Напоминание

РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Лашкова Любовь Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ - "ЦРР - д/с "Мечта"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лашкова Л.В., музыкальный руководитель

МБДОУ «ЦРР – д\с «Мечта»
Художественная деятельность является ведущим спо собом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ключевым моментом в художественном развитии дошкольников служит способность их к восприятию художественного произведения и созданию продукта творческой деятельности (рисунка, поделки), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью. Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. Поэтому воспитатель стремиться сформировать у детей навыки работы с различными материалами, использования различных техник и нетрадиционных форм в изображении предметов. Для того, чтобы запустить этот механизм, активизировать внутренние ресурсы развития, не подавляя и не разрушая личности ребенка, в учреждении создаем такую развивающую среду, которая стимулировала бы инициативу, активность ребенка, приводила бы его в движение в прямом и переносном смысле. Создавая «среду обитания» ребенка, педагогам приходится решать множество творческих задач. Становишься и дизайнером, декоратором, кукольником, портным, конструктором, психологом и мастеровым. Известно, что интересы, потребности, особенности протекания психических процессов (восприятия, внимания, воображения) у разных детей проявляется по-разному. Следовательно, и развивающую среду оформляем с учетом дифференцированного подхода и максимального использования пространства групповых комнат. В группах нашего дошкольного учреждения созданы все условия для творческой работы: дети могут рисовать за столами, а некоторые по желанию могут рисовать и лежа на полу. Некоторые дети торопятся выполнить свои работы, поэтому для них предусмотрен уголок, где они могут поиграть в мозаику или рассмотреть иллюстрации, подобранные специально к данному занятию, при этом, не мешая остальным детям продолжать работу. В каждой группе есть творческий уголок, в котором подобран не только материал для рисования или лепки, но также дидактические игры, которые помогают воспитателям закрепить с детьми изученный материал. Предусмотрено место для проведения мини-выставок и, конечно, уголки для родителей, в которых они могут найти полезную для себя информацию, увидеть творческие работы своих детей. Опыт показывает, что художественная деятельность дошкольника становится более успешной, если ребенок чувствует, что его творчество востребовано и занимает достойное место в окружающей обстановке.
Поэтому в стенах нашего детского сада постоянно проходят выставки и конкурсы, детскими работами украшается интерьер детского сада. Детское творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и приобретенного опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое отношение. И чем больше у ребенка будет знаний об окружающем мире, тем богаче, интереснее и разнообразнее будут образы, используемые в рисунке. Эти знания дети получают не только на занятиях, в играх, в свободной самостоятельной деятельности, но и на музыкальных занятиях. В наше время музыка, несомненно, является одним из любимых и предпочитаемых как детьми, так и взрослыми видом искусства. Малыша окружает в современном мире огромное количество самой разнообразной музыки. В детском саду дошкольники должны не только обучаться музыкальным умениям и навыкам, но и получать необходимые знания о музыке и способах музыкальной деятельности. Именно они и являются основой музыкально- образовательной деятельности в детском саду. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. На музыкальных занятиях используем музыкальные движения и рисование. «Маленькие дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они свободно танцуют под ритмически- ударные инструменты, используя их удары как аккомпанемент... Они двигаются под музыку или размер стиха. Они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребенка есть возможность, следуя настроению творческого танца, тут же взять в руки краски, то его творение приобретает больше свободы и пульсирующего ритма, который еще живет внутри него». Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками о с у щ е с т в л я е т с я в д в у х ф о р м а х : 1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра; 2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений. Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского- Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. Произведения изобразительного искусства подобраны также с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке.
На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают музыку или фрагмент. После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства. Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса, которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра. «Жаворонок» П.И.Чайковский В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних, превалирующим было слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечалось в тех случаях, когда дети рисовали два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после
демонстрации картины (слайда). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с картиной (слайдом) в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина не оказывали существенного влияния на характер рисунков. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. Таким образом, взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей. Наиболее одаренным детям мы помогаем понять и найти себя, остальные же приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут понимать мир вещей и видеть их красоту и неповторимость. «Вальс» Д.Шостакович


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!