Автор: Коркмазова Уркият Алиевна Должность: учитель начальных класса Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №17" Населённый пункт: город Черкесск Наименование материала: методическая разработка Тема: Спасибо, тебе Азбука Раздел: начальное образование
ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ КНИГИ – АЗБУКИ – ВАЖНЫЙ МОМЕНТ
В ЖИЗНИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Зал празднично украшен, на сцене большая картина с изображением поезда, на вагонах которого
написано: « Первоклассник», плакат
СПАСИБО ТЕБЕ, АЗБУКА
Дети входят в зал под музыку песни «Наша школьная страна» /сл. К.Ибраева, муз. Ю. Чичкова/
празднично одетые дети на головах буквы – короны от А до Я.
1 –й В поезд можете садиться
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зелёный светофор.
2 –й В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс!
Опоздать нельзя на праздник-
Это каждый знает
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
3-й Прибавляет по пути
К трём четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
4 –й Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я
Нынче в нашей школе – праздник!
Славный праздник азбуки!
5 –й Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
6 –й Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
« Мама моя».
7-й Даже маленький ребёнок
Не умеющий читать
Только вышел из пелёнок
Просит книгу показать.
8 –й Мы дружны с печатным словом
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
9 –й Надо 11 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
10 –й Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы.
ВМЕСТЕ: ВСЕ КОГДА – ТО В ПЕРВЫЙ РАЗ,
ПРИХОДИЛИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали
благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского
алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге «Азбуке». Но «Азбука» познакомила, как
быть дружными, воспитанными учениками умеющими выполнять школьные правила.
Несколько учеников читают стихотворение С. Маршака
1. Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс!
2. На уроках не болтай
Как заморский попугай.
3. Парта - это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
4. Ты сиди за партой, стройно
И веди себя достойно.
5. Ты не должен оставлять
Дома книжку и тетрадь.
5. Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
6. Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Учитель: Прошёл сентябрь, и вы с гордостью рассказывали своим папам, мамам и бабушкам…
Ученики читают с плаката:
Учитель: Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!
Вы можете сказать, что это? (Это азбука)
Ученица: Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся азбукой.
В. Берестов
Азбука: За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему-
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО
ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ!
Дети. Тридцать три!
Ученик: Алфавит всем знать нам нужно,
Мы его расскажем дружно.
Дети (читают алфавит в стихотворной форме)
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё - знайте место вы своё,
Ж, З, И, Й, К, Л, М - вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р,С,Т,У - стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц,Ч,Ш,Щ - собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь - стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я - вот и в сборе букв семья.
Выходят буквы инсценируется стихотворение С. Маршака
« Про всё на свете».
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей влетел в окно
Воровать у нас пшено.
Г: Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
З: Звёзды видели мы днём
За рекою над кремлём.
И: Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
М: Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёда много пчёл.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл!
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю старый крот,
Разрыхляет огород.
С: Спит спокойно старый слон,
Стоя спать , умеет он.
Т: Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко!
У: Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Ф: Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорёк _
Хищный маленький зверёк.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит как статуя
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для вас.
Ш: Школьник, школьник , ты силач,
Шар земной несёшь, как мяч.
Щ: Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок-
Электрический звонок.
Ю: Юнга – будущий матрос,
Юных рыбок нам привёз.
Я: Ягод нет кислее клюквы…
Я на память знаю буквы.
Музыкальная пауза:
Исполняют песню « 33 родных сестрицы» (приложение)
Учитель: У нас в гостях всех букв государь, его величество Букварь.
Букварь
:
Здравствуйте, Ребята! Я рад вас видеть!
Учились все по мне и встарь.
Я книга школьная - Букварь
Учитель: С этой книгой – самой первой-
Каждый путь свой начинал.
Букварь
:
Я букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель: Сегодня мы проведём необычный урок. Ребята! Ответьте на вопрос:
Чему учат в школе шестилеток?
Ученики: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные:
Гласные согласные
Гласные тянутся в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Но не хочется им петь!
С-с-с- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш- шуршит опавший лист
Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат
Р-р-р- моторы тарахтят.
Дружат гласная с согласной
Составляя вместе слог
Ма - и –ша , а вместе – МАША
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты – и –ква, а вместе ТЫКВА
Со – и –ва, итак СОВА
Соединили мы два слова
И предложение готово (разворачивают плакат)
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
В.Берестов
Букварь: Подведём итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идёт образованье?
Чему же научились вы?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Букварь загадывает загадки
Загадки
1 . Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём
Там пишут и считают,
Рисуют и читают (Школа)
2. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает ( Книга)
3. Отгадай, что за вещица,-
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке-
На листах своей тетрадки (Ручка)
4. Кто шагает с сумкой книг
Утром, в школу… (Ученик)
5. В коридоре топот ног
Кто зовёт всех в класс (Звонок)
6. Долгожданный дан звонок
Это кончился урок (Урок)
7. До чего же скучно, братцы
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный (Ранец)
8 . В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? (Мел)
9. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что - ни будь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка)
10. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я…(Тетрадь)
11. Черные, кривые
От рождения немые,
А как только станут в ряд-
Сразу все заговорят. (Буквы)
12. Буквы все от « А» до «Я»
На страницах…(Букваря)
Дети читают стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
-Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу;
- Ну прочитай ещё страницу!
Не надо ждать. Не надо звать,
А просто взять и прочитать.
Музыкальная пауза: исполняют песню «Чему учат в школе» /сл. М.С,
Пляцковского, муз. В.Я. Шаинского/ (приложение)
Учитель: объясните мне, пожалуйста; что такое хорошо и что такое плохо?
Ученики: Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умножения:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофёра
Красный свет - Жёлтый- А зелёный свет -
Учитель: Чтобы полнее ответить на вопрос, что такое хорошо, прочитайте стихотворение
С.Маршака «Школьнику на память»
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,-
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Музыкальной паузы. Исполняют пеню «Дважды два четыре».
Учитель :
Азбука
учила нас не только читать, но и быть дружными, воспитанными,
внимательными. Вот и посмотрим, поиграем в игру «ДА», «НЕТ»
Игра «Да», «Нет»
Друга выручим всегда? (Да)
Врать не будем никогда? (Да)
В классе списывать ответ? (Нет)
Кинуть камень кошке в след? (Нет)
Брать в автобусе билет? (Нет)
Ай-яй-яй! Как это нет?
Надо брать билет всегда? (Да)
Не робеть когда беда? (Да)
Не жалеть для дел труда? (Да)
Рук не мыть когда обед? (Нет)
Как же это не мыть? (Мыть обязательно)
Грязь смывать без следа? (Да)
Солнце воздух и вода? (Да)
Мы лентяям шлём привет? (Нет)
А тем, кто трудится всегда? (Да)
Азбука: Мне немного грустно расставаться с вами, но сегодняшний праздник
Показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки.
Учитель: Мы не только готовы читать другие книжки, но мы прочитали много сказок.
Ребята подготовили выставку рисунков по прочитанным книжкам. А сейчас
викторина по сказкам.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную её подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная шапочка)
2. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка? (Азбука)
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино )
3. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. (Три поросёнка)
4. Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
ест большие калачи !
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…. ( По щучьему велению)
5. Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает….. (Золотая рыбка)
6. Сидит в корзине девочка
у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь!
Названье этой книжки… (Маша и медведь)
7. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый…. (Чебурашка)
8. Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок ?
Это самый непослушный,
говорливый, простодушный
И румяный…. (Колобок)
Молодцы, ребята!
Учитель: наше путешествие приближается к концу. Пройдены все страницы с буквами.
А какая последняя буква в алфавите? А знаете ли почему?
Инсценируется стихотворение «Буква Я» Б.Заходера.
Учитель : В сказочном Алфавите все буквы жили дружно и никогда не ссорились. Но однажды буква
«Я», стоявшая, как известно, в самом конце Алфавита вдруг взбунтовалась: - Не хочу я быть
последней. Ведь я такая важная! Буквы засуетились, стали успокаивать букву «Я», но она не
унималась… Неслыханное дело, в дружном Алфавите случилась ссора… Но примирение всё же
произошло. Инсценируется стихотворение «Буква Я»
Всем известно: буква Я
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно!
( Учитель раздаёт напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по
ролям.)
Рассказчик . Вот послушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас буквы,
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я.
Буква Я. Я – сказала буква Я,-
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф. Фу - ты, ну - ты! – фыркнул Эф
От обиды покраснев.
Буква С. Срам! – сердито Эс сказало.
Буква В. В кричит:
- Воображало!
Буква П. Проворчало П:
- Попробуй потолкуй
С такой особой!
Буква Я. Я затопала ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором) Хорошо!
Идём на спор.
Буква А. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть , твоя!
Буква Я. Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто - нибудь, а Я!
Рассказчик. Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела _
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я-я-!».
Буква Х. Как зальётся буква Х:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква О. О от смеха покатилось!
Буква А. А за голову схватилось!
Буква Б . Б схватилось за живот….
Рассказчик. Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Буква Я. Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буквы (хором). Что ж, - решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик. Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
Ученица :
Буквы! По порядку алфавита стройся!
(Ученики строятся по порядку и перекликаясь произносят обозначаемые звуки.)
- Гласные!
- Здесь!
- Согласные!
- Здесь!
- Буквы, которые не обозначают звуков!
- Здесь!
Ученик:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит.
Несколько человек читают стихотворение С.Маршака «Ты эти буквы заучи».
…Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку…
Букварь: А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милый Букварь помните, дети.
Учитель обращает внимание детей на центральную часть стены, где вывешен
плакат. Дети хором его читают.
Спасибо
тебе
азбука!
Учитель: Ребята получают свои первые удостоверения.
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
А теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Учитель вручает удостоверения
Поздравления родителей
Вручают подарки – книги.