Профилактика заикания как средство логопедической поддержки семьям с заикающимся ребенком
Автор: Меркушева Ольга Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 30 "Солнышко" Населённый пункт: Ставропольский край, город Невинномысск Наименование материала: Статья Тема: Профилактика заикания как средство логопедической поддержки семьям с заикающимся ребенком Раздел: дошкольное образование
Учитель – логопед: Меркушева О. Д..,
г. Невинномысск МБДОУ №30 «Солнышко»
ПРОФИЛАКТИКА
ЗАИКАНИЯ,
КАК
СРЕДСТВО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ, СЕМЬЯМ С ЗАИКАЮЩИМСЯ РЕБЕНКОМ
Особое внимание в нашей стране на данный момент, уделяется семьям,
в
которых
находятся
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Болезнь всегда легче предотвратить чем лечить. В конкретном случае такое
тяжелое
речевое
нарушение
как
заикание,
было
бы
на
много
умнее
предотвратить, чем осуществлять его коррекцию.
Как отмечает выдающийся психиатр профессор В.А.Гиляровский [2]
(1853-1935) профилактика имеет особо важное значение в
логопедии. В
ранний период детского развития, по его словам, возникают предпосылки
такого нарушения, как заикание, о которых необходимо знать родителям .
Вопросы профилактики и предупреждения возникновения заикания у детей в
период развития речи получили дальнейшую разработку.
Несколько современных направлений профилактической работы:
-предупреждение возникновения заикания у детей,
-предупреждение
дальнейшего
развития
только
что
возникшего
заикания,
-предупреждение
рецидивов
(повторного
проявления
заикания
после
кажущегося выздоровления).
Для
предупреждения
появления
заикания
необходима
большая
профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка. Одной
из
важнейших
профилактических
мер
является
правильная
организация
режима дня, детей в домашних условиях.
.Нервную систему ребенка следует щадить. Необходимо оберегать малыша от
психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как
положительных, так и отрицательных). Это отнюдь не означает, что нужно
полностью
исключить
посещения
театра,
цирка,
кино.
Такого
рода
удовольствия
можно
доставлять
ребенку,
но
делать
это
нужно
очень
1
осторожно, заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня
о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости
его нервной системы.
Длительные
травмирующие
ситуации
в
семье,
неблагоприятная
обстановка, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка,
чрезмерно строгие наказания у нервных и впечатлительных детей могут
вызывать
заикание.
Логопед
и
воспитатель
тактично
должны
объяснить
родителям
необходимость
создания
доброжелательных
внутрисемейных
взаимоотношений.
Одной из причин заикания может быть подражание речи взрослых или
ровесников, страдающих заиканием. Поэтому следует ограничивать контакты
ребенка с заикающимися. Делать это необходимо в корректной форме. Нельзя
перегружать
речь
ребенка
труднопроизносимыми
словами
в
период
формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений,
сложных по содержанию и форме, стремясь к преждевременному развитию.
В
младшем
дошкольном
возрасте
речевые
возможности
ребенка
ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение
вследствие слабости нервно-мышечного аппарата. Словарный запас беден,
грамматический
строй
недостаточно
сформирован.
Полезно
детям
давать
учить
или
просто
читать
стихи
с
понятным
содержанием,
доступным
речевому развитию ребенка.
Иногда
ребенок
отстает
в
своем
речевом
развитии.
При
этом
его
мыслительные способности превышают речевые возможности. У ребенка не
хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения
собственных
мыслей,
поэтому
в
момент
высказывания
в
речи
ребенка
появляются
продолжительные
паузы,
остановки,
запинки,
которые
в
дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
Детские страхи также могут стать причиной заикания. Взрослым не
всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство ребенка.
Нельзя оставлять без внимания случаи проявления страхов. Так, если малыш
боится
один
спать
в
комнате,
пугается
темноты,
не
остается
один
в
2
помещении, следует выяснить причину страха и постараться устранить ее
(например,
оставлять
в
спальне
ночник,
пока
ребенок
не
заснет,
не
рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй). Если заикание
уже появилось, самым правильным будет тотчас же обратиться к логопеду.
Говорить с таким ребенком надо спокойно, ограничив его речь и переключая
его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование,
мозаика и т.д.). Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от
него правильного произношения слов. Необходимо очень точно выполнять
все
предписания
врача
и
логопеда.
Строгое
следование
режиму
(своевременные занятия, отдых, полноценное питание) очень важно в период
возникновения заикания и в процессе коррекцион-но-воспитательной работы.
Соблюдение
всех
этих
условий
поможет
ребенку
вернуться
к
нормальной, плавной речи. Предупреждение и устранение речевых запинок у
детей должно быть предметом серьёзного внимания со стороны логопедов,
воспитателей, родителей. Профилактику следует проводить комплексно и
последовательно.
Следует стимулировать детей к речевому общению, но удерживать от
слишком обильной речевой продукции, общения с лицами, страдающими
заиканием, спотыканием и др. речевыми нарушениями.
Белякова Л.И. и Дьякова Е.А [
1 ] указывают что
следует обратить
внимание
на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь
родителей
является
образцом.
Общими
правилами
речевого
поведения
родителей являются следующие:
—
речь
должна
быть
достаточно
плавной,
эмоционально-выразительной,
умеренной по темпу;
— желательно, чтобы речь родителей была четкой;
—
нельзя
говорить
с
детьми
их
лепетным
языком
или
искажать
звукопроизношение;
— речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для
детей словами;
3
— взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные
лексико-грамматические
обороты,
фразы
по
конструкции
должны
быть
достаточно простыми;
— при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не
торопить с ответом;
— ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или
раздраженно поправлять.
Полезно
читать
детям
стихотворные
тексты,
соответствующие
их
возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует
выработке
правильных
речедвигательных
автоматизмов.
Очень
важно
обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания. Следует
уделять
внимание
профилактике
рецидивов,
особенно
–
в
подростковом
возрасте;
обеспечить
устранение
психотравмирующего
фактора,
наладить
режим
деятельности,
отдыха,
сна
и
питания;
создать
благоприятную
обстановку в классе, заняться глубоким перевоспитанием личности.
Таким образом, предупреждение появления заикания у детей связано с
просветительской
работой
среди
родителей
и
работников
дошкольных
учреждений. Поскольку в появлении заикания значительную роль играют
особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества,
внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители,
воспитатели
и
окружающие
ребенка
близкие
люди
были
осведомлены
о
закономерностях
речевого
развития
и
об
условиях,
которые
могут
способствовать возникновению речевой патологии. В профилактике заикания
выделяются три основных направления:
-предупреждение возникновения заикания у детей,
-предупреждение
дальнейшего
развития
только
что
возникшего
заикания,
-предупреждение
рецидивов
(повторного
проявления
заикания
после
кажущегося выздоровления).
Литература.
4
1.
Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.Заикание. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В.
Секачев, 1998. — 304 с.: ил. 2012г.
2.
Основы
логопедии
с
практикумом
по
звукопроизношению:
Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В.
Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
3.
А39 Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М.
Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце
отдаю детям).
5