Автор: Довганева Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа№5" Населённый пункт: с.Сергиевское Грачевский район Ставропольский край Наименование материала: Классный час Тема: "Мой край" Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Сергиевское
Грачёвского муниципального района Ставропольского края
Классный час для учащихся начальных классов
Подготовила учитель начальных классов : Довганёва Татьяна Николаевна
Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России и
Ставропольского края, способствовать принятию детьми нравственных
ценностей – любовь к Родине, патриотизм, гражданское самосознание,
уважительное отношение к истории своей страны и своего народа.
Оборудование: изображение герба России и Ставропольского края, гимн
России, ключевые слова, рисунки рыцаре и рыцарских гербов.
Место проведения: классная комната
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.
Ход мероприятия
1.
Вступительное слово учителя
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и
пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию.
Мы все с вами живём в Российской Федерации. Наша страна очень
большая и красивая. Как и все государства в мире , Россия имеет свои
отличительные знаки – герб, флаг и гимн.
Прослушайте отрывок из текста и догадайтесь, о каком символе идёт речь.
«Впервые это появилось в Средние века среди рыцарей (вывешиваются
рисунки с изображением рыцарей). Это нужно было для того, чтобы
отличить друг друга в битве или на турнире (герб)
Да, ребята, действительно, сначала герб появились у рыцарей, потом у
отдельных людей, которые гордились прошлым своих предков, затем у
городов и государств.
Ученик 1:
Различным образом державы
Свои украсили герб.
Вот леопард, орёл двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая
Подобье потеряв своё,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё.
Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!
Учитель: Так что же такое герб? С помощью ключевых слов дайте
определение , что такое герб.
Ключевые слова:
1.Символ государственной власти.
2. Передаётся из поколение в поколение.
3. Эмблема.
Действительно, герб – это символ государственной власти,, эмблема,
которая передаётся из поколения в поколение. Наше государство тоже имеет
свой герб. Давайте рассмотрим его. (Демонстрируется герб России).
Расскажите что изображено на гербе России ( ответы детей)
Но герб бывает не только у огромной страны, но и у небольшого края.
Скажите, как называется край, в котором мы живём? У нашего
Ставропольского края тоже есть свой герб (демонстрируется)
Ученик 2: Герб Ставропольского края является символом Ставропольского
края и представляет собой геральдический щит с обрамлением. Щит
разделён на две части. В верхней половине на голубом фоне на вершине
серебряной горы изображение крепости. К воротам ведёт дорога. Над
воротами нарисован пятиугольник, как символ защиты и охраны. В нижней
части щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставрополья. В
левой части карты, на месте расположения города Ставрополя, изображение
прямого креста белого цвета. От него влево и вправо прочерчена линия,
обозначающая 45 параллель северной широты, на которой расположен
город Ставрополь, и которая пересекает территорию всего нашего края. Щит
обрамлён венком из листьев дуба и пшеничных колосьев. Венок переплетён
лентой таких же цветов, как и на государственном флаге России. А вверху над
щитом изображение двуглавого орла – главной фигуры Государственного
герба Российской Федерации.
Учитель: Ребята, а где мы можем в повседневной жизни видеть
изображение герба? (ответы учащихся)
Учитель : Ещё одним символом государства является флаг. Флагу
российскому уже почти 300 лет . Его утвердил царь Пётр 1. Он представляет
собой полотнище из трёх разноцветных лент.
Игра:
На доске полоски бумаги разного цвета:
Красная зелёная чёрная
Белая жёлтая синяя
- Выберите цвета Российского флага.
Важно не только знать цвета, но уметь правильно их расположить, так у
Франции, например, флаг тоже имеет такие же цвета ( дети располагают
полосы в определённом порядке – белый, синий, красный)
Ученик 3 : Эти цвета выбраны не случайно. Издавна наши предки
предпочитали красный, белый и синий цвет всем остальным. Красный цвет
символизировал храбрость, удаль, красоту, мужество, огонь, кровь. Синий
цвет – цвет неба, означает величие, красоту, верность и честность. Белый
цвет – это мир, чистые помыслы, правда, благородство.
Ученик 4: У нашего края тоже есть свой флаг (демонстрируется). Флаг
представляет собой прямоугольник золотого цвета с изображением на нём
креста прямой формы. В центре креста помещается изображение герба
Ставропольского края.
Учитель: Ещё одним символом государства является гимн. В переводе с
греческого языка это слово означает торжественную песнь. Поскольку это не
просто песня, а торжественное музыкальное произведение, в котором
прославляется государство и народ, в нём живущий, то и исполняется он по-
особому. Как и когда его надо исполнять? ( ответы детей)
(После ответов детей прослушивание гимна)
Учитель: Ставрополье – это частица нашей великой России. Здесь живут люди
разных национальностей, но все они любят и уважают землю, на которой
живут. Послушайте стихотворение, которое сочинила такая же девочка, как и
вы, живущая на Ставрополье.
Ученица 5:
Край ты мой любимый,
Край ты мой красивый!
Ставропольский край ты мой,
Хлеборобный и родной.
Города здесь небольшие,
Но как будто золотые.
Никому нельзя отдать,
Ни продать, ни променять!
Здесь и степи и леса,
Птиц чудесных голоса.
Здесь всегда-всегда красиво,
И уютно, просто диво!
Учитель: А наш земляк, замечательный ставропольский писатель Александр
Ефимович Екимцев придумал для ребят загадки. Попробуёте их разгадать
Ученик 6 :
1.Сыт бывает только летом 2. От охотников спасаясь
В дни , когда малину рвёт, Так я мчусь в знакомый лог:
А полгода без обедов Ноги задние бросаю
И без завтраков живёт. Впереди передних ног.
3.
Я, проснувшись ранней ранью, 4. Ставят школьникам отметки,
Дело сразу нахожу: А вот мне не ставят зря:
Громко клювом барабаню, Говорить учусь я в клетке,
Всех зверей и птиц бужу. Не имея словаря.
Учитель: А сейчас мы проведём небольшую викторину и узнаем насколько
хорошо вы знает свой край. Вам нужно из предложенных ответов выбрать
правильный.
1.Главный город Ставропольского края:
А) Москва б) Ставрополь в) Россия
2. Самая длинная река Ставропольского края
А) Волга Б) Горькая в) Калаус (436 км)
3. Назовите блюда русской кухни:
А)блины б) манты в) хинкали
4. Какого цвета нет на флаге России
А) синий б) зелёный в) белый
5.Жилой дом у русского народа
А)юрта б) изба в) чум
6. Как называется праздник проводов русской зимы
А) рождество б) масленица в)крещение
Учитель: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.