Напоминание

Заикание у детей дошкольного возраста


Автор: Меркушева Ольга Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 30 "Солнышко"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Заикание у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель – логопед: Меркушева О. Д.., г. Невинномысск МБДОУ №30 «Солнышко» ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Термин «заикание» с греческого переводиться как, «повторение судорожных сокращений речевых органов». Уже с древних времен этой проблемой занимались такие великие ученые того времени, как Гиппократ и Аристотель. На сегодняшний день заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание возникает обычно в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в дошкольном возрасте. Заикание рассматривается в научной литературе, как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или “вторичного”, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств. Л. М. Крапивина [3] в своей работе, посвященной исследованиям проблемы заикания? говорит о том, что поданным многочисленных наблюдений в подавляющем числе случаев заикание возникает в возрасте от двух до семи лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после семи лет. Такая возрастная избирательность появления заикания связана с тем, что развивающиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. В своих исследованиях Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [1] отмечают, что заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.
В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства. Регредиентный тип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения. Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого-коррекционньк воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в течение 6- ти месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение При хроническом течении заикания выделяют следующие типы. Стационарный тип течения— характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т.е. выраженность речевого дефекта, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии. Таким образом, заикание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине. Рецидивирующий тип течения — наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания. Волнообразный тип течения — характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, однако полного
исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими-либо причинами: например, ухудшение речи может наблюдаться в осенне-весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины. Прогредиентный тип течения — характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается. Таким образом ученые Л. И. Белякова, Е.А. Дьякова Л.М. Крапивина и др. отмечают, что течение заикания, как и любой другой патологически протекающий процесс в организме человека имеет свои ступени проявления, иерархию, предвестники возникновения заболевания и типы проявления данного речевого расстройства. Педагоги, логопеды, врачи и родители должны иметь четкое представление о развитии данной речевой патологии, для разработки методов профилактики и коррекции способствующих устранению заикания.
Литература. 1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» - 2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. - 703 с. 3 . 3. Крапивина Л. М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста // Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. – с. 163-172.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!