"Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ". (из опыта работы)
Автор: Огородникова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №126 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья из опыта работы Тема: "Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ". (из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
«Использование фольклора для повышения двигательной активности
дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ».
(из опыта работы)
Огородникова Е.Н., воспитатель группы детей с
тяжелыми нарушениями речи МБДОУ г. Иркутска
детского сада №126
На современном этапе одна из актуальных проблем - сохранение и
укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку в ДОУ возможность
сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки
здорового образа жизни, научить использовать полученные знания.
Физиологи
считают
движение
врожденной
потребностью
человека,
а
двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики и
физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение
материала. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно -
сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются
функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между
двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью
ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка
в целом.
Для достижения высокого уровня двигательной активности ребенка в течение
дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах
работы по физическому воспитанию детей: физкультурные занятия, утренняя
гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д. В связи с этим возникает
потребность в поиске таких средств, которые способны вызывать интерес к этим
формам работы, «оживлять» этот процесс и в то же время быть доступными детям
дошкольного возраста. Одним из них является фольклор.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник жизни
ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям
дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует
расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи.
Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников
требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные
детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны
быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в
соответствии с возрастными особенностями детей.
Учитывая это, обозначила задачи, которые решались в процессе физкультурно-
оздоровительной работы - одной из видов здоровьесберегающих технологий.
Можно с уверенностью сказать, что возникновение радостных эмоций,
посредством фольклора, способствовало развитию двигательной активности детей.
На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются
значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные
стороны движения, поддерживается интерес к физической культуре посредством
русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие,
желание заниматься физической культурой.
При проведении утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна
фольклорные произведения включала в форме миниатюр под русскую народную
музыку с использованием небольших потешек («Веселые путешественники», «Ки-
ко-ко - птичий двор»), считалок, загадок, комплексов упражнений, построенных на
загадках - «где мы были, не скажем, а покажем». Вслушиваясь в текст потешки,
считалки, их ритм, дети непроизвольно представляли образ персонажа и старались
как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ
помогал качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.
Русские народные подвижные и хороводные игры использовались для закрепления
двигательных умений и навыков в различных режимных моментах на протяжении
всего дня, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них
интерес к физическим упражнениям. Как один из приемов организации подвижной
игры использовала заклички к играм («дождик, дождик, пуще лей, чтобы было
веселей»). Услышав слова знакомого зачина, дети становились в круг, и игра
продолжалась, это помогало повысить моторную плотность игры.
Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм,
помогали быстрее вовлечь всех детей в игру. Распределяли ведущие роли в игре с
помощью считалок - коротких рифмованных стихов. Они доставляли детям
радость, способствовали активизации двигательной активности. Дети быстро
запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и
выражением.
Физкультурные досуги, праздники, построенные на фольклорном материале («В
гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие)
эмоционально-привлекательны для детей, польза от совершенных детьми
движений выше, т.к. они выполняют их охотно и радостно, следовательно
повышается двигательная активность.
Включение фольклорных произведений в комплексы пальчиковой гимнастики,
пальчиковые игры и динамические паузы (с проговариванием считалок и
чистоговорок) вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься.
Двигательная деятельность приобретает осознанный, мотивированный,
целенаправленный характер.
Физкультурные занятия (сюжетные, двигательно-творческие, музыкально-
ритмические, игровые) строились таким образом, чтобы подготовить детей к
восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых
решались двигательные задачи. Для этого брала русские народные сказки, хорошо
знакомые детям, в форме двигательного рассказа («Репка», «Колобок», «Гуси-
лебеди», «Смоляной бычок»). Эти сказки дети с большим удовольствием
«пересказывали», ярко и образно выполняли движения, получая при этом
эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту
физическую нагрузку, а педагог достигал решения поставленных задач и целей
занятия по обучению детей двигательным навыкам.
Полученные знания дети активно используют в повседневной жизни, играют в
различные народные подвижные и хороводные игры, в театрализованном уголке
группы показывают сказку в форме двигательного рассказа, читая вслух потешку,
воспроизводят ее вместе с движениями.
Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на
двигательной активности детей, что является важным для формирования у них
здорового образа жизни.