Автор: Ведёхина Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №80 "Песенка" Населённый пункт: город Тольятти, Самарской области Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Пожарная безопасность" Раздел: дошкольное образование
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Вид (разновидности) деятельности детей:
Игровая (игра «Звоним пожарному»),
двигательная (игра пантомима),
коммуникативная (диалог-взаимодействие),
познавательно-исследовательская (экспериментирование).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
Ребёнок дома (опасности в быту)
Образовательные задачи:
ЗНАНИЯ
1.
Закреплять у детей представление о понятии пожарной безопасности и правилах пожарной
безопасности.
2.
Закреплять представление об опасных предметах в доме, которые способны вызвать пожар.
3.
Уточнять представление о пожарной службе.
4.
Углублять представлений о пользе и вреде огня.
ОТНОШЕНИЯ
1. Развивать самостоятельное отношение к самому себе и окружающим предметам.
2. Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной
безопасности дома.
3. Формировать у детей чувство ответственности за жизнь своих близких; аккуратность и бережное
отношение с пожароопасными предметами.
4. Воспитывать уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в
трудных ситуациях.
Развивать у детей любознательность, память, логическое мышление, побуждать делать логические
выводы.
ДЕЙСТВИЯ
1
1. Развивать у детей умения правильно действовать в различных ситуациях и обобщать
представления о правилах техники безопасности в быту и на улице;
2. В практической ситуации формировать правильные действия в случае возникновения
пожара;
3. Упражнять работать в коллективе.
Интегрированная форма:
Путешествие – исследование.
Задание
(действие и его содержание)
Способ
предъявления задания
Способ презентации
детьми
результатов
выполнения задания
Отгадайте загадку и сделайте вывод, о чем мы
сегодня будем говорить.
Словесный
Дети отгадывают
загадку и делают вывод
о теме.
- Дети сегодня я вам расскажу о том, что
огонь бывает полезным и очень опасным.
Словесный
Дети внимательно
слушают рассказ
воспитателя и задают
вопросы.
Играем в интересную познавательную игру «Звоним
пожарному».
Словесный
Дети в практической
ситуации показывают
правильные действия в
случае возникновения
пожара.
- Покажите «добрый огонь», изобразите огонь
«злой», пламя свечи, костра, пожара.
Двигательный
Дети при помощи
мимики и
телодвижений
показывают «добрый
огонь», изобразите
огонь «злой», пламя
свечи, костра, пожара.
Приглашаю вас дети в нашу
экспериментальную лабораторию. Сегодня мы
с вами научимся тушить огонь и правильно себя
вести в ситуации, если вдруг случился пожар.
Практический
Дети тушат пламя
водой, песком, землей,
плотной тканью,
порошком. Делают
выводы.
Дети ответьте вопросы, для закрепления
Словесный
Дети отвечают на
2
полученных знаний.
вопросы, вспоминают
правила пожарной
безопасности.
Перечисляют их. На их
основе делают вывод,
по какой причине
появился огонь в доме.
Выдвигают свои
умозаключения.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в
дидактическую игру. Выстраиваемся в две
команды. Первая команда выбирает из картинок
только те предметы, которые нам пригодятся
при тушении пожара, которыми
можно потушить пожар. А вторая команда
выбирает картинки те, которыми нельзя тушить
пожар.
Словесно - наглядный
В практической
ситуации выясняют
правильные действия в
случае возникновения
пожара.
Дети рассмотрите картину «Пожарный» и составьте
ситуативный рассказ.
Словесно - наглядный
Дети описывают
картину при помощи
наводящих вопросов,
произнося полные
предложения.
Дети предлагаю поиграть в подвижную игру
«Пожарные».
Двигательные
Дети играют в игру
маленьким ведерком,
передаваемым по
цепочке, переносят
воду с одного ведра в
другое, имитирую
тушение пожара.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- бонусы (Эмблема «Дружина Юных Пожарников»).
2. Материалы для деятельности детей:
Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- материалы для опыта - свечки, порошок, земля, песок, плотная ткань, спичка;
- материал для игр.
Материальные средства для деятельности детей:
- картинка с изображением пожарного;
3
- костюм пожарного;
- картинка пожарной машины;
- аудиозапись пожарной сирены.
3. Дидактический материал:
– карточка с загадкой,
– карточки с вопросами для детей;
– серии картинок с изображением одежды пожарного.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
– ноутбук.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-
целевой
Воспитатель задает загадку. Проводит
беседу об огне и пожаре (польза и
опасность). Демонстрирует с помощью
ноутбука изображение огня.
Дети отгадывают загадку,
смотрят на предоставленное
изображение в ноутбуке,
Отвечают на вопросы для чего
нужен огонь и почему может
произойти пожар.
Содержательно-
деятельностный
Воспитатель предлагает поиграть в
интересную познавательную игру.
«Звоним пожарному».
Через игру -пантомиму:
Дети показывают «добрый огонь»,
изображают огонь «злой», пламя свечи,
костра, пожара.
Воспитатель приглашает детей в
экспериментальную лабораторию, где
дети научатся тушить огонь и
правильно себя вести в ситуации, если
вдруг случился пожар.
Дети в практической ситуации
показывают правильные
действия в случае
возникновения пожара. Дети
при помощи мимики и
телодвижений показывают
«добрый огонь», изобразите
огонь «злой», пламя свечи,
костра, пожара. Дети выполняют
опыт под руководством
воспитателя, который указывает
на явные ошибки в тушении
огня, делая основной акцент на
том, что сила пламени напрямую
связана с доступом воздуха.
Делают выводы.
Оценочно-
рефлексивный
Для закрепления полученных
представлений
детям предлагают поиграть в
дидактическую игру. Дети выстраиваются в
Дети вспоминают правила
пожарной безопасности.
Перечисляют их. На их основе
делают вывод. Выдвигают свои
4
две команды. Первая команда выбирает
из картинок только те предметы, которые
им пригодятся при тушении пожара,
которыми можно потушить пожар. А
вторая команда выбирает картинки те,
которыми нельзя тушить пожар. Дети
рассматривают картину «Пожар в доме» и
составляют рассказ.
Детям предлагают поиграть в
подвижную игру «Пожарные».
Дети хорошо работали и в конце
наградил эмблемой «Дружина Юных
Пожарников».
умозаключения. В практической
ситуации выясняют правильные
действия в случае
возникновения пожара. Дети
описывают картину при помощи
наводящих вопросов, произнося
полные предложения. Дети
играют в игру
маленьким
ведерком, передаваемым по
цепочке, переносят воду с
одного ведра в другое,
имитирую тушение пожара.
Получают награду эмблему
«Дружина Юных Пожарников».
Методы и приемы:
Загадывание загадки:
Он - красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен! (ОГОНЬ)
Наглядные методы
5
1.
Презентация картинки огня на экране ноутбука .
Словесные методы
Рассказ «Огонь друг! Огонь враг!»
Вопросы беседы:
-Огонь бывает полезным и очень опасным. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда
вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?
- Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь, верно служит человеку. И нам без огня
не обойтись.
-Огонь приносит пользу людям.
Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
- Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно
опасным, может возникнуть пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного
поведения.
- Пожар может возникнуть по вине человека (неосторожное обращение с бенгальскими
огнями, фейерверками; во время празднования нового года, не выключенные электроприборы,
спички, не потушенные сигареты, газ, траву жгут, пух тополиный), или по природной стихии
(молния, землетрясение) :
Если такое произошло мы первым делом звоним пожарным по номеру 01.
Знает каждый гражданин
Пожарный номер 01.
Словесная дидактическая игра «Звоним пожарному»
Цель: закрепить представления у детей основных причин пожара, развивать мышление.
Материал: текст игры.
Содержание:
6
«Правила вызова пожарных»
Смело трубку в руки взять,
«01» суметь набрать
И назвать еще потом: город, улицу и дом,
и квартиру, где живете,
и с каким она замком, и еще сказать
«Даю вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою»
Вопросы «Каким может быть огонь?»
- Каким может быть огонь? Предполагаемые ответы: (Разный, удивительный, волшебный,
большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым злым, тихий,
приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный,
страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий.).
Беседа «Что нужно делать, если случился пожар?»
- Что нужно делать, если случился пожар? Предполагаемые ответы: самое первое позвонить и
вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, закричать в окно, постучать соседям, ну и
конечно же постараться потушить огонь самим. Какие способы тушения вы знаете? Чем
можно потушить огонь в доме? (вода, порошок, плотной тканью, огнетушителем если он есть
в доме), ну а если ничего не получается выбегаем на лестницу и зовем на помощь соседей, а
если к этому времени загорелась и дверь? Кричим с балкона, зовем на помощь.
-А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать? Предполагаемые
ответы: услышим звук пожарной сигнализации
-Что мы будем делать? Предполагаемые ответы: выйти через запасной выход, спуститься по
лестнице, не толкаясь
Хорошо, ну а если вы в лесу и вдруг увидели огонь, воды рядом нет, огнетушителя тоже,
порошка стирального тем более чем мы можем потушить? (земля, песок, плотная ткань,
топчем ногой, если у вас резиновая подошва и конечно же тоже вызываем пожарных, если
ничего не получается)
Практические методы
Игра пантомима: ( изобразите огонь злой, добрый, пламя свечки)
-Про огонь есть пословицы:
«Не шути с огнем, обожжешься»,
«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»
«Спички – не игрушки, огонь – не забава». А сейчас я вам покажу способы тушения огня.
Сегодня мы с вами научимся тушить огонь и правильно себя вести в ситуации, если вдруг
случился пожар.
Опыт с тушением огня: способы тушения огня.
Воспитатель ставит на поднос свечи и поочередно их зажигает, а детям предлагает затушить
пламя водой, песком, землей, плотной тканью, порошком. Дети выполняют опыт под
руководством воспитателя, который указывает на явные ошибки в тушении огня, делая
основной акцент на том, что сила пламени напрямую связана с доступом воздуха. (закрыть все
окна).
Подвижная игра «Пожарные».
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать
чувство дружбы
.
Материал: ведра, тазики.
Содержание: маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в
другое. Кто больше перенесет воды за 1 минуту, - тот и победитель.
Группа делится на две команды.
7
Выполняют игровые действия, соблюдая правила.
Аудиовизуальные методы
Дидактическая настольно – печатная игра : «Потуши пожар»
Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара
пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Материал: картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и
предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные, игровые поля, на
которые игроки будут раскладывать карточки.
Содержание: играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок
выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре).
Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их
можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной
предмет при пожаре.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру. Выстраиваемся в две команды.
Первая команда выбирает из картинок только те предметы, которые нам пригодятся при
тушении пожара, которыми можно потушить пожар. А вторая команда выбирает картинки те,
которыми нельзя тушить пожар.
Молодцы ребята справились с заданием. Я думаю, что все мы теперь можем справиться с
пожаром, но скажите, а кто же лучше всех и быстрее всех может справится с пожаром?
(пожарные)
- А как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелый, сильный, умный, находчивый,
внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый).
Давайте рассмотрим картинку на которой изображён пожарный.
А в чем одет пожарный (картинка) ( пожарные одеты в защитную одежду. на голове каска,
аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги ). Чем он поливает? (пожарный
рукав, струя, насос).
8
Рассматривание ткани, из которой сшит комбинезон пожарных.
- Посмотрите, из какой ткани сделан костюм пожарного.
-Почему именно из такого материала шьют пожарным одежду? Предполагаемые ответы: такая
ткань защищает от огня, не промокает. Не горит.
- Я вам предлагаю одеть рукавицу, из которой сшита форма пожарных, опустить ее в горячую
воду и проверить, защищает ли она от воды.
-Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
Предполагаемые ответы: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет
опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека. Когда машина едет по дороге её не только
видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит? Предполагаемые
ответы: правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной
машине дорогу.
Дети слушают запись.
-Что делают пожарные, когда приезжают на место пожара? Предполагаемые ответы: тушат
пожар, пожарные машины заливают огонь водой из шланга
Методы контроля и самоконтроля:
Рефлексия
Молодцы ребята! Надеюсь, наше сегодняшнее путешествие исследование вам понравилось и
вы запомните все эти правила, а самое главное будете соблюдать осторожность и безопасность.
Каждому вручается эмблема «Дружина Юных Пожарников». Теперь вы юные пожарники.
Поздравляю!
9
10