальные
же
приобретут
ценный
опыт
творческого
воплощения
собственных замыслов, станут понимать мир вещей и видеть их красоту и
неповторимость.
«Вальс» Д.Шостакович