Автор: Бунакова Ольга Валентиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект занятия Тема: Головные уборы Раздел: дошкольное образование
Занятие подготовила и провела Бунакова Ольга Валентиновна учитель-
логопед ГБОУ Гимназии №1619 им.М.И.Цветаевой, ДОУ №1256
«Фрайбург», город Москва.
Тема: «Головные уборы. Словообразование». (для детей старшего
дошкольного возраста)
Цели:
1.
Уточнить и расширить словарь по теме, формировать фразовую речь.
2.
Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
3.
Формировать представление о назначении головных уборов.
4.
Формировать умение использовать существительные в именительном падеже
множественного числа.
5.
Учить согласовывать существительные с числами 1, 2, 5, местоимениями «мой»,
«моя».
6.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
7.
Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в
винительном падеже.
8.
Учить составлять простое распространенное предложение с относительными
прилагательными.
9.
Развивать внимание, память, мышление; развивать общую моторику.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, 2 мольберта, наборное полотно или
магнитная доска, образцы материалов – шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса,
металл, ситец, солома, картинно-графические схемы предложений.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
- Назовите то, что надевают на голову.
- Садится на место тот, кто назовет головной убор ласково.
2.
Упражнение «Покажи и назови».
Предложить всем детям рассмотреть предметные картинки, назвать, что изображено на
каждой и на всех картинках вместе.
3.
Упражнение «Зачем нужны головные уборы?».
Попросить детей закончить предложение и повторить фразу:
- Хоккеисту нужен шлем, чтобы…
- Летом нужна панама, чтобы…
- Солдату нужна каска, чтобы…
- Шапка-ушанка нужна зимой, чтобы…
Вывод: головные уборы нужны, чтобы…
-Какие головные уборы защищают голову от жары (холода),
-Какие головные уборы защищают голову от ударов, травм?
-Какие головные уборы нужны повару (моряку, солдату, врачу) ?
4. Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Шлемы надели, клюшки в руки взяли и в хоккей поиграли.
Каски надели, автоматы взяли, как солдаты, мы шагали.
Бескозырки надели и на палубе постояли.
Рад, два, раз, два – не страшна нам волна. (наклоныв стороны).
5.
Игра «Найди команду».
На мольбертах картинки: шлем («мой») и шапка («моя»). Раздать участникам по одному
головному убору – берет, кепку, панаму, пилотку и т.д. На счет «три» предложить игрокам
подойти к мольбертам и найти нужную команду, объяснить свой выбор. (Мой шлем – мой
берет, платок, колпак; моя шапка – моя каска, кепка, панама, пилотка.)
6.
Упражнение «Из чего делают головные уборы?».
Рассмотреть с детьми образцы материалов, из которых делают головные уборы.
Назвать их (шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса, металл).
7.
Игра «Подбери пару».
На доске образцы материалов (шерсть, шелк, ситец, мех, кожа, фетр, солома,
пластмасса, металл).
У детей картинки с изображением меховой шапки , фетровой шляпы, шелкового
платка , пластмассового шлема, соломенной шляпы, железной каски и т.д.
Предложить детям найти материал, из которого сделаны «их» головные уборы,
составить пару и ответить на вопросы:
-Какая шапка? Какая шляпа? Какой шлем? И т.д. (Ответы детей: Это меховая шапка. Это
соломенная шляпа. И т.д.)
8. Упражнение «В какое время года?».
Рассмотреть с детьми полученные пары из игры 7 и предложить ответить на вопросы:
- Что носят зимой? (Меховую шапку, шерстяную шапку.)
- Какие это головные уборы? (Это зимние головные уборы.)
- А что носят летом? (Ситцевую панаму, шелковый платок и т.д.)
- Какие это головные уборы? (Это летние головные уборы.)
Так же про осенние и весенние головные уборы.
9. Игра «Магазин».
- Семья пошла в магазин покупать себе новые головные уборы.
Папа купил головной убор для мужчин. Какой головной убор купил папа? (Мужской.)
Так же про женские, детские, спортивные головные уборы.
10. Упражнение «Кто что купил?».
По картинно-графическим схемам составить предложения типа:
-Папа купил мужскую осеннюю фетровую шляпу.
-Мама купила женскую летнюю соломенную шляпку.
-Маша надела голубой шелковый платок. И т.д.
11. Итог занятия.
-О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
-Для чего нужны головные уборы?