Напоминание

Экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса дошкольников


Автор: Павлова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: Республика Коми г.Воркута
Наименование материала: презентация
Тема: Экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Экспериментальная

деятельность

как

средство

формирования

познавательного

интереса

дошкольников

Павлова Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26» г.Воркуты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №26» Г.ВОРКУТЫ

«У ребёнка 100 языков, 100 рук, 100 мыслей 100 способов думать, играть и говорить. 100 способов слушать, восхищаться, любить. 100 радостных чувств, чтобы петь и понимать. 100 миров, чтобы совершать открытия». Лорис Малагуцци «У ребёнка 100 языков, 100 рук, 100 мыслей 100 способов думать, играть и говорить. 100 способов слушать, восхищаться, любить. 100 радостных чувств, чтобы петь и понимать. 100 миров, чтобы совершать открытия». Лорис Малагуцци
Современный дошкольник

Современный дошкольник


Целевые ориентиры

на этапе завершения

дошкольного

образования

Целевые ориентиры

на этапе завершения

дошкольного

образования



ребенок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

разных

видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников

по совместной деятельности;

● ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы

и

поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает

начальными

знаниями

о

себе,

о

природном

и

социальном

мире,

в

котором

он

живет;

знаком

с

произведениями

детской

литературы,

обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания,

математики,

истории

и

т.п.;

ребенок

способен

к

принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в

различных видах деятельности.


Наблюдение и

самонаблюдение

Наблюдение и

самонаблюдение

Логические способы

(сравнение, анализ,

обобщение, сериация,

классификация)

Логические способы

(сравнение, анализ,

обобщение, сериация,

классификация)

Простейшие

измерения

Простейшие

измерения

Экспериментирование

с природными и

рукотворными

объектами

Экспериментирование

с природными и

рукотворными

объектами

Опытно-

экспериментальная

деятельность

Опытно-

экспериментальная

деятельность

Принимают и

самостоятельно ставят

познавательные задачи

Принимают и

самостоятельно ставят

познавательные задачи

Выдвигают

предположения о

причинах и результатах

наблюдаемых явлений

Выдвигают

предположения о

причинах и результатах

наблюдаемых явлений

Используют разные

способы проверки: опыты,

эвристические

рассуждения, длительные

сравнительные наблюдения

Используют разные

способы проверки: опыты,

эвристические

рассуждения, длительные

сравнительные наблюдения

Самостоятельно

делают маленькие

«открытия»

Самостоятельно

делают маленькие

«открытия»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ –

качественная характеристика процесса познания в ходе естественного пути

освоения ребёнком окружающего его мира, объектов природы, людей.


Задачи:

Создать условия для детского экспериментирования в познавательной

лаборатории.

Формировать представления у воспитанников о различных сторонах

изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой

обитания; совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на

них фактические ответы.

Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-

личностное, творческое развитие;развивать память, внимание, воображение,

логическое мышление, речь.

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться,

учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту; поддерживать у детей

инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое

отношение к миру

.

Задачи:

Создать условия для детского экспериментирования в познавательной

лаборатории.

Формировать представления у воспитанников о различных сторонах

изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой

обитания; совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на

них фактические ответы.

Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-

личностное, творческое развитие;развивать память, внимание, воображение,

логическое мышление, речь.

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться,

учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту; поддерживать у детей

инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое

отношение к миру

.

Цель:

развитие познавательной активности и любознательности у

старших дошкольников, их стремления к исследованию и

экспериментированию с предметами, материалами, природными

объектами.

Цель:

развитие познавательной активности и любознательности у

старших дошкольников, их стремления к исследованию и

экспериментированию с предметами, материалами, природными

объектами.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«МУДРЫЙ СОВЁНОК»

Полочка «умных» книг
(энциклопедическая, научная, познавательная литература), содержание которой меняется в соответствии с изучаемым объектом) •
Наглядные пособия
(схемы-модели проведения опытов, мнемотаблицы, Дневники наблюдений, фотоальбомы объектов окружающего мира) •
Дидактические

познавательные

развивающие игры
• «Цветовой спектр», «Как обнаружить свет», «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» •
Полочка «умных» книг
(энциклопедическая, научная, познавательная литература), содержание которой меняется в соответствии с изучаемым объектом) •
Наглядные пособия
(схемы-модели проведения опытов, мнемотаблицы, Дневники наблюдений, фотоальбомы объектов окружающего мира) •
Дидактические

познавательные

развивающие игры
• «Цветовой спектр», «Как обнаружить свет», «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом»

ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


«Правильные правила»

«Правильные правила»

Чтоб работать было в

радость,

Стол рабочий прибери.

Чтобы в нужную минуту

Смог на нём ты всё найти

.

Не забудь про полотенце,

И салфетки про запас.

Аккуратность, точность,

ловкость

Опыт требует от вас.



«Почему вода – волшебница?»

«Почему вода – волшебница?»

Опыт

«Наливаем – выливаем»

Опыт

«Наливаем – выливаем»

Опыт

«Снежинка на ладошке»

Опыт

«Превращение воды в лёд»

Опыт

«Превращение воды в лёд»


Как спасти бусинки из ледяного плена ?

Как спасти бусинки из ледяного плена ?


Методы и приемы работы

Методы и приемы работы

Инновационные

Информационно-коммуникативные

технологии (мультимедийные

познавательные презентации

Традиционные

- Наглядные (наблюдения,

иллюстрации)

- Словесные (беседы, чтение

художественной литературы)

- Практические методы

(моделирование, игры-опыты,

игры-эксперименты, дидактические

игры, сюжетно-ролевые игры с

элементами экспериментирования,

настольно-печатные игры)


Игровая ситуация «Ткани от Матроскина»

Проблемный вопрос: «Для какой ткани вода не

страшна?»

Игровая ситуация «Ткани от Матроскина»

Проблемный вопрос: «Для какой ткани вода не

страшна?»

«Чудо – одежда»
(семейный коллаж)
«Чудо – одежда»
(семейный коллаж) Жил-был Лоскуток. Он сидел дома и смотрел в окно. На улице шёл дождь. Вдруг он увидел мокрый хвост, а потом и грустного кота Матроскина. Ему стало жалко его и он захотел сделать что-нибудь полезное для него. Лоскуток подумал, что он ведь необыкновенный. Он крепкий, защищает от воды и ветра. Лоскуток вспомнил рассказ бабушки о том, что из такой ткани, как он, шьют разную одежду. И тут он решил. Надо помочь Матроскину и сшить ему курточку и штанишки. И тогда он больше не будет промокать. Так Лоскуток выручил кота Матроскина. Жил-был Лоскуток. Он сидел дома и смотрел в окно. На улице шёл дождь. Вдруг он увидел мокрый хвост, а потом и грустного кота Матроскина. Ему стало жалко его и он захотел сделать что-нибудь полезное для него. Лоскуток подумал, что он ведь необыкновенный. Он крепкий, защищает от воды и ветра. Лоскуток вспомнил рассказ бабушки о том, что из такой ткани, как он, шьют разную одежду. И тут он решил. Надо помочь Матроскину и сшить ему курточку и штанишки. И тогда он больше не будет промокать. Так Лоскуток выручил кота Матроскина.

КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ

«РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Семинар-практикум

«Удивительное рядом»


Опыт «Варёное или сырое?»
И почему же они по-разному крутятся? Одинаковые с виду яйца, но разные внутри. Есть такое понятие как центр тяжести. И в варёном яйце он постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Опыт «Варёное или сырое?»
И почему же они по-разному крутятся? Одинаковые с виду яйца, но разные внутри. Есть такое понятие как центр тяжести. И в варёном яйце он постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Опыт: «Подводная лодка из

винограда»

В стакан с газированной водой мы бросили

виноградинку. Она тяжелее воды и поэтому

опустилась на дно. На неё начали садиться

пузырьки газа и виноградинка всплыла.

Пузырьки лопнули и она опять ушла на дно.

Так продолжалось, пока вода «не выдохлась».

То же самое происходит и с рыбой.. Когда она

погружается в воду, её мускулы сжимаются и

сдавливают плавательный пузырь. И рыба

идёт вниз.. А надо подняться - и мускулы

расслабляются, распускают пузырь. Он

увеличивается и рыба всплывает.

Я взяла два листа бумаги, приложила их один к другому и попробовала сдвинуть так: один в одну сторону, другой в обратную. А потом смочила листы водой, приложила их друг к другу и слегка прижала, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробовала сдвинуть листы в разные стороны , но у меня ничего не получилось. Я взяла два листа бумаги, приложила их один к другому и попробовала сдвинуть так: один в одну сторону, другой в обратную. А потом смочила листы водой, приложила их друг к другу и слегка прижала, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробовала сдвинуть листы в разные стороны , но у меня ничего не получилось.
Опыт «Можно ли склеить бумагу водой?»

Опыт «Можно ли склеить бумагу водой?»
Чудеса….Вода склеила бумагу ! Чудеса….Вода склеила бумагу !
С помощью чего издается звук в телевизоре? С помощью чего издается звук в телевизоре? Как выглядит микроб? Как выглядит микроб? Откуда приходит дождь? Откуда приходит дождь? Почему предметы падают вниз? Почему предметы падают вниз? Почему очищенный картофель без воды чернеет? Почему очищенный картофель без воды чернеет? Отчего бывает ветер? Отчего бывает ветер? Отчего ветер дует? Отчего ветер дует?

Наша почва, как огромная волшебная кладовая.

Посадишь в неё маленькое зёрнышко - вырастет

большое дерево, да ещё и урожай осенью можно

собрать. Вот бы так конфеты и игрушки вырастали!

Наша почва, как огромная волшебная кладовая.

Посадишь в неё маленькое зёрнышко - вырастет

большое дерево, да ещё и урожай осенью можно

собрать. Вот бы так конфеты и игрушки вырастали!


Наша планета живая и

тоже дышит. Только

мы дышим воздухом, а

она космосом. А когда у

планеты насморк, то

просыпаются вулканы.

Наша планета живая и

тоже дышит. Только

мы дышим воздухом, а

она космосом. А когда у

планеты насморк, то

просыпаются вулканы.


Солнце, оно как

мама. Светлое,

тёплое, нежное,

заботливое. Своим

светом оно озаряет

нашу планету, и всё

живое растёт и

крепнет под

"солнечным"

присмотром

.

Солнце, оно как

мама. Светлое,

тёплое, нежное,

заботливое. Своим

светом оно озаряет

нашу планету, и всё

живое растёт и

крепнет под

"солнечным"

присмотром

.


Не думал я, что белый

снег, когда растает,

превратится в

чумазую, микробную

лужу. Скажу папе,

чтобы вымыл свою

машину, а лучше возил

меня на санках. Тогда,

наверное, чище

станет вокруг!

Не думал я, что белый

снег, когда растает,

превратится в

чумазую, микробную

лужу. Скажу папе,

чтобы вымыл свою

машину, а лучше возил

меня на санках. Тогда,

наверное, чище

станет вокруг!


Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал..

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал..


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!