«Рассмотрено»
на заседании Педагогического
совета протокол № ___
от «___» ___________20__г.
Председатель Педагогического
совета:____________________
«Согласовано»
Заместитель заведующего
__________ Е.Г.Старцева
«___»____________20___г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Крепыш»
_________________ Л.В.Цэруш
от «___»______________20__г.
Рабочая программа
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
2 младшая группа
образовательный компонент
«Рисование»
на 2015 – 2016 уч. год
1 период организованной детской деятельности в неделю
(всего 37 периодов)
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по рисованию для детей второй младшей группы составлена в
соответствии
с
ФГОС
ДО,
основной
образовательной
программой
дошкольного
образования
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие».
Рабочая программа рассчитана на использование учебно-методического комплекта:
1.
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
«ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ»
под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М
А.
Васильевой.
Составители:
Олишевко Наталья Юрьевна
воспитатель МБДОУ «Крепыш»
2.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей
группе детского сада. - М., Мозаика-синтез, 2010 г
Программа рассчитана на 37 периодов организованной детской деятельности в год
(1 раз в неделю). Длительность одного - 15 минут.
Содержание
психолого-педагогической
работы
по
освоению
образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» направлено:
на развитие продуктивной деятельности;
на развитие детского творчества;
на приобщение к изобразительному искусству.
Цель программы
-
приобщение детей к изобразительному искусству, развитие
творческих способностей и познавательной активности детей.
Задачи программы:
Развивать
эстетическое
восприятие;
обращать
внимание
детей
на
красоту
окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать
чувство радости.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Учить
создавать
как
индивидуальные,
так
и
коллективные
композиции
в
рисунках, лепке, аппликации.
Предметное рисование.
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая
мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и
кистью во время рисования.
Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в
баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением
ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.
Приучать
осушать
промытую
кисть
о
мягкую
тряпочку
или
бумажную
салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей
на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими
узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и
разных предметов (блюдечко, рукавички).
Учить
ритмичному
нанесению
линий,
штрихов,
пятен,
мазков
(опадают
с
деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик,
кап, кап, кап...»).
Учить
изображать
простые
предметы,
рисовать
прямые
линии
(короткие,
длинные)
в
разных
направлениях,
перекрещивать
их
(полоски,
ленточки,
дорожки,
заборчик, клетчатый платочек и др.).
Подводить
детей
к
изображению
предметов
разной
формы
(округлая,
прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка,
снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Сюжетное рисование.
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя
изображение
одного
предмета
(елочки
на
нашем
участке,
неваляшки
гуляют)
или
изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки;
колобок катится по дорожке и др.).
Учить располагать изображения по всему листу.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование
разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме
развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в разных
видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности ключевых компетенций.
Принципы
отбора
основного
и
дополнительного
содержания
связаны
с
преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой,
а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Отличительная особенность программы
Программа
учитывает
возрастные
особенности
дошкольников
и
дидактические
принципы
развивающего
обучения.
Развивающие
задачи
решаются
с
учетом
индивидуальности
каждого
ребенка.
Программой
предусмотрено
применение
информационно-коммуникативных
технологий.
Для
дошкольников
первична
не
информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов,
способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать
радость
и
положительные
эмоции,
изменить
структуру
мироощущения
посредством
проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить
эмоции и другие содержания психики.
Особенности организации образовательного процесса
Изобразительная
деятельность
является
частью
всей
во спитательно-
образовательной работы и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно значение
для воспитания и развития ребенка имеет связь рисования с игрой.
Для
развития
детского
творчества
необходимо
создавать
эстетическую
развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость,
удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в
оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки.
Большое
значение
имеют
эстетическое
оформление
организованной
детской
деятельности;
удачный
подбор
материалов,
удобное
и
рациональное
их
размещение;
доброжелательное
отношение
педагогов
к
каждому
малышу,
эмоционально-
положительная атмосфера; уважительное отношение взрослых к детским рисункам.
В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного
познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в
процесс освоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения по
контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на
основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и
развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Создание
изображений
в
рисовании,
а
также
формирование
творчества
основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных
представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые
развиваются в процессе изобразительной деятельности.
При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать
личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. На всех занятиях необходимо
развивать
активность,
самостоятельность
и
творчество
детей.
Следует
побуждать
их
вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать
предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, как они
это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной
предмет.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных
ребятами изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали
оценку
педагогом
их
работ,
активно
включались
в
доступный
им
разговор,
оценку
выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу
среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно
обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции.
Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
Формы
организации образовательного процесса
Содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Организованная детская деятельность
Рисование
Беседа, ситуативный разговор, речевая
ситуация, рисование, дидактические игры,
пальчиковые игры, игровое упражнение,
решение проблемных ситуаций,
экспериментирование, рассматривание
эстетически привлекательных предметов
(овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.),
узоров в работах народных мастеров и
произведениях декоративно-прикладного
искусства, произведений книжной графики,
иллюстраций, произведений искусства,
репродукций с произведений живописи и
книжной графики, организация выставок
работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства.
Групповая
Образовательная деятельность в режимных моментах
Свободное
рисование
Дидактические игры, наблюдение,
рассматривание иллюстраций, решение
проблемных ситуаций, экспериментирование,
рассматривание эстетически
привлекательных предметов, проектная
деятельность, рисование.
Групповая,
подгрупповая,
индивидуальная
Индивидуально-
творческая и
творческая
деятельность в
малой подгруппе
Дидактические игры, наблюдение,
рассматривание иллюстраций, решение
проблемных ситуаций, экспериментирование,
рассматривание эстетически
привлекательных предметов, проектная
деятельность, рисование.
Подгрупповая,
индивидуальная
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Интерес
к
продуктивной
деятельности
неустойчив.
Замысел
управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено
ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания
комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации -
располагать и
наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты,
составлять
узоры
из
растительных
и
геометрических
форм,
чередуя
их
по
цвету
и
величине.
Конструирование
носит
процессуальный
характер.
Ребенок
может
конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Тематический план
№
Тема организованной детской
деятельности
Количество
компонентов
организованной
детской
деятельности
В т.ч.
практических
1
Знакомство с карандашом и бумагой
1
1
2
Идет дождь
1
1
3
Привяжем к шарикам цветные ниточки
1
1
4
Красивые лесенки (вариант «Красивый
полосатый коврик»)
1
1
5
Разноцветный ковер из листьев
1
1
6
Цветные клубочки
1
1
7
Колечки
1
1
8
Раздувайся пузырь…
1
1
9
Рисование по замыслу
1
1
10
Красивые воздушные шары (мячи)
1
1
11
Разноцветные колеса
1
1
12
Нарисуй что-то круглое
1
1
13
Нарисуй, что хочешь красивое
1
1
14
Снежные комочки, большие и маленькие
1
1
15
Деревья на нашем участке
1
1
16
Елочка
1
1
17
Знакомство с дымковскими игрушками.
Рисование узоров
1
1
18
Новогодняя елка с огоньками и шариками
1
1
19
Украсим рукавичку-домик
1
1
20
Украсим дымковскую уточку
1
1
21
Рисование по замыслу
1
1
22
Мы слепили на прогулке снеговиков
1
1
23
Светит солнышко
1
1
24
Самолеты летят
1
1
25
Деревья в снегу (Вариант «Зимний лес»
коллективная работа)
1
1
26
Красивые флажки на ниточке (Вариант
«Лопаточки для кукол»)
1
1
27
Нарисуйте, кто что хочет красивое
1
1
28
Книжки-малышки
1
1
29
Нарисуйте что-то прямоугольной формы
1
1
30
Разноцветные платочки сушатся («Кубики
стоят на столе»)
1
1
31
Скворечник (Вариант «Домик для
собачки»)
1
1
32
Красивый коврик
1
1
33
Красивая тележка (Вариант «Красивый
поезд»)
1
1
34
Рисование по замыслу
1
1
35
Картинка о празднике
1
1
36
Одуванчики в траве
1
1
37
Рисование красками по замыслу
1
1
Итого
37
37
Требования к результатам освоения образовательного компонента
«Рисование»
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
К концу года дети должны знать:
материалы, которыми можно рисовать;
основные цвета;
названия некоторых народных игрушек (матрёшка, дымковская игрушка.).
К концу года дети должны уметь:
свободно
рисовать
предметы,
состоящие
из
линий,
проведенных
в
разных
направлениях и различных сочетаний линий;
изображать
различные
предметы
округлой
и
прямоугольной
формы
и
предметы, состоящие из частей округлой и прямоугольной формы;
передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений;
использовать в процессе рисования карандаши и краски нескольких цветов;
аккуратно и чисто промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета;
осушать кисть о салфетку, чтобы краска не становилась водянистой;
правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Содержание учебного предмета
№
Раздел программы
Содержание учебного материала
1
Приобщение к
искусству
Развитие эстетически чувств детей, художественного
восприятия, содействие возникновению положительного
эмоционального отклика на литературные и
музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения народного и профессионального искусства
(книжные иллюстрации, изделия народных промыслов,
предметы быта, одежда).
Знакомство с элементарными средствами
выразительности в разных видах искусства (цвет, звук,
форма, движение, жесты), подводить к различению
видов искусства через художественный образ.
Подготовка к посещению кукольного театра, выставки
детских работ и т. д.
2
Предметное
рисование
Обучение правилам работы с кистью: набирать краску
на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в
баночку с краской, снимать лишнюю краску о край
баночки легким прикосновением ворса, хорошо
промывать кисть, прежде чем набрать краску другого
цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или
бумажную салфетку.
Закрепление названий цветов (красный, синий, зеленый,
желтый, белый, черный), знакомство с оттенками
(розовый, голубой, серый).
Обучение ритмичному нанесению линий, штрихов,
пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь,
«снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик,
дождик, кап, кап, кап»).
Изображение простых предметов, рисование прямых
линий (короткие, длинные) в разных направлениях,
перекрещивание их (полоски, ленточки, дорожки,
заборчик, клетчатый платочек и др.).
Изображение предметов разной формы (округлая,
прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций
разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок,
тележка, вагончик и др.).
3
Сюжетное рисование
Создание несложных сюжетных композиций, повторяя
изображение одного предмета (елочки на нашем участке,
неваляшки гуляют) или, изображая разнообразные
предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и
червячки; колобок катится по дорожке и др.), располагая
изображения по всему листу.
4
Декоративное
рисование
Приобщение детей к декоративной деятельности: учить
украшать дымковскими узорами силуэты игрушек,
вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и
разных предметов (блюдечко, рукавички).
Способы проверки освоения содержания программы
Определение уровня освоения программы по речевому развитию проводится 2 раза
в год с использованием низко формализованных методов - наблюдение, беседа и в форме
индивидуальной работы, где в начале года определяются стартовые возможности детей, а
затем в конце года выявляется уровень сформированности знаний, умений, навыков по
речевому развитию.
Методика проведения обследования уровня освоения детьми 3 - 4 лет
программного материала по образовательному компоненту
«Рисование»
Задание 1
Цель: определить
умение
рисовать
кружочки,
овалы,
прямые
вертикальные,
горизонтальные линии. Знание основных цветов
Материал:бумага, цветные карандаши.
Содержание диагностического задания:
Ребенку предлагается нарисовать мячик, шарик, дорожку, используя в рисовании
округлые, прямые вертикальные и горизонтальные линии.
Д/игра «Найди такой же цвет»
Задание 2 «Нарисуй что хочешь».
Цель:
определить
умение
ребенка примитивно
нарисовать
себя,
родных,
изобразить простые предметы, передавая общие признаки, относительное сходство по
форме.
Материал:бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисть.
Содержание диагностического задания:
Рисование по собственному замыслу. Предложить ребенку показать результат своей
работы, рассказать, что он нарисовал.
Задание 3 «Спрячь мышку в норке»
Цель: определить умение ребенказакрашивать контур предмета.
Материал:бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисть.
Содержание диагностического задания:
В игровой форме детям предлагается закрасить мышку (спрятать).
Оценка уровня освоения программного материала
2 балла (часто):
Умеет правильно держать карандаш, кисть.
Знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый),
оттенки (розовый, голубой, серый).
Умеет подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету.
Умеет ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.
Умеет изображать простые предметы, прямые линии в разных направлениях,
перекрещивать их.
Умеет изображать предметы округлой и прямоугольной формы, и предметов,
состоящих из комбинации разных форм (неваляшка, снеговик, цыпленок).
1 балл (иногда):
Умеет правильно держать карандаш, кисть.
Знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).
Не знает оттенки (розовый, голубой, серый).
Затрудняется подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету.
Умеет изображать простые предметы, прямые линии в разных направлениях,
перекрещивать их.
Умеет изображать предметы округлой, и предметов, состоящих из комбинации
разных форм (неваляшка, снеговик, цыпленок).
Затрудняется изображать предметы прямоугольной формы.
0 баллов (крайне редко):
Не умеет держать правильно карандаш, кисть.
Не знает названий цветов.
Не знает оттенки (розовый, голубой, серый)
Протокол
обследования уровня освоения детьми 3 - 4 лет программного материала образовательного компонента
«Рисование»
Вторая младшая группа №_____ МБДОУ «Крепыш»
Воспитатели _____________________________________
____________________________________
№
п/п
Ф.И. ребенка
Умеет держать
карандаш
Рисует прямые
вертикальные и
горизонтальные
линии
Рисует кружочки,
овалы
Рисует простые
предметы
Знает цвета
Закрашивает контур
Сюжетное рисование
Итого
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
2 балла
1 балл
0 баллов
Литература и средства обучения
Методическая литература
1.
Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М,
А Васильевой.). – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
2.
Комарова
Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Мозаика-
синтез, 2010 г.
3.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей
группе детского сада. - М., Мозаика-синтез, 2010 г.
Учебно-наглядные пособия
1.
Флажки на ниточке.
2.
Скворечник.
3.
Осенние листья деревьев или иллюстрации.
4.
Клубок ниток.
5.
4-5 разных игрушек круглой формы.
6.
Обручи или колечки.
7.
3—4 дымковские игрушки, украшенные простыми узорами.
8.
Воздушные шары с привязанными к ним яркими ниточками,
9.
Серия «Искусство – детям»: «Волшебный пластилин», «Дымковская игрушка»;
«Простые узоры и орнаменты».
Оборудование
Альбомные листы, краски гуашь, фломастеры, цветные мелки, цветные карандаши,
кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).
Календарно – тематическое планирование
Дата
(месяц)
№
Планируемая дата
Фактическая дата
Тема
Цель
Содержание
Материалы и
оборудование
Методическая
литература
Сентябрь
1
Знакомство с
карандашом и
бумагой
Учить детей рисовать
карандашами. Учить правильно
держать карандаш, вести им по
бумаге, не нажимая слишком
сильно на бумагу и не сжимая его
сильно в пальцах. Обращать
внимание детей на следы,
оставляемые карандашом на
бумаге; предлагать провести
пальчиками по нарисованным
линиям и конфигурациям. Учить
видеть сходство штрихов с
предметами. Развивать желание
рисовать.
Показать детям бумагу и карандаши, объяснить, что
на бумаге можно рисовать карандашами. Провести
несколько линий карандашом. Предложить каждому
ребенку правильно взять карандаш и нарисовать им
на листе бумаги. В процессе рисования следить за
тем как дети держат карандаш, в случае
необходимости поправлять карандаш в руке малыша.
подходить в ходе занятия к детям, спрашивать что
они рисуют, что у них получилось. По окончании
работы похвалить всех детей за старание.
Набор карандашей,
½ альбомного листа
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр. 26
Примечание
2
Идет дождь
Учить передавать в рисунке
впечатления от окружающей
жизни; видеть в рисунке образ
явления. Закреплять умение
рисовать короткие штрихи и
линии.
Вспомнить с детьми как они наблюдали дождь.
Спросить: «А всегда дождь одинаковый?» Помочь
наводящими вопросами активизировать опыт.
Напомнить детям, как правильно держать карандаш.
Показать несколько приемов рисования дождя.
Предложить детям нарисовать дождь. В процессе
рисования следить за использованием правильных
приемов рисования. В конце занятия рассмотреть все
рисунки вместе с детьми. Похвалить ребят за то, что
они нарисовали разный дождь.
Карандаши синего
цвета, ½ альбомного
листа
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр. 27
Примечание
3
Привяжем к
шарикам цветные
ниточки
Учить детей правильно держать
карандаш; рисовать прямые линии
сверху вниз; вести линии
неотрывно, слитно. Развивать
эстетическое восприятие. Учить
видеть в линиях образ предмета.
Показать детям лист бумаги с привязанными
ниточками. Обратить их внимание на то, что
ниточки прямые; провести по ниточкам пальцем.
Предложить каждому ребенку взять цветной
карандаш. Проверить правильно ли дети держат
карандаш; если нужно, поправить карам пни в руке
ребенка.
Затем предложить детям приступить к рисованию.
Поощрять смену карандаша в процессе рисования.
В конце занятия обратить внимание ребят на то, как
много красивых разноцветных ниточек они
нарисовали.
Воздушные шары с
привязанными к
ним яркими
ниточками, 1/2
альбомного листа с
приклеенными
ниточками (яркими
толстыми).
Альбомные листы,
цветные карандаши
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр. 29
Примечание
4
Красивые
лесенки
Учить детей рисовать линии
сверху вниз; проводить их прямо,
не останавливаясь. Учить
набирать краску на кисть,
обмакивать ее всем ворсом в
краску; снимать лишнюю каплю,
прикасаясь ворсом к краю
баночки; промывать кисть в воде,
осушать ее легким
прикосновением к тряпочке,
чтобы набрать краску другого
цвета. Продолжать знакомить с
цветами.
Развивать эстетическое
восприятие.
Напомнить детям, что они видели лесенки на
участке во время прогулки, в зале во время
физкультурного занятия. По возможности
рассмотреть с ребятами лесенки для лазания,
обратить внимание на то, какие они яркие, красивые.
Сказать детям, что они сегодня будут рисовать
красивые лесенки. Предложить им показать руками в
воздухе направление линий лесенки. Показать на
листе бумаги, приколотом к доске, как нужно слитно
проводить линии всем ворсом кисти. Вызвать кого-
либо из ребят к доске и попросить нарисовать
лесенку. Затем показать детям, как нужно промыть
кисть, осушить ее о тряпочку и только после этого
набирать другую краску.
Готовые рисунки выставить на доске (на столе),
рассмотреть их с детьми. При просмотре работ
подчеркнуть красивые сочетания цветов.
Бумага размером 1/2
альбомного листа
(или формата А4);
краски гуашь 4
цветов (на разные
столы краски двух
цветов в разной
комбинации,
красиво
сочетающиеся),
банки с водой,
кисти.
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.30
Примечание
Октябрь
5
Разноцветный
ковер из листьев.
Развивать эстетическое
восприятие, формировать .
образные представления. Учить
детей правильно держать кисть.,
опускать ее в краску всем ворсом,
снимать лишнюю каплю о край
баночки. Учить изображать
листочки способом
прикладывания ворса кисти к
бумаге.
Напомнить детям о том, что наступила осень.
Спросить, какие изменения в природе ребята
замечали на прогулках, но пути домой и в детский
сад; какими стали деревья. Сказать: « Разноцветные
листочки обрывает осенний ветер. Они кружатся и
падают на землю, на земле образуется красивый
разноцветный ковер».
Предложить детям рассмотреть красивые осенние
листья простой фирмы, обвести их по контуру
одной, затем другой рукой, назвать их. Затем
предложить им взять кисти; проверить, правильно
ли дети держат кисти, и в случае необходимости
поправить.
Спросить: «Кто хочет показать, как можно
нарисовать много листочков, летящих и падающих
на землю?» Вызвать одного ребенка к доске и, взяв
его руку с кисточкой в свою руку, обмакнуть
кисточку в краску и, прикладывая ее всем ворсом к
бумаге, изобразить летящие листочки.
Готовые рисунки выставить на доску, полюбоваться
ими. Сказать детям: «Как много листьев
закружилось, полетело! Давайте споем осеннюю
песенку!»
Осенние листья
деревьев. Бумага
размером 1/2 аль-
бомного листа,
краски гуашь
(желтая, красная),
банки с водой, кис-
ти (на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.33
Примечание
6
Цветные
клубочки
Учить детей рисовать слитные
линии держать карандаш; в
процессе рисования круговыми
движениями, не отрывая
карандаша (фломастера) от
бумаги; правильно использовать
карандаши разных цветов.
Обращать внимание детей на
красоту разноцветных
изображений.
Показать детям, как нитки сматывают в клубок.
Затем предложить им показать в воздухе движение
рук, совершаемое при наматывании ниток, а затем
нарисовать клубок.
Вызвать 2—3 ребят к доске и предложить им
показать, как нужно рисовать, начиная с маленького
кружочка и постепенно увеличивая круги, не
отрывая карандаша (фломастера) от бумаги.
Предложить детям сначала одной, затем другой
рукой с карандашом показать соответствующее
движение в воздухе, начиная с маленького круга и
постепенно расширяя круговое движение.
Предложить детям приступить к рисованию.
Поощрять рисование нескольких клубочков разных
цветов.
Готовые рисунки рассмотреть, обратить внимание
ребят на то, как много клубочков разных цветов они
нарисовали.
Клубок ниток.
Цветные карандаши
или цветные мелки,
фломастеры,
альбомные листы
(на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.34
Примечание
7
Колечки
Учить детей правильно держать
карандаш, передавать в рисунке
округлую форму. Отрабатывать
кругообразное движение руки.
Учить использовать в процессе
рисования карандаши разных
цветов. Развивать восприятие
цвета. Закреплять знание цветов.
Вызвать чувство радости от
созерцания разноцветных
рисунков.
Рассмотреть с детьми разноцветные колечки,
включив движение пальцем одной, затем другой
руки по контуру предмета. Уточнить название
формы.
Предложить всем детям подумать и сказать, как
нужно рисовать колечки. Вызвать ребенка для показа
у доски. Сопровождать его действия указаниями о
том, как нужно держать карандаш, каким должно
быть движение руки. В процессе рисования
направлять детей на изображение колечек разных
цветов.
В конце занятия рассмотреть с детьми все рисунки,
предложить назвать цвет изображенных колечек,
обратить внимание на их величину.
Цветные
карандаши, бумага
размером 1/2
альбомного листа
(на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.36
Примечание
8
Раздувайся
пузырь…
Учить детей передавать в рисунке
образы.1 подвижной игры.
Закреплять умение рисовать
предметы круглой
формы разной величины.
Формировать умение рисовать
красками, правильно держать
кисть. Закреплять знание цветов.
Развивать образные
представления, воображение.
Вспомнить с детьми, как они играли в подвижную
игру «Раздувайся, пузырь...» Спросить: «Что такое
пузырь?»
Предложить ребятам назвать форму пузыря,
спросить: «Какой величины пузырь был вначале, и
каким он стал, когда мы все вместе сказали:
«Раздувайся, пузырь!»; показать. в воздухе, как они
будут рисовать маленький и большой пузыри.
Затем предложить им нарисовать, как пузырь
сначала был маленьким, а потом раздулся и стал
большим.
Краски гуашь (на
каждый стол две
разные краски), аль-
бомные листы,
банки с водой,
кисти, салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.37
Примечание
Ноябрь
9
Рисование по
замыслу
Учить детей самостоятельно
задумывать содержание рисунка.
Закреплять ранее усвоенные
умения и навыки в рисовании
красками. Воспитывать желание
рассматривать рисунки и
радоваться им. Развивать цветовое
восприятие, творчество.
Активизировать впечатления детей об окружающем.
Предложить им вспомнить и назвать, что они уже
умеют рисовать круглой формы (баранки и др.),
прямыми линиями (ленточки, дорожки, забор и т. п.).
Предложить подумать, кто, что будет рисовать.
В процессе работы помогать выбрать содержание
рисунка ребятам, которые затрудняются в этом;
поощрять самостоятельность.
И конце занятия рассмотреть с детьми все рисунки,
отметить поим и и не и них тех предметов, которые
раньше они не рисовали. Предложить ребятам
рассказать о своих рисунках. Активизировать их
речь с помощью вопросов о нарисованном.
Краски разных
цветов (по одной на
стол; в случае
необходимости
добавлять другие
цвета), альбомные
листы, банки с во-
пим кисти,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.40
Примечание
10
Красивые
воздушные шары
Учить детей рисовать предметы
круглой фирмы Учить правильно
держать карандаш, в процессе
рисования использовать
карандаши разных цветов.
Развивать интерес к рисованию.
Вызвать положительное
эмоциональное отношение к
созданным изображениям.
Показать детям воздушные шары, спросить . «Какой
они формы?» Предложить вызванному к доске
ребенку обвести шарик по контуру одной, затем
другой рукой. Остальным ребятам предложить
показать форму гладкого круглого шарика жестом и
воздухе.
Вспомнить с детьми, что еще круглое они рисовали,
как должен двигаться карандаш по бумаге.
Вызвать ребенка к доске, чтобы он показал, как
будет рисовать. Процесс показа и последующего
рисования можно организовать так: на .сдвинутых в
один длинный ряд 2—3 столах разложить длинный
лист бумаги, на котором будет создаваться общая
композиция (оберточная бумага, склеенная в
длинную полосу, или лист обоев, повернутый
стороной без рисунка вверх).
Предложить детям встать с двух сторон стола и
рисовать разноцветные шарики, кто какие хочет.
В процессе рисования можно предложить ребятам
рисовать шарики то одной, то другой рукой. Следить
за тем, чтобы дети правильно держали карандаш
(фломастер); напоминать, что шары бывают разных
цветов и рисовать их нужно карандашами
(фломастерами) разных цветов; спрашивать,
карандашами каких цветов они рисуют.
В конце занятия все работы (или коллективно
созданную картину) выставить на доску и
полюбоваться тем, как много красивых шаров
нарисовали ребята. Попросить их назвать цвета
нарисованных шаров.
Цветные
карандаши,
фломастеры,
альбомные листы
(на каждого
ребенка) (или
длинный лист
бумаги для
коллективной
композиции).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.41
Примечание
11
Разноцветные
колеса
Учить рисовать предметы круглой
формы 1 кипим неотрывным
движением кисти. Закреплять
умение промывать кисть,
промакивать ворс промытой кисти
о тряпочку (салфетку). Развивать
восприятие цвета. Закреплять
знание цветов. Учить детей
рассматривать готовые работы;
выделять ровные красивые
колечки.
Рассмотреть с детьми колечки (обручи ), уточнить
название формы, прием изображения.
Предложить детям показать в воздухе, как они будут
рисовать колечки слитным, плавным движением.
Вызвать ребенка для показа у доски. Обратить
внимание детей на то, что кольца (обручи)
разноцветные и рисовать их нужно карандашами
разных цветов.
В конце занятия рассмотреть все работы. Попросить
детей назвать цвет нарисованных колечек.
Колечки (обручи).
Краски гуашь
разных цветов (по
две разные краски
на каждый стол),
бумага размером 1/2
альбомного листа
(или большего
формата, если кисти
размера 10 и
больше), банки с
водой, кисти,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.43
Примечание
12
Нарисуй что-то
круглое
Упражнять детей в рисовании
предметов
круглой формы. Закреплять
умение пользоваться красками,
правильно держать кисть. Учить
промывать кисть перед тем, как
набрать другую
краску, и по окончании работы.
Учить радоваться своим рисункам,
называть изображаемые предметы
и явления. Развивать
самостоятельность, творчество.
Вспомнить с детьми, какие предметы круглой формы
они уже рисовали. Спросить: «Что еще бывает
круглым?». Показать игрушки круглой формы или
состоящие из частей круглой формы.
Предложить ребятам показать в воздухе, как они
будут рисовать
круглые предметы. Напомнить прием промывания
кисти и промокания ее о салфетку.
Рассмотреть с детьми готовые рисунки, спросить,
кто что рисовал. Отметить разнообразие
изображенных круглых предметов. Порадоваться
красивым рисункам. Отметить наиболее интересные,
новые по содержанию работы.
4-5 разных игрушек
круглой формы,
которые раньше
дети не рисовали.
Краски гуашь,
альбомные листы,
банки с водой,
кисти, салфетки
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.45
Примечание
13
Нарисуй, что
хочешь красивое
Вызвать у детей желание
рисовать. Развивать умение
самостоятельно задумывать
содержание рисунка, осу-
ществлять свой замысел.
Упражнять в рисовании
карандашами. Учить радоваться
своим рисункам и рисункам
товарищей; называть нари-
сованные предметы и явления.
Воспитывать самостоятельность,
развивать творчество
Побеседовать с детьми о красивых предметах и
игрушках, окружающих их. Предложить назвать, что
они знают красивое.
Напомнить ребятам, что они уже многое умеют
рисовать (конкретно не перечислять).
Предложить им изобразить что-либо красивое, кто
что захочет.
В процессе работы спрашивать, кто что рисует;
вопросами и советами направлять на более полное
выполнение задуманного. Напоминать о правильных
приемах рисования и закрашивания карандашами.
При рассматривании готовых работ в конце занятия
отметить те рисунки, вкоторых имеется что-то
новое. Спросить у детей, что они нарисовали,
предложить рассказать о самых красивых рисунках.
Представить все рисунки на выставке, оставить их в
группе на несколько дней.
Цветные
карандаши,
альбомные листы
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.46
Примечание
14
Снежные
комочки,
большие и
маленькие
Закреплять умение детей рисовать
предметы круглой формы. Учить
правильным приемам
закрашивания красками (не
выходя за контур, проводить
линии кистью сверху вниз или
слева направо). Учить повторять
изображение, заполняя свободное
пространство листа.
Вспомнить с детьми, как на прогулке они лепили
комочки из снега, уточнить их форму.
Предложить им вспомнить и рукой в воздухе, а затем
рукой с кистью сделать кругообразное движение.
Показать на доске прием закрашивания. Вызвать у
детей желание рисовать.
Примечание. Это занятие может быть проведено как
коллективное. В этом случае дети рисуют (по
подгруппам) на большом листе бумаги.
Листы цветной
бумаги формата А4
или немного больше
(в зависимости от
размера кистей),
белая гуашь, банки
с водой, кисти,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.48
Примечание
Декабрь
15
Деревья на
нашем участке
Учить детей создавать в
рисовании образ дерева; рисовать
предметы, состоящие из прямых
вертикальных и
наклонных линий, располагать
изображения по всему листу
бумаги,
рисовать крупно, во весь лист.
Продолжать учить рисовать
красками.
Вспомнить с детьми особенности
строения деревьев. Можно предложить им подойти к
окну и еще раз посмотреть на деревья, которые
растут на участке детского сада, на улице.
Предложить детям всем вместе показать движением
рук, как расположены ствол и ветви дерева. Вызвать
несколько ребят к доске для показа приемов
изображения.
По окончании работы рассмотреть с детьми все
рисунки. Отметить, как много разных деревьев они
нарисовали — целый лес получился.
Примечание. Это занятие может быть проведено как
коллективное. Для коллективной композиции
следует подготовить большой лист бумаги,
разместив его на отдельном столе, к которому будут
подходить и рисовать по 2—3 ребенка. Остальные
дети в это время рисуют на своих листочках.
Коллективная композиция может дополниться
подходящими по теме изображениями в свободное
время. (Эту деятельность организует воспитатель,
оговаривая с детьми, что может еще быть в лесу
(кусты, лежащие на снегу отломившиеся ветки
деревьев и др.)) Поощрять активность и творчество
детей, придумавших что-то свое.
Белая бумага
размером 1/2
альбомного листа
(или большой лист
для коллективной
композиции),
краски гуашь, банки
с водой, ми in,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр.50
Примечание
16
Елочка.
Учить детей передавать
в рисовании образ елочки;
рисовать предметы, состоящие из
линий. Продолжать учить
пользоваться красками и кистью
(промывать кисть в воде и
промокать ее о тряпочку
(салфетку), прежде чем набрать
краску другого цвета).
Напомнить детям о новогоднем празднике.
Рассмотреть с ними новогоднюю елку, включив
показ ее формы движением руки в воздухе. Вызвать
к доске для рисования елки 2—3 ребят (тех, кто
хорошо овладел способами рисования).
Ребятам, которые быстро справятся с работой,
можно дать еще один лист бумаги. Если ребенок
разместит на одном листе несколько елочек, его
следует похвалить за самостоятельность, творчество;
подчеркнуть разнообразие созданных изображений.
В конце занятия все рисунки выставить на доске,
порадоваться тому, что получилось много разных
елочек (маленькая, высокая, стройная, пушистая и т.
п.). Это занятие можно провести как коллективное.
Бумага размером 1/2
альбомного листа,
гуашь темно-
зеленого цвета,
кисти, банки с
водой, салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Занятия по
изобразительной
деятельности во
второй младшей
группе детского
сада. - М.,
Мозаика-синтез,
2010 г., стр. 51
Примечание
17
Знакомство с
дымковской
игрушкой.
Рисование
узоров.
Познакомить с народными
дымковскими игрушками. Вызвать
радость от рассматривания яркой,
нарядной расписной игрушки.
Обратить внимание детей на
узоры, украшающие игрушки.
Учить выделять и называть
отдельные элементы узора, их
цвет.
Посадить детей вокруг столика, на
котором выставлены дымковские игрушки.
Предложить рассмотреть
нх, рассказать что эти нарядные, яркие игрушки
сделаны из глины, покрыты белой краской, а затем
расписаны яркими узорами.
Предложить детям выделить и назвать узоры, дать
возможность провести по линиям узора пальчиком и
назвать его части. Если ребята затрудняются с
ответом, спросить у них (повторив движение
пальцем по контурам элементов узора), как
называется эта форма (колечки, полоска, пятнышко),
какого она цвета. Предложить детям подойти к
поставленным в длинный ряд столам и нарисовать
узоры, кто какие захочет.
По окончании работы предложить ребятам
рассмотреть все рисунки, сказать какие узоры они
нарисовали, назвать их цвет и форму.
3—4 дымковские
игрушки,
украшенные
простыми узорами.
Альбомные листы,
краски гуашь (2-3
цветов, по одной на
двух стоящих рядом
детей), кисти, вода,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр. 53
Примечание
Январь
18
Новогодняя елка
с огоньками и
шариками
Учить детей передавать в рисунке
образ нарядной елочки; рисовать
елочку крупно, во весь лист;
украшать ее,
используя приемы примакивания,
рисования круглых форм и линий.
Развивать эстетическое
восприятие, формировать
образные представления.
Познакомить с розовым и голубым
цветами. Вызывать чувство
радости от красивых рисунков.
Перед началом занятия рассмотреть
с детьми нарядные елочки в группе, в зале.
Подчеркнуть, что елка в зале очень высокая — от
пола до потолка. Обратить внимание ребят на
елочные украшения, которые они могут нарисовать
(шарики, бусы, нити дождя, флажки и др.), их форму
и цвет.
Предложить вызванным к доске ребятам показать на
вырезанной
из бумаги елке, чем ее можно украсить (огоньки,
шарики, серебряные нити, бусы) и какими приемами
это можно сделать. (Прием примакивания
показывает воспитатель). В конце занятия
полюбоваться с детьми яркими рисунками, назвать
использованные цвета (розовый, голубой).
Альбомные листы;
краски гуашь
зеленая, желтая, ро-
зовая, голубая,
белая; кисти, банки
с водой, салфетки
(на каждого ре-
бенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.55
Примечание
19
Украсим
рукавичку-домик
Учить детей рисовать по мотивам
сказки «Рукавичка», создавать
сказочный образ. Развивать
воображение, творчество.
Формировать умение украшать
предмет. Закреплять умения
использовать в процессе
рисования краски разных цветов;
чисто промывать кисть и
осушивать ее о салфетку, прежде
чем взять другую краску.
После просмотра спектакля «Рукавичка»
предложить детям украсить рукавичку, чтобы у
зверушек был новый, красивый домик.
Спросить у ребят, как можно украсить рукавичку с
помощью кисточки и красок.
Предложить детям назвать цвета красок, которые
стоят перед нимини столах. Спросить, как нужно
правильно держать кисточку, набирать на нее краску,
промывать кисть. В процессе занятия напоминать
приемы рисования, способы украшения.
Вместе с детьми рассмотреть готовые рисунки,
порадоваться разнообразию украшений. Можно, взяв
в руки зверушек, показать им новые домики-
рукавички и спросить: «Нравятся ли вам домики,
которые нарисовали для вас ребята?», похвалить
всех детей.
Вырезанные из
бумаги педагогом
рукавички, краски
гуашь 4-5 цветов,
кисти, банки с
водой, салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.56
Примечание
Февраль
20
Украсим
дымковскую
уточку
Продолжать знакомить детей с
дымковской игрушкой. Учить
выделять элементы росписи,
наносить их на вырезанную из
бумаги уточку. Вызывать радость
от получившегося результата; от
яркости, крастоты дымковской
росписи.
Рассмотреть с детьми 2—3 дымковские игрушки.
Спросить, как украшены игрушки, предложить
назвать элементы украшения (полоски, пятнышки-
примакивание, точки). Предложить желающим
ребятам показать на листе бумаги, приколотом к
доске, как они будут украшать своих уточек.
Затем предложить детям расписать узором белых
уточек. Уточнить правильные приемы работы
красками. Всех расписанных уточек разложить на
столе, полюбоваться ими с детьми. Отметить, что
все уточки получились яркие, нарядные, красивые.
2—3 дымковские
игрушки.
Вырезанные
педагогом из белой
бумаги уточки
(длина силуэта
уточки 10—12 см),
краски гуашь 2
цветов (разные
сочетания красок на
каждом столе),
кисти, салфетки,
банки с водой (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.58
Примечание
21
Рисование по
замыслу
Учить детей задумывать
содержание рисунка,
использовать усвоенные приемы
рисования. Учить заполнять
изображениями весь лист.
Вызывать желание рассматривать
рисунки, обсуждать их; радоваться
красочным изображениям, их
разнообразию.
Предложить детям подумать, что они хотели бы
нарисовать и выбрать бумагу понравившегося тона.
Похвалить1 ребят, придумавших такие объекты
изображения, которые дети еще не рисовали.
Предложить детям приступить к работе. Отмечать
проявления самостоятельности, творчества.
Готовые рисунки рассмотреть с детьми, спросить,
кто что нарисовал и отметить разнообразие
рисунков, похвалить ребят.
Кисти, краски
гуашь, вода,
салфетки,
альбомные листы,
тонированные в
разные цвета (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.59
Примечание
22
Мы слепили на
прогулке
снеговиков
Вызывать у детей желание
создавать в рисунке образы
забавных снеговиков. Упражнять в
рисовании предметов круглой
формы. Продолжать учить
передавать в рисунке строение
предмета, состоящего из
нескольких частей; закреплять
навык закрашивания круглой
формы слитными линиями сверху
вниз или слева направо всем
ворсом кисти.
Вспомнить с детьми, как они лепили снеговика на
прогулке; уточнить с помощью движения руки в воз-
духе, как нужно рисовать предмет, состоящий из
круглых частей.
Вызвать к доске двух ребят для показа приема
рисования снеговика. На созданном ими контурном
рисунке показать прием закрашивания круглой
формы слитными движениями в одном направлении
(сверху вниз или слева направо).
В процессе работы следить за тем, как дети держат
кисть, пользуются красками. Ребятам, нарисовавшим
снеговика раньше других, дать фломастеры для
дополнения рисунка (по желанию).
Готовые рисунки разложить на столе, полюбоваться
как много разных снеговиков все вместе нарисовали.
Примечание. Можно предложить детям нарисовать
вместо снеговиков неваляшек. В этом случае
рисовать нужно на белых листах, а фигурки будут
цветные.
Тонированная
бумага (бледно-
голубая, серая);
краски гуашь, банки
с водой, кисти,
салфетки,
фломастеры (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.62
Примечание
23
Светит солнышко
Учить детей передавать в рисунке
образ
солнышка, сочетать
округлую форму с прямыми и
изогнутыми линиями. Закреплять
умение отжимать лишнюю краску
о край розетки (баночки). Учить
дополнять рисунок
изображениями,
соответствующими теме.
Развивать самостоятельность,
творчество дошкольников.
Прочитать детям потешку «Солнышко - ведрышко».
Вызвать желающих ребят к доске для рисования
круга. Предложить детям положить лист
вертикально и рисовать солнышко в верхней части
листа; если останется время, дополнить рисунок
изображениями, подходящими по содержанию (над
чем светит солнышко, кому оно светит).
Поощрять интересные дополнения. Порадоваться
вместе с ребятами ярким рисункам.
Тонированная
бумага (бледно-
голубая, серая),
краски, гуашь
желтая, белая,
красная,
коричневая; кисти,
банки с водой, сал-
фетки (на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.63
Примечание
24
Самолеты летят
Закреплять умение рисовать
предметы, состоящие из
нескольких частей; проводить
прямые линии в разных
направлениях. Учить передавать в
рисунке образ предмета. Развивать
эстетическое восприятие.
Показать детям игрушечный самолетик. обратить их
внимание на его части и направление крыльев.
Спросить, как можно нарисовать самолет.
Предложить жестом в воздухе показать приемы
рисования.
Предложить ребятам приступить к рисованию.
Сказать, что можно нарисовать несколько самолетов.
Поощрять повторение изображения на листе.
Все готовые рисунки выставить на доске, отметить
как много разных самолетов нарисовали дети.
Листы бумаги
светло-голубого
тона, краски гуашь
свет- |п серого
цвета, кисти, банки
с водой, салфетки
(на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.65
Примечание
Март
25
Деревья в снегу
Учить детей передавать в рисунке
картину зимы. Упражнять в
рисовании деревьев. Учить
располагать на листе несколько
деревьев. Закреплять умение
промывать кисть. Развивать
эстетическое восприятие.
Побеседовать с детьми о том, что зимой деревья
стоят в снегу, предложить нарисовать их. Напомнить,
что ребята рассматривали деревья на прогулке,
видели на картинках.
Показать вместе с детьми движением рук в воздухе
ствол дерева и расходящиеся в стороны ветки. Затем
вызвать ребят для рисования дерева на приколотом к
доске листе бумаги (один ребенок рисует ствол,
другой — ветки).
Уточнить, с чего следует начать рисунок.
Напоминать в процессе рисования, что у дерева
много веток, есть ветки длинные и короткие.
Поощрять рисование деревьев по всему листу
бумаги.
Рассмотреть с детьми готовые работы, сказать что
они нарисовали настоящий зимний лес.
Альбомные листы,
краски гуашь, банки
с водой, кипи,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.66
Примечание
26
Красивые флажки
на ниточке
Учить детей рисовать предметы
прямоугольной формы
отдельными вертикальными и
горизонтальными линиями.
Познакомить с прямоугольной
формой. Продолжать отраба-
тывать приемы рисования и
закрашивания рисунков цветными
карандашами.
Обследовать с детьми форму флажков с включением
движения руки по контуру.
Показать способ изображения: начинать рисовать
флажки от того места, где рука держит листок
бумаги. Сначала провести вниз от ниточки
вертикальную линию (сторона флажка), соединить
ее с ниточкой горизонтальной линией. Затем
остановиться и рисовать нижнюю сторону флажка.
Она не должна быть длинной. Снова остановиться и,
повернув линию вверх, нарисовать сторону флажка
снизу вверх. Немного отступив от нарисованного
флажка, таким же образом нарисовать второй
флажок, обращая внимание на движение руки.
Предложить всем детям показать жестом в воздухе,
как они будут рисовать флажки. Обратить внимание
ребят на то, что флажки разных пимов и рисовать их
надо разными карандашами (фломастерами).
В процессе работы напоминать, что флажки должны
быть ровными. Когда у большинства детей флажки
будут готовы, показать, как нужно их закрашивать,
проводя линии сверху вниз, не отрывая карандаша и
не размахивая рукой, чтобы не выйти за края
флажка. Рассмотреть с ребятами все рисунки и
отметить красиво нарисованные и закрашенные
флажки. Порадоваться вместе с детьми ярким
флажкам.
Флажки на ниточке .
полоска бумаги 10
на 20 с проведенной
воспитателем
линией, цветные
карандаши или
фломастеры
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.69
Примечание
27
Нарисуйте, кто
что хочет
красивое
Развивать эстетическое
восприятие. Учить видеть и
выделять красивые предметы,
явления. Закреплять умение детей
рисовать разными материалами,
выбирая их по своему желанию.
В предшествующие занятию дни поговорить с
малышами о красоте предметов и явлений,
окружающих их (красиво сверкает снег на солнце;
красиво переплетаются ветви деревьев, если
смотреть через них, стоя внизу, на небо; красивы
белые пушистые облака, плывущие по небу;
солнышко, согревающее землю; одежда детей;
игрушки).
В день занятия предложить детям найти что-то
красивое в групповой комнате или вспомнить, что
красивое они видели по дороге в детский сад.
Предложить ребятам нарисовать, что они захотят
красивое. Сказать, что дети могут сами выбрать, чем
они будут рисовать: карандашами, красками,
фломастерами.
Бумага формата А4,
цветные карандаши,
фломастеры, краски
гуашь, кисти,
баночки с водой.
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.71
Примечание
28
Книжки-
малышки
Учить формообразующим
движениям рисования
четырехугольных форм
непрерывным движением руки
слева направо сверху вниз и т. д.
(начинать движение можно с
любой стороны). Уточнить прием
закрашивания движением руки
сверху вниз или слева направо.
Развивать воображение.
Рассмотреть с детьми книжки-малышки, обратить
внимание на их форму.
Предложить ребятам показать в воздухе прием
рисования четырехугольника. Вызвать ребенка к
доске для показа последовательности выполнения
работы. В процессе занятия следить за
правильностью формообразующего движения.
Напомнить детям: для того чтобы книжки-малышки
были красивыми, их нужно рисовать фломастерами
разных цветов.
Когда дети нарисуют 2-3 книжки, предложить
раскрасить их. Чтобы дети вспомнили как нужно
красиво закрашивать, вызвать ребенка, хорошо
освоившего это действие, для показа к доске.
Выставить готовые рисунки на доске, отметить
разнообразие книжек (по величине, по цвету).
Предложить детям назвать, какие книжки
нарисованы (дать ребятам возможность
пофантазировать).
Альбомные листы,
фломастеры
(карандаши) (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.73
Примечание
Апрель
29
Нарисуй что-то
прямоугольной
формы
Учить детей самостоятельно
задумывать содержание рисунка,
применять полученные навыки
изображения разных предметов
прямоугольной формы. Учить
отбирать для рисунка карандаши
нужных цветов. Упражнять в
рисовании и закрашивании пред-
метов прямоугольной формы.
Развивать чувство цвета,
воображение.
Сказать детям, что сегодня они будут рисовать
прямоугольные предметы. Спросить, что они хотят
нарисовать, уточнить, как будут изображать тот или
иной предмет, какие им понадобятся краски.
Помогать тем ребятам, которые еще не овладели
навыком рисования предметов прямоугольной
формы или пропустили ряд занятий.
В конце занятия рассмотреть готовые рисунки.
Попросить детей назвать, что они изобразили,
рассказать о своих рисунках. Отметить цветовое
разнообразие работ.
Альбомные листы,
цветные карандаши
(на каждого ре-
бенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.
:Мозаика-
Синтез, 2010 –.
Стр.74
Примечание
30
Разноцветные
платочки сушатся
Упражнять детей в рисовании
знакомых предметов квадратной
формы. Закреплять умение
аккуратно закрашивать
изображения в одном направлении
— сверху вниз, не заходя за
контур; располагать изображения
по всему листу бумаги.
Вспомнить с детьми, какой формы выстиранные
платочки. Предложить кому-либо из ребят
изобразить на прикрепленном к доске листе бумаги
черным карандашом веревочку, а затем платочки.
Вместе с детьми нарисовать в воздухе платочек не-
отрывным движением: левую сторону сверху вниз,
затем нижнюю слева направо и правую сторону
снизу вверх, затем верхнюю сторону.
В процессе работы обращать внимание на
изображение ровных сторон и уголков платочков. В
случае затруднений помочь, используя прием
рисования вместе с рукой ребенка. Поощрять смену
цвета карандашей.
Готовые рисунки рассмотреть с детьми, предложить
им выбрать самые красивые платочки, обвести их по
контуру рукой.
Белая бумага
размером 1/2
альбомного листа
(разрезанного по
горизонтали),
цветные карандаши
(на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.76
Примечание
31
Скворечник
Учить детей рисовать предмет,
состоящий из прямоугольной
формы, круга, прямой крыши;
правильно передавать
относительную величину частей
предмета. Закреплять приемы
закрашивания.
Вспомнить с детьми, какие скворечники они видели
на прогулке, уточнить части скворечника, их форму,
расположение (самая большая прямоугольная часть,
круглый леток, прямая крыша).
Вызвать 2-3 ребят для показа приемов рисования у
доски.
В процессе рисования напоминать об аккуратном
использовании краски, красивом закрашивании, о
приеме промывания кисти.
Скворечник
(сделанный
педагогом из
бумаги). Альбомные
листы; краски гуашь
зеленая, желтая,
коричневая; кисти,
банки с водой,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.78
Примечание
32
Красивый коврик
Упражнять в рисовании линий
разного характера. Учить
пересекать линии; украшать
квадратный лист бумаги
разноцветными линиями,
проведенными в разных
направлениях.
Предложить детям всем вместе сделать красивый
коврик. Объяснить, что на столах у ребят лежат
маленькие квадратные листы бумаги. Если эти
квадраты разрисовать цветными карандашами или
фломастерами разными линиями, а потом все
листочки соединить, то получится большой
нарядный ковер.
Предложить детям показать пальчиком одной, потом
другой руки в воздухе, кто какие линии будет
рисовать, £казать, что линии могут быть разные и
могут рисоваться в разных направлениях: сверху
вниз, слева направо; из линий можно сделать
клеточку.
Вызвать к доске ребят (по желанию) и предложить
им показать, как они будут разрисовывать квадраты.
Похвалить тех, кто придумает и внесет в украшение
что-то свое.
В процессе работы напоминать детям, чтобы они
пользовались карандашами (фломастерами) разных
цветов — тогда общий ковер будет ярким, красивым.
Обращать их внимание на то, что нужно правильно
держать карандаш (фломастер); поправлять
карандаши в пальцах ребят, которые держат их
неправильно.
По окончании работы красиво разложить все
созданные детьми квадратики - получится большой
красивый коврик. Всем вместе полюбоваться им,
вызвать у детей чувство радости от общего ре-
зультата
Цветные карандаши
(фломастеры),
квадратные листы
бумаги (сторона 10
см) (по 2-3 листа на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.78
Примечание
Май
33
Красивая тележка
Продолжать формировать умение
изображать предмет, состоящий из
нескольких частей прямоугольной
и круглой формы. Упражнять в
рисовании и закрашивании
красками. Поощрять умение
выбирать краску по своему вкусу;
дополнять рисунок деталями,
подходящими по содержанию к
главному изображению. Развивать
инициативу, воображение.
Рассмотреть с детьми тележку, попросить назвать ее
форму и расположение частей.
Предложить детям показать жестом в воздухе
приемы рисования предметов круглой и
прямоугольной формы.
Уточнить последовательность изображения. Сказать,
что можно рисовать тележку такого цвета, который
больше нравится. В процессе работы напомнить
детям, что следует рисовать крупно, во весь лист; ак-
куратно закрашивать рисунок.
Ребятам, закончившим работу раньше других,
предложить дорисовать что-либо по теме (что везет
тележка, где едет и т. п.).
Готовые рисунки выставить на доске, отметить, как
много получилось красивых, разных тележек.
Попросить детей рассказать, что везут их тележки.
Бумага размером ½
альбомного листа,
цветные карандаши.
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.80
Примечание
34
Рисование по
замыслу
. Продолжать развивать желание и
умение самостоятельно
определять содержание своего
рисунка. Закреплять приемы
рисования красками. Закреплять
знание цветов. Развивать чувство
цвета, эстетическое восприятие.
Сказать детям, что каждый из них должен сегодня
нарисовать что-нибудь интересное, свое.
Спросить 2-3 ребят, которые обычно удачно
придумывают тему рисунка, что они будут
изображать. Дополнить их ответы, напомнить как
дети уже рисовали неваляшек, красивые цветы,
праздничные шары и флаги, игрушки.
Готовые рисунки рассмотреть с детьми, предложить
выбрать самые интересные работы и вывесить их в
группе.
Альбомные листы
любого мягкого
тона, краски гуашь
5—6 цветов, кисти,
банки с водой,
салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.81
Примечание
35
Картинка о
празднике
Продолжать развивать умение на
основе полученных впечатлений
определять содержание своего
рисунка. Воспитывать
самостоятельность, желание
рисовать то, что понравилось.
Упражнять в рисовании красками.
Воспитывать положительное эмо-
циональное отношение к
красивым изображениям.
Развивать желание рассказывать о
своих рисунках.
Предложить детям вспомнить, что они видели на
празднике (шары, флаги, цветы, разноцветные огни)
и нарисовать об этом картинку.
Ребятам, которые будут затрудняться, помочь в
выборе содержания рисунка. Напомнить, что нужно
заполнять изображениями весь лист, правильно
пользоваться кистью и красками.
Все готовые рисунки рассмотреть, вместе с детьми
порадоваться ярким, красивым картинкам,
предложить им рассказать о своих рисунках
Тонированная
бумага формата А4
(бледно-желтая,
бледно-зеленая),
краски гуашь
красная, желтая,
голубая, зеленая,
белая, кисти, банки
с водой, салфетки
(на каждого
ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.84
Примечание
36
Одуванчики в
траве
Вызывать у детей желание
передавать в рисунке красоту
цветущего луга, форму цветов.
Отрабатывать приемы рисования
красками. Закреплять умение
аккуратно промывать кисть,
осушать ее о тряпочку. Учить
радоваться своим рисункам.
Развивать эстетическое
восприятие, творческое
воображение.
Вспомнить с детьми, как на прогулке они
любовались цветущими одуванчиками; уточнить,
какого цвета одуванчики, рассмотреть цветок
одуванчика, определить его форму.
Спросить, как можно нарисовать цветы одуванчика.
Вызвать ребенка для показа к доске. Затем спросить,
как можно нарисовать стебель одуванчика и вызвать
для показа к доске другого ребенка.
Предложить детям рисовать цветы по всему листу
бумаги. Сказать, что рисовать одуванчики можно по-
разному: сначала можно изобразить ножку с
листьями, потом цветок, а можно начать рисование с
цветка, который также можно изобразить разными
способами.
Готовые рисунки выставить на доске. Полюбоваться
ими с детьми, отметить, как красиво выглядят
одуванчики в зеленой траве.
В заключение прочитать стихотворение Е. Серовой
«Одуванчик» (или любое другое стихотворение по
теме).
Альбомные листы
бумаги зеленого
тона, краски гуашь
желтая, зеленая;
кисти, банки с
водой, салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М.:
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.85
Примечание
37
Рисование
красками по
замыслу
Развивать самостоятельность в
выборе темы. Учить детей
вносить в рисунок элементы
творчества, отбирать для своего
рисунка нужные краски,
пользоваться в работе получен-
ными умениями и навыками.
Побеседовать с детьми о том, что они хотят сегодня
нарисовать, какими приемами будут пользоваться,
какие им понадобятся краски.
При анализе детских работ выделить те, в которых
отчетливо видны самостоятельность, творчество.
Предложить ребятам рассказать о своих работах.
Отметить удачное решение рисунков
Тонированная
бумага; краски
гуашь красная,
белая, голубая,
желтая, зеленая;
кисти, банки с
водой, салфетки (на
каждого ребенка).
Комарова Т.С.
Изобразительная
деятельность в
детском саду.
вторая младшая
группа. – М. :
Мозаика-Синтез,
2010 –. Стр.86
Примечание