Автор: Ярылкина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Д/с №9 о.в." Населённый пункт: город Магнитогорск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Арт- терапия в ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Арт- терапия в ДОУ
Что такое арт- терапия? Это слово пришло к нам из Америки и переводится как- лечение
искусством и оно применялось за рубежом психотерапевтами, психологами и педагогами.
Сегодня атр- терапевтическим техникам уделяется много внимания и педагоги и
психологи пришли к выводу , что это правильно.
У маленького ребёнка ( до года) можно заметить различные проявления процесса
творить : ког-да пытается сидеть, самостоятельно держать ложку. Во время кормления
маленький ребёнок (который самостоятельно держит ложку), часто капает кашу, пюре на
пол, рассматривает эти капли – рисунки и это доставляет ему удовольствие. Проходит
период , и у ребёнка появляется необходимость привнести свои мысли и ощущения в
жизнь. Он начинает творить при помощи всего и везде, чем и что попадается ему под
руки: на обоях, на окнах, на дверях и где угодно. Чаще всего родители одергивают его,
ругают за это.
Как раз здесь арт- терапия для дошкольников и необходима. Каковы цели атр- терапии?
1.Помогает организовать самоконтроль; 2.Облегчает у детей способы общения в социуме;
3.Своевременно выявляет психологические проблемы; 4.Обучает концентрации на
чувствах, ощущениях; 5.Оказывает комплексное и терапевтическое
лечение( вспомогательный метод); 6.Помогает выявлять творческие способности .
Работа людей, которые занимаются арт- терапией ,заключается в обучении людей перек-
лючаться головному мозгу с одного полушария на другое. Левое полушарие отвечает за
разум, сознание, даёт волю чувствам, правое – включает процесс бессознательного мыш-
ления , мы видим эмоции, которые происходят у человека. Арт- терапия для дошкольни-
ков – это занятия , которые дают прежде всего обоим полушариям плодотворно трудиться
и развиваться . Работа направляется на то, чтобы дети осознавали и представляли какие-
то свои может быть комплексы, страхи .
Арт- терапия- это технология ( методика) лечения и развития при помощи искусства
творчества.
В настоящее время существует два подхода в понимании и трактовки атр- терапии. В уз-
ком смысле слова ( классический подход) – когда арт- терапия понимается именно как
лечение , но используется оно при средствах изобразительного искусства или изотерапии.
Современный подход арт- терапии – это терапия которая используется посредством ис-
кусства, музыки, танца, физических упражнений. На протяжении долгого времени арт-
терапия использовалась сначала в медицине, потом начала использоваться в психологии,
сейчас дошла до педагогики. На сегодняшний день она считается наиболее одной из эффе-
ктивных методик и технологий, которые используются в работе с дошкольниками.
Если затронуть историю арт -терапии, то можно отметить, что лечение искусством
применяется с давних пор. На заре человеческой цивилизации были жрецы, потом
философы, которые использовали различные виды искусства для лечения души и тела.
Они задумывались над этими тайнами влияния живописи , музыки, движений, как они
влияют на человека. В то время арт- терапия конечно не имела ещё этого слова, но люди
уже понимали что она влияет на людей. Учёные стали всё это изучать, и Л.С. Выготский
написал работу «Психология искусства», которая посвящена атр- терапивтическим
технологиям, его исследованиям.
Основные функции арт- терапии. 1.Координирующая – направлена на координацию
здоровья у детей ( психическое и физическое). Считается, что творчество исцеляет, арт-
терапия успешно решает проблемы и улучшает физические недостатки, незначительные
проблемы, и исправляет эти недостатки. 2.Познавательная- направлена как на сохранение
здоровья, так и на создание условий для познания, самосознания , для творческого
самовыражения у детей. Арт - терапия позволяет познавать окружающий мир и самого
себя, т.е. ребёнка. В творчестве дети выражают свои эмоции, ожидания, сомнения ,
страхи. Именно познавательная функция всё это выявляет и показывает. 3.Развивающая-
развитие творчества, творческих способностей детей. Здесь можно заметить какую- то
оригинальность, когда он изображает в изотерапии что-то . Можно заметить
нестандартное мышление при выполнении заданий. 4.Адаптационная- использует
средства невербального общения у детей которым сложно выразить свои мысли( дети
имеющие психические и физические отклонения). 5.Коммуникативная- как показывает
практика , атр – терапия помогает устанавливать отношения между людьми, посредством
различных видов искусства, где человек выражает не только себя, но и узнаёт об
окружающих людях, об окружающем мире. 6.Стимулирующая- в большинстве случаёв
арт- терапевтичевкая работа вызывает у детей положительные эмоции и помогает им
преодолеть пассивность, безинициативность и формирует у детей более активную
жизненную позицию. 7.Диагностическая- помогает отследить продукты творчества
ребёнка, то что он изобразил, показал, его мысли , его желания , настроение и провести
диагностику по данному творчеству . 8.Психотерапевтическая- направлена на изучение
уверенности в себе, в выполнении арт- терапевтических заданий, на выявление
возможностей, на гармонизацию эмоционального состояния, на удовлетворение оттого,
что они выполняют эти задания.
Когда арт- терапия используется в работе с обычными детьми, без психических отклоне-
ний, можно увидеть совершенно другой подход в выполнении заданий. У детей с ДЦП,
ЗПР и т.д. такая работа конечно проходит немножко по другому - при выполнении зада-
ний, создаются специализированные группы. При постановке задач должны учитывать
возможности детей , но в любом случае атр- терапевтические методики дают положите-
льный результат и выполняют психотерапевтическую коррекционную роль и социально-
оздоровительную. Даже среди детей без физических и психических отклонений, есть
проблемные дети, у которых незначительные отклонения. К ним относятся дети с
отсутствием зрения, слуха, либо с нарушением звукопроизношения. Необходимо
учитывать правильность в выборе арт- терпевтических заданий.
Основные виды арт – терапии для дошкольников. Музыкотерапия- главный акцент
делается на музыку. Изотерапия –занимает ведущую роль в детском саду. Имаготерапия
( куклотерапия). Сказкотерапия- на основе сказок применяется у детей в более старшем
возрасте . Акватерапия- водные процедуры. Песочная терапия- с использованием игр с
песком. Игротерапия- игры с детьми. Цветотерапия- лечение цветом. Маскотерапия -
оригами. Улыбкотерапия- положительные эмоции.
Как только ребёнок берёт в руки кисточку, пластилин, глину, краски и т.д., он сразу
освобождает своё подсознание и в итоге у него получается свой шедевр. Если у ребёнка
есть какие- т о страхи, то он на рисунке может то неосознанно показать. Когда
рассматриваются работы ребёнка, психологи могут заметить его страхи, проблемы.
Воспитатель должен увидеть это и показать психологу и вместе решать , есть ли проблемы
у конкретного ребёнка или нет.
Арт- терапии- это специализированная форма психотерапии и построена на искусстве и в
первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Выражение себя через
искусство является самым безболезненным способом выражения чувств у детей . Арт –
терапия не имеет ограничений, противопоказаний и является самым безопасным методом
снятия напряжения у детей. Арт –терапия является естественным путём исцеления , когда
негативные эмоции преобразуются в позитивные. Любое арт- терапевтическое занятие
придаёт детям силы, уверенности , помогают найти выход из сложной ситуации.
Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении
самооценки , адекватного принятия себя в социуме , в процессе творчества у детей ( когда
ребёнок рисует, лепит) , у него выходят наружу какие- то проблемы, которые глубоко
скрыты и их не видят ни родители , ни воспитатели. Таким образом они решаются
безболезненно , ре-бёнок может это просто забыть, у них есть такая способность, страха
может больше не быть , потому, что он его выразил в своей работе и страх ушёл.
В изотерапии много методов нетрадиционного изображения : рисование пластилином,
скомканной бумагой, мыльными пузырями ( выдувая пузыри на бумагу), рисунки по
трафарету, губками, ватными палочками, ладошками, пальчиками, рисование крупой,
монотипия , кляксография , разбрызгивание краски и ещё много техник изображения. Эти
техники ( методы) часто переплетаются на одном занятии, используется применение
музыки. Ведь музыка помогает ребёнку , она вызывает у детей эмоциональный отклик, на
музыку реагирует сердечно – сосудистая система, дыхательная система, ребёнок предста-
вляет, что означает музыка. Можно попросить ребёнка нарисовать то что, музыка означает
и здесь можно увидеть разные изображения, то, что ребёнок увидел, понял, осмыслил,
выразил. Есть ещё техника мандала - это спонтанная работа с цветом и формой внутри
круга, способствует изменению состояния сознания детей и вызывает разнообразные
психосоматические феномены, открывает возможность для духовного роста у ребёнка. И
ещё одна техника- рисунок эмоций – нужно попросить ребёнка выбрать цвет, который
способствует его настроению в настоящий момент, т.е. оставить след на листе бумаги.
Здесь важно попросить ребёнка назвать своё состояние, на что оно похоже .
Таким образом можно проработать различные эмоциональные состояния у ребёнка .
Данная работа может выполняться в виде символов, когда всё это объединяется в одно
целое, это может получиться целой картиной.
Техника фантом ( для детей старшего возраста) – нужно нарисовать силуэт человека ,
предложить ребёнку вспомнить какое-то радостное событие в его жизни и попросить
нарисовать что он при этом испытывал, в какой части тела и каким цветом была эта
эмоция. Ребёнку предлагается заштриховать на контуре человека то место, в которой была
эта эмоция. Например: голова- желтого цвета, туловище- синим, ноги- белым .Техника-
рисование на мокрой бумаге – нужно заранее приготовить мокрую бумагу. Детям очень
интересно наблюдать ,как растекаются и смешиваются краски . У ребёнка наблюдаются
особые положительные эмоции и рисунки получаются разнообразные.
Чему способствует арт - терапия ? -Создаёт положительный эмоциональный настрой - во
время музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии и т.д. у детей поднимается
настроение, они всё это воспринимают на ура, им это нравится выполнять, нравится
видеть, что получилось сравнивать, что у кого получилось ( работы получаются не
похожие, абсолютно разные) . В песочной терапии очень много техник, заданий, которые
дети выполняют с удовольствием. -Возможность экспериментировать- выражать детям
свои чувства , позволяет прорабатывать свои мысли. -Развивает чувство внутреннего
самоконтроля – ребёнок отвечает за свои действия, задания, которые он выполняет,
контролирует это. За всё это отвечают оба полушария головного мозга, которые начинают
развиваться более активно, развиваются у детей зрительные ощущения, сенсомоторные
умения .Арт –терапия способствует творческому самовыражению детей, эстетического
опыта, развитию изобразительной деятельности, воображения, художественных
способностей в целом . -Повышает адаптационные способности ребёнка - снижает
утомление, негативные эмоции. -Эффективна в коррекции различных отклонений, и
нарушений личностного развития.
Арт- терапия с детьми с умственной отсталостью. Цели: устранение неэффективного
психологического напряжения и формирование положительного образа- Я – у ребёнка и
положительной самооценки.
Задачи: 1.Снятие эмоционального напряжения- у таких психическое напряжение гораздо
больше. 2.Коррекция механизмов психологической защиты. 3.Коррекция тревожности,
негативных установок, социальных барьеров. 4.Развитие чувства собственной
значимости- такие дети чувствуют себя ущемлёнными, а в более старшем возрасте,
понимают, что чем-то отличаются от других детей .Необходимо развивать у таких детей
чувство собственной значимости. 5.Поощрение позитивных форм активности. 6.Развитие
умения контролировать свои действия- обычно дети с умственной отсталостью не
контролируют свои действия , могут по своему усмотрению делать что они хотят.
7.Развитие воображения, артистического опыта.
Изотерапия- предусматривает проведение как совместной так и самостоятельной
деятельности воспитателя и детей, позволяет развивать у детей коммуникативные
способности , внимание, мышление и мелкую моторику рук.
Цель изотерапии : определить эффективные пути в коррекции связной речи и
использование нетрадиционных методов рисования. Практическая значимость
заключается в направленности и оказании помощи детям в выполнении
изотерапевтических заданий.
Факторы: 1. Освоение нетрадиционных техник рисования. 2.На занятиях дети в
постоянном процессе открытия новых знаний. 3.Каждый ребёнок может раскрыться.
Можно разрабатывать комплексы изотерапии, строить занятия таким образом, чтобы
применять изотерапию 3 или 4 раза в работе .Например: сегодня дети нарисовали тех-
никой «отпечатки пальчиками, руками», завтра- ватными палочками, потом- соломин-
ками и т.д. Особое внимание нужно уделять тому что ,во время рисования, в любом слу-
чае у детей развивается речь, потому что дети когда рисуют ,общаются между собой ,
обсуждают у кого какой рисунок , кто какой краской будет рисовать .
Виды арт- терпи. Младший дошкольный возраст: рисование пальчиками, оттиск печатки
из картофеля, рисование ладошками. Средний возраст: тычок жёсткой полусухой кистью,
печать поролоном, печать пробками, восковые мелки - акварель, свеча- акварель,
отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные
верёвочки. В старшем дошкольном возрасте в большей мере применяются: рисование
песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с
трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету.
Цветотерапия – арт- терапия «лечение цветом», как метод терапевтического воздействия
на психику человека использовался с древних времён, в древнем Египте, в Китае, в Ин-
дии. Тогда было замечено,что какие-то отдельные цвета и оттенки каким-то благотвор-
ным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие могут
причинять ему вред. Основоположником современной цветотерапии считается И Гётте,
который разработал гармонии света . Широко популярностью на сегодняшний день им-
енно в психологии используется цветовой тест Люшера. Лечебное воздействие света про-
исходит за счёт воздействия его электромагнитных волн на органы детей. Даже простой
выбор одежды, употребление в пищу овощей или фруктов могут вызывать положитель-
ные эффекты в психологическом состоянии у детей , В детском саду цветотерапия при-
меняется очень широко .может и должна проводиться в рамках арт- терапевтичеких , за-
нятий потому что ребёнок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам всего окру-
жающего нас мира,чем мы взрослые. Лечение цветом должно происходить в разных
формах .
Методики наиболее популярны и используются в работе.
1.Методика «Цветной дождь»- подбираются различные атласные ленточки ( подобрать по
оттенкам- от тёплых до холодных) , спускаются вертикально сверху вниз , в виде дождика
и дети могут в них прятаться , как в шатре и выбирать понравившийся им цвет. Такой
шатёр должен располагаться где- то в группе постоянно, дети в течение дня могут
проходить в нём и брать ленточки . В конце дня воспитатель смотрит сколько каких
ленточек у каждого ребёнка , у кого какое настроение было. Ленточек должно хватать на
каждого ребёнка. Гипперактивные дети, как правило выбирают тёплые оттенки, а вялые,
инертные- холодные .Можно предложить детям цветные коврики, для сидения на полу при
выполнении заданий.
2. «Радужная страна»- можно выбрать несколько ярких цветов, каждый из которых будет
символом одной из стран. Детям предлагается расселить жителей в свои страны ( по
цвету), можно использовать кукол, или вырезанных из картона героев- персонажей, потом
ребёнок должен объяснить , почему его герой должен проживать именно в этой стране ,
чем отличаются другие жители .Такая игра даёт детям широкий спектр фантазии, они
могут придумывать различные истории про страны, которые они придумали, могут
усложнять сюжет, добавлять новых героев. Здесь необходимо соблюдать несколько
основных условий игры: все дети должны принимать активное участие по развитию этого
сюжета, все действия детей должны сопровождаться цветовым набором, аргументировать
выбор цвета. Все цветовые наборы должны быть в одинаковом количестве. Во время игры
должно соблюдаться правило всеобщего уважения, нельзя ругаться, толкаться.
Цветотерапия – хорошая возможность выразить своё настроение, эмоции, чувства,
которые есть у детей на этот момент. Если дети выбирают насыщенные , яркие оттенки ,
то это является показателем хорошего психического развития. Если ребёнок отдаёт
предпочтение белому цвету или что ещё хуже- чёрному, значит у него есть склонность к
замкнутости, одиночеству. Можно предложить ребёнку, который выбрал белый или цвет
попробовать заменить его на др., более яркий . Но делать это нужно постепенно , а потом
предложить ему оценить этот результат. Очень важно спросить ребёнка какое настроение
у него сейчас, что выражает эта картинка , какие эмоции у него вызывает, понаблюдать
,изменилось ли что-то в ребёнке, стало ли ему лучше, радостней, или наоборот стало хуже.
Это обязательно нужно сделать.
Цветовая специфика в ДОУ:
1.
Красный- оказывает влияние на стимулирование кровообращения и обмена
веществ, повышает психологическую активность.
2.
Жёлтый- стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно
воздействует на развитие головного мозга у детей .
3.
Зелёный- помогает при бессоннице, благотворно влияет на зрение ,
способствует психическому равновесию и умиротворению.
4.
Голубой- снижает артериальное давление и оказывает положительное
воздействие на организм в целом.
5.
Синий- положительно влияет на эндокринную систему и формирует чувства
психологической безопасности.
6.
Фиолетовый – на границе голубого и синего и оранжевый- сопутствующие
цвета.
Очень важно чтобы в детском саду дети получали положительные эмоции от цвета,
занятия цветотерапии должны проходить переодически , а не от случая к случаю. В
спальне стены должны быть светлыми, успокавающими, а в групповой комнате - цвета
должны быть более яркими, они должны стимулировать активность детей, но нельзя
перегружать яркими оттенками. Цветотерапия является универсальным средством ,
которое помогает не только выявить психические характеристики у каждого ребёнка, но
и даже принять меры при необходимости коррекции. Применение данной техники очень
важно в работе детского сада.
Формы и варианты цветочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка,
потому что игровые методы могут меняться, могут быть разные цели, может применяться
техника для проведения диагностики, для оказания психологической помощи детям, с
целью краткосрочной психотерапии .
Песочная терапия. Цель - не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким- то
специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.
Широко применяется в детском саду, является игротерапией. Метод песочной терапии
строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает кокой-то
символ в глубине бессознательного . Этот вид терапии используется при сильнейших
эмоциональных нагрузках у детей. Через свои ощущения, через прикосновения рук к
песку ребёнок ощущает покой о одновременно свои огромные возможности, которые у
него появляются, потому что песок действует на детей как магнит и прежде чем они
успеют осознать что они с ним делают, их руки сами начинают его просеивать , строить
тоннели и др. Если к этому добавить различные игрушки , фигурки, то ребёнок может
выстроить целый мир, может долго играть с песком, погружается в эту игру. В процессе
этой игры дети имеют возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные
переживания.
Задачи, которые решает песочная терапия согласуются с внутренним стремлением ребёнка
к самоактуализацииюи. В первую очередь она направлена на то, чтобы помочь маленьким
детям в решении таких моментом: развить позитивную « Я – концепцию», стать боле
ответственным в своих действиях и поступках, выработать большую способность к
самопринятию, овладевать чувством самоконтроля, развивать различные умения
преодолевать различные препятствия, трудности, развивать самооценку.
Можно предложить такие игры с песком: 1. « Норки для мышки». 2 . « Я пеку, пеку,
пеку». 3. « Заборчики». 4. « Следы». 5. « Отпечатки». 6. « Игра на пианино». 7. «
Собери грибы». 8. « Хлеб». 9. « Загадка».10. « Секретики». 11. «Угадай-ка».
Игра с песком выступает в качестве метода коррекционного воздействия у детей с
нарушением невротического характера, в качестве вспомогательного средства, которое
позволяет стимулировать ребёнка, развивать у него сенсомоторные навыки, снизить
эмоциональные напряжения. Песочницу можно использовать в качестве
профилактического средства. Сейчас в детских садах есть и в группах место для игр с
песком, где можно проводить песочную арт- терапию.
Музыкотерапия-
лечение
музыкой.
В
современной
психологии
существует
отдельное
направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в
качестве
средства
коррекции
нарушений
в
эмоциональной
сфере,
поведении,
при
проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых
можно
оказывать
положительное
воздействие
на
человеческий
организм.
Это
способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения,
повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в
качестве
средства,
обеспечивающего
гармонизацию
состояния
ребенка:
снятие
напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в
личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать
интеллектуальную
деятельность,
поддерживать
вдохновение,
развивать
эстетические
качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников
и помогает быстрее запомнить новый материал.
1.Активная музыка- двигательные импровизации под соответствующий характеру
музыки словесный комментарий
2. Пассивная музыка- прослушивание стимулирующей, успокаивающей или
стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов
М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,
головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Упражнения музыкотерапии. 1.« Зайчата».2.« Просыпайтесь глазки». 3.« Потягуша».4.«
Котята».5. « Маленькие детки».6. « Колыбельная медвежат».7. « Баюкалка».
Какая может применяться музыка: 1.Музыка для встречи детей и их свободной
деятельности. 2. Музыка для пробуждения после дневного сна. 3. Музыка для релаксации.
Игротерапия – возникла давно, в 20 годы, 20 века в работах зарубежных психологов. В
1950 г. большой вклад в развитие игротерапии внесли также Маслова, Роджер и др.
педагоги, психологи. В середине 20 века, на основе теории игровой деятельности
( Выготский, Ильконин), Метод игротерапии очень активно применялся в отечественной
педагогике, а затем и в психологии. Игротерапия перешла из школы в начальную, а потом
в детские сады. Механизмами игротерапии являются несколько процессов:
1.Устанавливается связь между воспитателем и детьми- как бы особое терапевтическое
взаимодействие.
2.Достижение котарсиса, которое осуществляется через деятельность ребёнка- главным
моментом являются чувства и переживания ребёнка.
3.Иследовательность реальности, которая связана с социумом- игротерапия используется
ребёнком и детьми , которые находятся в группе.
4. Согласование различных норм , морали общества, социума в играх.
Таким образом техника игротерапии проходит в несколько этапов:
Первый этап- это предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в исследовании
проблемной ситуации, т.е. подбираются такие игры, в которых ребёнок учится
самостоятельно решать ситуации, детские проблемы, учиться в обществе др. детей.
Второй этап- эмпатическое принятие ребёнка. Воспитатель должен относиться ко всем
детям одинаково, доброжелательно, любить всех детей находящихся в группе.
Третий этап – стимулирование у ребёнка рефлексивно- вербализующего типа поведения.
Эти принципы позволяют оптимизировать процесс поиска, решения проблем в ситуации,
используются в технике игровой терапии в процессе работы с детьми. Важным моментом
является то что здесь лежат способы коммуникации, т.е. иротерапия очень важна для
ребёнка , т.к. игра занимает ведущее место в жизни ребёнка и ребёнок не замечает
воспитательных процессов .
Требования к игрушкам и предметам.
1.Давать возможность объектирования и выражения основных эмоциональных состояний.
2. обеспечить моделирование и проигрывание различных эмоционально значимых для
ребёнка ситуаций взаимодействия с родителями сверстниками.
3. Обеспечить переживания, способствующие личностному росту.
Этапы. 1.- ориентировочный: -установление позитивного контакта между воспитателем и
детьми, -общение участников группы, -ориентировка детей в обстановке игровой комнаты.
2.-объектирование трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов. Главная
задача- диагностика.
3.- конструктивно- формирующий: -формирование адекватных способов поведения,-
развитие коммуникативной компетенции,- формирование способности к произвольной
регуляции действий ,-построение позитивной «Я» концепции.
4.-обобщающий: -подведение итогов, выводы.
Сказкотерапия- лечение сказкой. Это метод, использующий форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования
взаимодействия с окружающим миром. Концепция сказкотерапии основана на идеи
ценности метафоры, как носителя информации( о жизненно важных ценностях,
жизненных ситуациях, о том как устроен мир, что происходит с человеком в разные
периоды жизни, патриотизм, умение прощать, быть добрым) В сказках можно рассказать
как строить отношения с родителями( слушаться, любить, уважать).
Жанры, которые используют в сказкотерапии: притчи, басни, легенды, былины, мифы,
сказки.
Типология сказок: - художественные- созданные многовековой мудростью народа, чаще
всего русские народные, мифы, притчи. В них есть различные аспекты- дидактические,
психокоррекционные, психотерапевтические. Изначально они создавались не для
психологического консультирования. Но в настоящее время они успешно используются
психологами, воспитателями.
-бытовые- рассказывается о привратностях семейной жизни, показаны способы
разрешения конфликтных ситуаций на детском уровне( «Гадкий утёнок»).Есть страшные
сказки про нечистую силу( ведьма, баба Яга, водяной, кимимора).При рассказывании
таких сказок есть два правила: рассказывать нужно страшным голосом, растягивать
интонацию, конец д.б. обязательно неожиданным и смешным.
- волшебные- наиболее увлекательные для детей старшего возраста- благодаря им у детей
обогащается духовное развитие. С этого возраста начинается анализ сказки детьми, любой
смысл должен прорабатываться воспитателем, сравниваться с реальными ситуациями,
можно использовать изготовление кукол, рисование( использование двух арт-
терапивтеческих техник: изотерапия, сказкотерапия).
- авторские художественные – помогают детям осознать свои переживания( «Две
лягушки»).
-народные- созданные людьми- о животных, о взаимоотношениях людей, передают какой-
то жизненный опыт.
-дидактические- в них дети учатся решать, логически думать , при помощи загадок
находить ответы.
-психокоррекционные- содержат определённые правила, которых надо придерживаться:
1. сказка должна быть идентична проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней
сходства;
2.сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок сможет
сделать выбор при решении своей проблемы, либо ребёнку должен помочь воспитатель;
3.сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности.
Методы: - рассказывание и сочинение сказки, -рисование сказки,-изготовление кукол-
мастер сказок, -сказкотерапевтическая диагностика.
Маскотерапия . Её направления: -массаж, используется медицинским работником;
- бодиарт лица, используется чаще на праздниках, когда раскрашивают лицо красками, она
очень нравится детям.
- работа с гипсовой маской, при помощи гипса дети лепят маску, потом раскрашивают.
После этой работы необходимо обратить внимание на цвет, которым маска раскрашена
(светлые или тёмные оттенки) потом проводится диагностика.
Акватерапия – излечение водой( игры и закаливания). Эффективный метод коррекции
детей, подходит детям со слабым мышечным тонусом, укрепляется плевой пояс, мышцы
рук. Организация работы: -занятия проводятся с эмоционально нестабильными детьми
;-подбор пособий осуществляется воспитателем и родителями; -задания подбираются в
соответствии с возрастом. Эти занятия должны быть согласованны с врачом, детям у
которых есть показания к применению этого метода.
1.
Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству», Теория и практика арттерапии».
СПБ.:Златоуст¸2005.
2.
2.зЗинкевич- Евстигнеева Т.Д. «Психотерапия зависимостей: метод арт- терапии».
СПБ.: Речь 2002.
3.
Копытина А.И Арт- « Терапия психических расстройств».
4.
Сучкова Н.О. «Арт- «Терапия в работе с детьми из неблагополучных семей».