"Особенности межнационального воспитания учащихся и студентов колледжей на современном этапе развития общества"
Автор: Нургалеева Зульфия Зайнетдиновна Должность: преподаватель Учебное заведение: УКСиВТ Населённый пункт: Уфа Наименование материала: статья Тема: "Особенности межнационального воспитания учащихся и студентов колледжей на современном этапе развития общества" Раздел: среднее профессиональное
Нургалеева Зульфия Зайнетдиновна,
преподаватель,
ГБОУСПО «Уфимский колледж статистики,
информатики и вычислительной техники».
Особенности межнационального воспитания
учащихся и студентов колледжей
на современном этапе развития общества.
Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную
жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки,
состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в
националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей
других национальностей.
Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствовали военные
действия на Северном Кавказе и террористические акции, совершаемые во всем мире
представителями исламских группировок. Недостаток знаний о других народах,
национальные стереотипы в обществе в настоящее время определяют конкретные ситуации,
разумеется, негативного плана, в межличностных отношениях.
Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен
в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «...обеспечить разработку программ и
курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению
детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в
систему среднего и высшего образования».
Методологической основой воспитания учащихся советской школы на идеях и
традициях дружбы народов СССР являлось марксистко-ленинское учение о национальных
отношениях, пролетарском интернационализме, патриотизме и коммунистическом
воспитании подрастающего поколения. В эпоху перестройки, а особенно в 90-е годы
прошлого века, устоявшиеся и не требующие обоснования традиции были забыты. В
настоящее время приходится вспоминать благополучное состояние общества в данной
области и предпринимать попытки для «реанимации» некоторых из традиций и поиска
новых возможностей воспитания личности молодого человека с толерантным отношением к
представителям разных наций, народностей, людям разного вероисповедания. Этот вопрос
является особенно актуальным, поскольку политика мультикультурализма, направленная на
развитие и сохранение культурных различий всех этнических групп в отдельно взятой стране
и в мире в целом, на современном этапе развития мирового общества, как это ни
парадоксально при весьма благородных целях, взятых за основу, терпит поражение по всем
фронтам. Стоит вспомнить недавние события во Франции, а также в других странах Европы.
Те, кто считает, что Франция далеко и нас в России, особенно в Башкортостане, это не
коснётся, глубоко заблуждаются. Достаточно указать на повсеместное отсутствие должного
уважения молодых людей к представителям других национальностей и их культурам,
откровенно националистические высказывания и выступления в пределах нашей страны, при
отсутствии, может быть, столь ярого неприятия другого языка и иной культуры. Указанные
проблемы касаются и Республики Башкортостан. Существующая в настоящее время
потребность в гармонизации межнациональных отношений привела к актуализации
проблемы воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения. А
потому перед школьными учителями и преподавателями средних учебных заведений стоят
более чем важные задачи по воспитанию личности с высоким уровнем культуры
межнационального общения, к признакам сформированности которого традиционно относят
следующие:
- следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие,
честность, патриотизм, гуманизм и т.п. и принятие общечеловеческих ценностей на базе
национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора,
религии);
- желание посещать выставки народного творчества, читать книги, смотреть фильмы и
передачи о культуре и истории разных народов, принимать участие в национальных
праздниках;
- самоидентификация по национальному признаку; положительное отношение к
национальной истории и культуре;
- бережное отношение к национальным ценностям и традициям;
- понимание и принятие другой культуры;
- мирное, дружеское отношение к людям других национальностей;
- желание развивать отношения с людьми других национальностей;
- уважение людей другой национальности, их культуры и истории;
- соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении;
- интегрирование культурных традиций при общении представителей разных
национальностей.
А исходя из этого списка, определяющего наличие или отсутствие уважительного
отношения к другим национальностям, в многонациональной Республике Башкортостан, где
традиционно присутствует в учебных заведениях многонациональный состав, можно
спланировать ряд мероприятий для обучающихся и студентов средних учебных заведений,
направленных на поддержание толерантного отношения ко всем нациям и их культурам, а
также на повышение его уровня. Среди традиционных воспитательных мероприятий,
которые направлены на поддержание общего уровня воспитанности и культуры молодого
человека, обязательно должны быть те, которые показывают отличия одной нации и её
культуры от другой, выявляют её самобытность и богатую историю. Это может быть
посещение выставок народного творчества, народных праздников, чтение книг, просмотр
фильмов и передач о культуре и истории разных народов, которые расширяют кругозор
молодого поколения и формируют уважительное отношение к разным нациям и народностям.
Кроме того очень важно посвящать классные часы групп изучению традиций народов мира
(и не только тех стран, которые чаще посещаются жителями нашей республики) и наций, к
которым принадлежат конкретные студенты (они сами и должны рассказать о своём народе и
показать особенности его культуры и языка). Ничто не воспитывает лучше, как
самоидентификация по национальному признаку и гордость за свой народ и его культурные
традиции, причём воспитывает как того, кто осознаёт себя представителем той или иной
национальности и рассказывает об этом, так и того, кто пока не задумывался о своём языке и
народе.
В рамках целостного подхода к построению педагогического процесса формирование
культуры межнационального общения осуществляется поэтапно в соответствии с логикой
развития этого личностного качества. Основу модели составляют единство уровня
подготовленности преподавателей, их педагогической культуры, убежденности,
принципиальности, исключающих разрыв между словами и поступками, личной позиции
обучающегося и студента, выполнение ими творческих учебных заданий. Только такое
единство может гарантировать воспитание толерантного отношения к другим нациям и их
культурам, а в конечном итоге, стать залогом мирного сосуществования в республике, стране
и в мире.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура
межнационального общения. - М.: Мысль, 2006.
2. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации
(Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2009.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003.
- 20 с.
4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о межнациональном общении школьников //
Формирование культуры межнационального общения у учащейся молодежи. - М., 2006.
5. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде:
(Состояние и формирование). - М., 2008.
6. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. пособие. - М.,
2008.
7. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной
подготовки будущих учителей. - М., 2006.
8. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов. -
Астрахань, 2008.
9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008.
10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. -
Волгоград, 2004.
11. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное
пособие. - СПб., 2009