Напоминание

"Особенности межнационального воспитания учащихся и студентов колледжей на современном этапе развития общества"


Автор: Нургалеева Зульфия Зайнетдиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: УКСиВТ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности межнационального воспитания учащихся и студентов колледжей на современном этапе развития общества"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Нургалеева Зульфия Зайнетдиновна, преподаватель, ГБОУСПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники».
Особенности межнационального воспитания

учащихся и студентов колледжей

на современном этапе развития общества.
Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей других национальностей. Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствовали военные действия на Северном Кавказе и террористические акции, совершаемые во всем мире представителями исламских группировок. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе в настоящее время определяют конкретные ситуации, разумеется, негативного плана, в межличностных отношениях. Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему среднего и высшего образования». Методологической основой воспитания учащихся советской школы на идеях и традициях дружбы народов СССР являлось марксистко-ленинское учение о национальных отношениях, пролетарском интернационализме, патриотизме и коммунистическом воспитании подрастающего поколения. В эпоху перестройки, а особенно в 90-е годы прошлого века, устоявшиеся и не требующие обоснования традиции были забыты. В настоящее время приходится вспоминать благополучное состояние общества в данной области и предпринимать попытки для «реанимации» некоторых из традиций и поиска новых возможностей воспитания личности молодого человека с толерантным отношением к представителям разных наций, народностей, людям разного вероисповедания. Этот вопрос является особенно актуальным, поскольку политика мультикультурализма, направленная на развитие и сохранение культурных различий всех этнических групп в отдельно взятой стране и в мире в целом, на современном этапе развития мирового общества, как это ни парадоксально при весьма благородных целях, взятых за основу, терпит поражение по всем фронтам. Стоит вспомнить недавние события во Франции, а также в других странах Европы. Те, кто считает, что Франция далеко и нас в России, особенно в Башкортостане, это не коснётся, глубоко заблуждаются. Достаточно указать на повсеместное отсутствие должного уважения молодых людей к представителям других национальностей и их культурам, откровенно националистические высказывания и выступления в пределах нашей страны, при отсутствии, может быть, столь ярого неприятия другого языка и иной культуры. Указанные проблемы касаются и Республики Башкортостан. Существующая в настоящее время потребность в гармонизации межнациональных отношений привела к актуализации проблемы воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения. А потому перед школьными учителями и преподавателями средних учебных заведений стоят более чем важные задачи по воспитанию личности с высоким уровнем культуры межнационального общения, к признакам сформированности которого традиционно относят следующие: - следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. и принятие общечеловеческих ценностей на базе
национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии); - желание посещать выставки народного творчества, читать книги, смотреть фильмы и передачи о культуре и истории разных народов, принимать участие в национальных праздниках; - самоидентификация по национальному признаку; положительное отношение к национальной истории и культуре; - бережное отношение к национальным ценностям и традициям; - понимание и принятие другой культуры; - мирное, дружеское отношение к людям других национальностей; - желание развивать отношения с людьми других национальностей; - уважение людей другой национальности, их культуры и истории; - соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении; - интегрирование культурных традиций при общении представителей разных национальностей. А исходя из этого списка, определяющего наличие или отсутствие уважительного отношения к другим национальностям, в многонациональной Республике Башкортостан, где традиционно присутствует в учебных заведениях многонациональный состав, можно спланировать ряд мероприятий для обучающихся и студентов средних учебных заведений, направленных на поддержание толерантного отношения ко всем нациям и их культурам, а также на повышение его уровня. Среди традиционных воспитательных мероприятий, которые направлены на поддержание общего уровня воспитанности и культуры молодого человека, обязательно должны быть те, которые показывают отличия одной нации и её культуры от другой, выявляют её самобытность и богатую историю. Это может быть посещение выставок народного творчества, народных праздников, чтение книг, просмотр фильмов и передач о культуре и истории разных народов, которые расширяют кругозор молодого поколения и формируют уважительное отношение к разным нациям и народностям. Кроме того очень важно посвящать классные часы групп изучению традиций народов мира (и не только тех стран, которые чаще посещаются жителями нашей республики) и наций, к которым принадлежат конкретные студенты (они сами и должны рассказать о своём народе и показать особенности его культуры и языка). Ничто не воспитывает лучше, как самоидентификация по национальному признаку и гордость за свой народ и его культурные традиции, причём воспитывает как того, кто осознаёт себя представителем той или иной национальности и рассказывает об этом, так и того, кто пока не задумывался о своём языке и народе. В рамках целостного подхода к построению педагогического процесса формирование культуры межнационального общения осуществляется поэтапно в соответствии с логикой развития этого личностного качества. Основу модели составляют единство уровня подготовленности преподавателей, их педагогической культуры, убежденности, принципиальности, исключающих разрыв между словами и поступками, личной позиции обучающегося и студента, выполнение ими творческих учебных заданий. Только такое единство может гарантировать воспитание толерантного отношения к другим нациям и их культурам, а в конечном итоге, стать залогом мирного сосуществования в республике, стране и в мире.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения. - М.: Мысль, 2006. 2. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2009.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003. - 20 с. 4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о межнациональном общении школьников // Формирование культуры межнационального общения у учащейся молодежи. - М., 2006. 5. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: (Состояние и формирование). - М., 2008. 6. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. пособие. - М., 2008. 7. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. - М., 2006. 8. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов. - Астрахань, 2008. 9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008. 10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. - Волгоград, 2004. 11. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб., 2009


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!