"Специфика изучения армянского языка в русскоязычной среде, в частности, в г. Краснодаре, на примере объединения "Хачкар".
Автор: Еремян Аршалуйс Артюшевна Должность: педагог дополнитеьного образования Учебное заведение: МБОУ ДО муниципального образования город Краснодар Центр детского творчества "Прикубанский" Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарского края Наименование материала: методическая разработка Тема: "Специфика изучения армянского языка в русскоязычной среде, в частности, в г. Краснодаре, на примере объединения "Хачкар". Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального образования
город Краснодар
Центр детского творчества «Прикубанский»
Тема:
Специфика изучения армянского языка в
русскоязычной среде, в частности, в
г. Краснодаре, на примере объединения «Хачкар».
педагог дополнительного образования первой
категории, Еремян Аршалуйс Артюшевна
Краснодар
– многонациональный город, в котором существует большая
армянская
диаспора.
Очень
много
людей
армянской
национальности
являются коренными жителями Краснодара и
считают этот город своей
второй Родиной! Многие армяне приехали из бывших союзных республик.
В силу разных причин, некоторые из них, к сожалению, не знают своего
родного языка. Родители хотят воспитывать своих детей в духе патриотизма и
гордости
за
свой
великий
армянский
народ,
имеющий
5000
летнюю
героическую историю.
Актуальность
Обучение
направлено
на приобщение
учащихся
к
историческому
и
культурному
наследию
своей
Родины
–
Армении!
Сохранению
национального
самосознания
у
подрастающего
поколения.
Способствует
формированию глубоких знаний в области изучения армянского языка и
армянской письменности, истории, традиций армянского народа.
В объединениях армянского языка и культуры целесообразно иметь три
уровня: начальный, базовый и углублённый.
Стартовый уровень должна включать в себя такие темы, как знакомство с
звуками армянской азбуки,
развитие устной речи, изучение разговорных
фраз,
познавательные
беседы,
отрывки
из
истории
армянского
народа,
фольклор, загадки, скороговорки, сказки, народные игры и др.
Базовый уровень включает
изучение правописания алфавита, навыки
чтения и письма, краткое представление базовых знаний по грамматике,
различные устные темы по литературе,
рассказы о Республике Армения,
Культура Республики Армения, Государственные и народные праздники и др.
темы.
Углублённый уровень обучения содержит
более углублённое изучение
армянской грамматики, анализ содержание художественных произведений,
истории
армянской
культуры,
знакомство
с
современной
Арменией,
армянскую
литературу,
традиции
армянского
народа,
культуру
древней
Армении и др. темы.
Формы организации образовательного процесса:
групповая;
малыми подгруппами
Формы
организации
учебного
занятия
–
беседа,
встреча
с
интересными
людьми,
круглый
стол,
олимпиада,
открытое
занятие,
праздник, презентация, фестиваль, экскурсии, конкурсы.
Данная программа рассчитана на детей 7-16 лет.
Объем занятий
Год
обучения
Общий объем
Занятий/часов
групповые
(час)
год/ нед.
подгр
(час)
год/ нед
Кол-во
детей в
группе
Кол-во
Групп/подгр.
в год
в нед.
1 год
144
4
72/2
72/ 2
15
1/2
2 год
216
6
72/2
144/4
14
1/2
3 год
216
6
72/2
144/4
10
1/2
Цель:
Создание условий для формирования интереса к изучению армянского
языка, и приобщения к культурным ценностям армянского народа.
Задачи:
Предметные (обучающие)
1.Обучение армянскому языку.
2.Формирование
знаний
в
области
истории
развития
Армянского
государства, его культуры.
3.Формирование
знаний
и
умений
в
работе
с
дополнительной
литературой, ЦОР, выбора источника информации.
Метапредметные
1.Развитие высокой мотивации на получение знаний;
2.Формирование навыков коллективной работы, оценки своей
деятельности.
Личностные:
воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине;
формирование системы нравственных ценностей, гражданской позиции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первого года обучения)
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации
Всег
о
Теори
я
Прак
тика
1
Инструктаж по ТБ
1
1
–
2
Знакомство с Армянской
азбукой
30
22
8
Контрольные задания
3
Развитие устной речи
(первая уровень)
39
29
10
Контрольные задания
4
Армянская детская
литература
24
14
10
Праздник, литературная
гостиная
5
Фольклор. Загадки.
Скороговорки. Сказки.
16
6
10
Викторина, игра
6
Познавательные беседы
18
9
9
Дискуссионный клуб
7
Народные игры
4
2
2
Презентация.
Спектакль.
8
Мероприятия
воспитательно-
познавательного характера
8
–
8
Фестивали, конкурсы,
концерты, викторины.
9
Итоговые занятия
4
–
4
Контрольные задания
ИТОГО
144
83
61
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (второго года обучения)
№
Название раздела, темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практик
а
1
Инструктаж по ТБ
1
1
–
20164К
онтро
льны
е
задан
ия
2
Рассказы о Республике
Армения
33
23
10
Презентация
,
доклад
4Раз
вити
е
устн
ой
речи
3
Изучение и правописание
армянской азбуки
42
32
10
Контрольные задания
5
Культура Республики
Армения.
30
20
10
Контрольные задания
6
Армянская поэзия
18
12
6
Презентации, праздники
7
Диалоги (первый уровень)
27
21
6
Викторина. Спектакль.
8
Государственные и
народные праздники
15
8
7
Дискуссионный клуб
9
Мероприятия
воспитательно-
познавательного характера
15
–
15
Презентация, экскурсии,
праздник, встреча.
10
Итоговые занятия
15
–
15
Фестиваль, конкурс,
концерт
ИТОГО
216
133
83
Тесты, контрольные
работы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (третьего года обучения)
№ Название раздела, темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Инструктаж по ТБ
1
1
–
2
История древней и
современной Армении
18
14
4
Тесты,
контрольные
задания
3
Культура древней Армении
12
9
3
Контрольные задания
4
Знакомство с современной
Арменией
27
25
2
контрольные задания,
тесты
5
Развитие устной речи
44
34
10
Тесты, контрольные
работы, анкеты, решение
кроссвордов,
презентации
6
Грамматика армянского
языка
30
22
8
Тесты,
контрольные
работы
7
Беседы–Диалоги (вторая
уровень)
21
17
4
Спектакль.
8
Армянская литература
21
17
4
Фестивали,
конкурсы,
концерты,
викторины,
встречи.
9
Традици армянского народа
15
11
4
Презентация, тесты
10
Мероприятия
воспитательно-познавательного
характера
15
–
15
Фестиваль,
конкурс,
представление,
экскурсии.
11
Итоговые занятия
12
–
12
Тесты,
контрольные
работы, олимпиада
ИТОГО
216
150
66
Содержание (на три года)
1. Инструктаж по ТБ. Вводный инструктаж по ТБ.
2. Знакомство и изучение армянской азбуки .
Теория: Правильное произношение
армянских
звуков, правописание
букв,
знаки
фонетической
транскрипции.
Обращение
внимания
на
произношение тех звуков, которых нет в русском языке. Введение понятия
гласного и согласного звуков (по аналогии с русским языком).
Практика: Контрольная работа.
3. Развитие устной речи.
Теория: Обращение внимания учащихся на то, что армянские и русские
фразы
нельзя
переводить
дословно.
Знакомство
с
различными
формами
приветствия,
прощания,
поздравлений
с
праздниками,
работа
над
произношением,
рассказ-беседа
по
бытовым
темам.
Устный
пересказ
художественного текста.
Практика: ролевая игра, праздники, круглый стол, чтение и перевод
текстов, работа со словарем.
4. Познавательные беседы. Беседы
–
диалоги.
Теория: Они призваны научить учащихся культуре речи, активному
мышлению, внимательному слушанию. Расширение кругозора и словарного
запаса.
Развитие
эмоционального
контакта
с
детьми.
Основные
темы:
«Знакомство», «Встреча», «Моя семья», «Части тела», «Мой дом», «Моя
комната», «Моя улица», «В саду», «В огороде», «В лесу», «В зоопарке»,
«Времена года», «Дни недели и месяца года», «Цвета», «Одежда и обувь»,
«Телефонный разговор и др.
Практика: ролевая игра по данным темам, викторина, спектакль.
5. Армянская литература .
Теория: Беседы об армянской литературе, крупнейшие представители
армянской литературы: Ов. Туманян, Ав. Исаакян, Амо Сагиян, П. Севак,
Хачик Даштенц, Ованес Шираз, Сильва Капутикян, Ю. Саакян, Г. Габриелян
и др., их известные произведения.
Практика: литературные
вечера,
театрализованная
инсценировка,
праздник, презентация, утренник.
6
. Основы грамматики армянского языка.
Теория: Изучение частей речи: имя существительное (число, склонение
существительных);
имя
прилагательное,
имя
числительное,
местоимение,
склонение личных, указательных и вопросительных местоимений; глагол,
спряжение глагола, наречие.
Практика: решение тестов, контрольная работа.
7.
Знакомство
с
современной
Арменией.
Рассказы
о
Республике
Армения.
Теория: понятие о Республике Армения, место расположения, климат,
природные ресурсы, горы, озера, реки Армении, столица, административное
деление республики, отрасли. Легенды,
связанными с разными уголками
Армении, государственными символами Армении.
Практика: презентация, просмотр видеофильмов, доклад.
8. Культура Республики Армении.
Теория: Рассказ о прошлом и настоящем нашей культуры, создание
армянского алфавита, золотой век (М. Хоренаци, А. Ширакаци, Д. Анахт,),
крупнейшие представители армянской науки (В. Амбарцумян, А. Микоян,
братья Орбели, и т.д., крупнейшие представители армянской литературы (Г.
Нарекаци, Саят– Нова, О. Туманян, Ширванзаде, Е. Чаренц), великие творцы
армянской музыки (Комитас, А. Спендиарян, А. Хачатрян), представители
армянской
живописи
(О.
Айвазовский,
А.
Горки,
М.
Сарян),
народное
творчество, архитектура.
Практика: презентация, театральная инсценировка,
литературная
гостиная.
9. История древней и современной Армении.
Теория : Краткие
сведения
о
происхождении
армянского
народа,
Образование армянской государственности, армянские цари Урарту, Великая
Армения,
царские
династии
древней
Армении,
меликства
и
княжества,
возрождение Армянской государственности.
Практика: решение тестов, просмотр презентации, видеофильмов.
10. Культура древней Армении.
Теория: Краткие сведения о к
ультуре и быте древнеармянского государства
,
древнеармянские
города,
архитектурные
памятники,
принятия
Христианства,
Месроп
Маштоц
и
создание
армянского
алфавита,
историограф
М.
Хоренаци,
армянские народные эпосы, легенды.
Практика: доклады, презентации, контрольные задание.
1 1 . Государственные
и
народные
праздники
Республики
Армения
(15час).
Теория: дать понятие детям о государственных и народных праздниках
Армянской Республики, такие как
государственные
праздники: Новый год,
День родного языка, Международный женский день, День Матери, весны и
красоты, День Победы, День независимости Нагорного Карабаха (Арцаха),
День Первой Республики, День учителя, День Конституции Армении, День
независимости Армении.
Памятные даты - День памяти жертвам геноцида, День памяти жертв
землетрясения.
Церковные праздники
-
Рождество, праздник Св. Вардананц, Терендез,
Св. Пасха,
День Святого Эчмиадзина, Вардавар (Преображение), День
святого Григория Просветителя, Праздник переводчика (Таркманчац).
Практика: праздники, доклады, дискуссии выше перечисленных тем,
экскурсии.
12.Традиции армянского народа.
Теория: дать понятие о богатых
национальных традициях Армянского
народа. Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное
самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою
жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое
истинное
духовное
богатство
-
религию,
культуру
и
национальные
многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и
в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как
прочность
брака,
почитание
старших,
крепость
и
широта
родственных
связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Среди
армянских
традиций
выделяются
свадебные
обычаи,
которы
е
передается из поколения в поколение.
Практика: просмотр
фотокартин,
презентации
и
видеофильмов
по
данным темам.
13. Армянский фольклор. Скороговорки, загадки, сказки.
Теория: Изучение народных песен, сказок, скороговорок, загадок.
Практика: Проведение конкурса скороговорок, Инсценировка сказок.
14.
Народные игры.
По
содержанию
все
народные
игры
классически
лаконичны,
выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли,
способствуют
расширению
кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире,
совершенствованию
всех
психических
процессов,
стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
В армянских народных играх
Теория: Рассказы о народных играх, которые содержат много юмора,
шуток, соревновательного задора. Игры сохраняют свою художественную
прелесть,
эстетическое
значение
и
составляют
ценнейший
неповторимый
игровой фольклор.
Практика: Показать правила игр, просмотр картин, видеофильм, игра.
15. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Теория: Подготовка к выступлениям, участие в концертах.
Практика:
Посещение
концертов,
видеотек,
музеев.
Экскурсии
на
природу, в библиотеку, церковь, выступление на разных мероприятиях.
16. Итоговые занятия.
Практика:
Подведение
итогов
работы
объединения
за
определенный
промежуток
времени.
Проверка
приобретенных
знаний
в
определенных
формах итоговых занятий:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате учащиеся смогут:
I.
Познакомиться:
–
с
теоретическими
основами
армянского
языка
(грамматикой,
орфографией, лексикой,)
–
с
историей
развития
Армянского
государства,
его
традициями,
литературными
произведениями
армянских
поэтов
и
писателей,
национальным достоянием культуры и искусства Армении.
Обучиться:
–
правильному
произношению,
чтению,
правописанию
и
переводу
с
армянского языка.
– работе с ЦОР, дополнительной литературой.
Будет развиваться:
интерес к национальной культуре и традициям.
мотивация на получение знаний;
навыки коллективной работы, оценки своей деятельности.
II.
Будет формироваться:
система жизненных ценностей, гражданская позиция.
чувство патриотизма.
На занятиях армянского языка используются следующие принципы :
Наглядности
–
использование
дидактического
пособия,
аудио
и
видеоматериалов.
Сотрудничества
–
в
процессе
работы
педагог
и
воспитанники
выступают как партнеры;
Систематичности
–
результат
усвоения
программы
зависит
от
систематичности посещения занятий объединения;
Последовательности – обучение ведется от простого – к сложному в
доступной пониманию форме;
Индивидуализации – используется личностно-ориентированный подход.
Актуализации – в условиях жизни в РФ, многонациональном
Краснодарском крае, очень важно сохранить национальные обычаи
армянского народа, его язык и культуру;
Для
определения
результативности
на
занятиях
армянского
языка
используются следующие формы аттестации:
собеседование;
вопросник по программе;
контрольные задания;
тестовые задания, упражнения;
выставка;
фестиваль;
олимпиада;
творческая работа.
В процессе обучения используются следующие методы:
Словесный : рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия.
Наглядный:
иллюстрация
(рисунков,
таблиц,
карт),
Демонстрация
(просмотр кинофильмов, презентации).
Практический:
чтение литературы, решение кроссвордов, просмотр
видеофильмов, самостоятельная работа с ЦОР, национальные песни, танцы,
театральные инсценировки, викторины, тематические праздники и т.д.;
Репродуктивный:
(повторение
за
педагогом).
Согласно
этому
методу,
знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде:
устного и печатного
слова, наглядных и практических материалов.
Объяснительно-иллюстративный:
информация
преподносится
при
помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и
практических материалов, Учащиеся имеют возможность слушать , смотреть,
читать, сравнивать с ранее пройденным материалом и запоминать.
Игровой: сюжетно – ролевые игры, игры-путешествия, театрализованные
постановки .
Игра – уникальная форма деятельности, с помощью которой
можно отдохнуть и расслабиться и при этом освоить новые знания.