Напоминание

Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры


Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: мбоу "Глебычевская СОШ"
Населённый пункт: п. Глебычево Выборгский район Ленинградская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры
Раздел: полное образование





Назад




Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке физической культуры Проблемы совершенствования школьного физического воспитания в России всё больше привлекают внимание специалистов. Отмечается, что уровень физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения страны имеет тенденцию к снижению. Владение навыками здорового образа жизни, неотъемлемой составляющей частью которого являются занятия физической культурой, у детей школьного возраста находится на низком уровне. За последние годы резко снизился интерес школьников к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Решающее значение приобретает знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые определяют эффективность любого учебно-педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса «со своим результатом» определённого этапа. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие личности предполагает укрепление её здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и положительное воздействие физической культуры на становление личности учащегося. Сегодня школьная физическая культура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Интерес к физической культуре характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действенностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости изяществе движений и походки реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, не очень задумываясь над тем, что является средством их физического и психического развития), но подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, т.е. подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности. С учётом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физической культуры и должен строить свою работу о агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки - подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной степени. По наблюдениям, с IV класса интересы начинают все больше дифференцироваться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнастике и акробатике и в то же время не любят общеразвивающих упражнений. Часть мальчиков-шестиклассников не любят гимнастику и отдают предпочтение лёгкой атлетике. У всех школьников этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм, особенно к баскетболу эстафетам в виде соревнований. Это можно объяснить происходящими в свойствах нейродинамики
изменениями, вызванными наступлением полового созревания: нарастанием процесса возбуждения и увеличением скорости его протекания. В старших классах интересы школьников остаются примерно тем же, но углубляется их дифференциация. Начиная с IХ класса заметен резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во- первых, старшие школьники в связи с ростом самосознания начинают заботиться о своём престиже и чутко реагируют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во- вторых, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности. Снижается и число школьников, желающих заниматься физической культурой в свободное время. С одной стороны ,это объясняется увеличивающимся разнообразием интересов старших школьников, а с другой стороны – нарастанием после периода полового созревания торможения по «внутреннему» балансу, свидетельствующим об уменьшении потребности в двигательной активности. Это особенно отчётливо проявляется у девушек. Интерес к физической культуре сохраняется и у старших школьников, если у них имеется цель занятий физическими упражнениями. Однако необходимо, чтобы цель сохранялась в течение длительного периода. Поэтому задачей учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремлённости, т.е. стремления достичь отдалённую цель. Целеустремлённость возникает только в том случае, если цель значима для школьника. Отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой. Реальность достижения цели создаёт перспективу личности. Но перспектива должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности по трудности частными целями. Поэтому обязательна постановка учителем близких, промежуточных и отдалённых целей. В качестве ближайших целей могут выступать: разучивание какого-нибудь элемента сложного упражнения на выносливость и силу определённое число раз и.т.д. В качестве промежуточных целей могут выступать: выполнение контрольных нормативов, подготовка к поступлению в ДЮСШ, овладение упражнением. Конечные отдалённые цели: развитие качества до определённого уровня, выполнение разрядных нормативов, овладение умением плавать и т. п. От правильной постановки целей зависит поддержании, а порой и формирование интереса и целеустремлённости школьников в сфере физической культуры. В ряде случаев интересы и целеустремлённость школьников, занимающихся спортом, могут вступать в противоречие с задачами физического воспитания этих школьников на уроках физической культуры. В этом смысле школьники с высшим уровнем развития интереса к физической культуре – с узким интересом к занятиям только одним видом спорта и пренебрежительным отношением к физкультуре – представляют не меньшую трудность, чем учащиеся с самыми низкими уровнями развития интереса к физической культуре – отсутствием интереса вообще или наличием только созерцательного интереса (интерес болельщика), но без стремления заниматься самим физической культурой. В этом плане средний уровень развития интереса (наличие общего интереса к занятиям физической культурой у школьников ) являются наиболее благоприятным для учителя физкультуры. В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых можно достичь гармонического развития детского и подросткового организма и личности в целом. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми. В «положении об образовательном учреждении обозначено право учителя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик. Хотела бы предложить свой вариант развития физических качеств детей подростков.
Основными задачами, которые поставила перед собой много лет назад и успешно решаю поныне, являются: 1)добиться, чтобы каждый учащихся не только хорошо знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой. 2) используя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках и во внеурочное время, способствовать развитию основных физических качеств (сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость движений) каждого школьника; 3) регулярно и систематически вести контроль и учёт, подводить итоги, объективно оценивая успех или неудачу каждого ребёнка; 4) постоянно анализировать работу своей школы по физическому воспитанию детей ; 5) совместно с родителями учащихся побуждать детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Уверена. что наиболее удачным средством физического воспитания сегодня является тестирование. Я познакомилась со многими системами тестирования, пробовала внедрить их в свою работу, но сейчас применяю свой метод контроля за развитием физических качеств. Дети в спортивном зале или на спортивной площадке чувствуют и ведут себя по-разному. Как правило, хорошо тому, кого природа одарила прекрасными физическими данными, и он физически крепок , силен, бодр и здоров. На уроке у этих ребят проблем почти не возникает, они легко выполняют учебные нормативы. Однако учителю надлежит всячески поощрять дальнейшее стремление к развитию и совершенствовать физические способности хорошо и отлично успевающих школьников. Среди учеников есть и такие, кому не дано врожденных силы, выносливости, гибкости или скорости движений, кто сильно отстает в физическом развитии в силу объективных и субъективных причин, кто мало или совсем не уделяет внимания своему здоровью. Как же достучаться до сердца каждого, помочь любому ребенку? Уверена, что все ребята без исключения должны себя чувствовать среди сверстников уютно и комфортно, а для этого цель, которую ставит перед ними учитель и к которой они стремятся самостоятельно, должна быть реальной, легко достижимой в ограниченное время, и при этом давать ощутимый образовательный эффект. Применяемое мной индивидуальное тестирование во многом решает данную проблему и способствует значительному улучшению показателей по физической подготовке . Индивидуальное тестирование в начальных классах не провожу, учитывая возрастные психофизические особенности детей в возрасте от 6-10 лет. О моей системе работы по развитию физических качеств с индивидуальным подходом учащиеся узнают в V классе. Основная цель, которая поставлена перед каждым учащимся,- улучшить свой результат на определенную величину . Величины прироста выявлены исходя из практики. Особую значимость во всей проводимой работе по данной системе приобретает первоначальный результат, определяющей максимальные возможности каждого ученика на старте своего собственного физического развития. Многолетняя практика свидетельствует, что учащиеся V класса, выполняя упражнения тестов, показывают каждый свой результат. Увлеченность, соперничество, азарт соревнований – характерные особенности психофизического развития детей в этом возрасте – побуждают ребенка к победе. И он действительно одерживает победу над ленью, безволием и хитростью. Тем не менее главные его победы ещё впереди. Свой первоначальный результат учащийся может улучшать постепенно и поэтапно. В конце каждой учебной четверти обязательно проводится контрольное тестирование методом взаимной проверки. Снижение результата – это сигнал тревоги для самого учащегося, для учителя физкультуры и родителя ребёнка. Совместными усилиями стараемся уделять максимум внимания отстающим в физическом развитии детям. В конце учебного года добросовестный ученик будет улучшать сой результат всего на 1 раз. Сможет подтянуться уже 6 раз! Продвигаясь маленькими шажками, переходя из четверти в четверть, из класса в класс, добиваясь побед над собой, будучи ребёнком, уже стремится к самосовершенствованию. А учитель, лишь помогаю ему в этом. Контрольное тестирование обычно проводится на трех последних уроках в четверти или же на самом
последнем уроке. Дети выполняют упражнения тестов и записывают свои результаты в дневнике. Например так: упражнение время На сколько (раз) преде л миниму м начало 1 2 3 4 итог подтягивание 1 8 2 3 4 5 6 6 Прыжки через скакалку 1мин 6 150 100 и.т.д Как правило, дети, постоянно посещающие уроки физической культуры, выполняющие домашнее здания, активно участвующие во внеклассных спортивных мероприятиях, ведущие активный образ жизни в школе и дома, физически развиваются успешно, а главное – они здоровы. Предлагаемый мною вариант развития физических качеств детей позволяет каждому самостоятельно следить за ростом своих результатов, побуждает к систематическим занятиям физической культурой. Отрадно видеть, что дети легко включаются в предложенную им систему работы, осознанно и добросовестно относятся к занятиям, развивая физические качества и укрепляя здоровье в соответствии с программой физического воспитания и «таблицей планирования и контроля за развитием физических качеств». Сегодня и я, и дети удовлетворены совместной работой.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!