Напоминание

Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.


Автор: Кислюкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП детский сад "Аленький цветочек".
Населённый пункт: с. Приволжье, Самарская область.
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование социально - коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста . .
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования. Федеральным государственным образовательным стандартом определена цел: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей , стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе ,к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника . Таким образом формирование ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребёнка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. В результате работы в разновозрастной старшей группе дошкольного учреждения я столкнулась с рядом проблем связанных с затруднением развития социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Ребёнок не может владеть своей речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Он не может полноценно развиваться в современном обществе. Многие педагоги отмечают , что у детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Не сформированная коммуникативная компетентность дошкольника, является актуальной проблемой в дошкольном образовании. Очень часто дети не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Социально-коммуникативное компетентность- это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников является важной социальной психолого-педагогической проблемой. Взаимодействие и общение с взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка. ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Содержание направлено: - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности в совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Наблюдая развитие современных дошкольников, очень часто видишь низкий уровень развития социально – коммуникативной компетентности. Замечая нарушения речи у ребёнка, родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам. Содержание работы современного педагога не может повысить уровень развития данной компетентности Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. В современном дошкольном учреждении очень часто встречаются дети с нарушениями речи. Опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей происходит в значительно - поздние сроки.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков В результатах: - ребёнок не может полноценно владеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - у детей нарушена звуковая культура речи; - ребёнок не может составить рассказ о предмете , по плану, либо по образцу, а также используя развивающие картинки; - дошкольник в недостаточном количестве, в своей речи, использует синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; - ребёнок не владеет необходимыми умениями и навыками, а также универсальными предпосылками учебной деятельности; В основном процессе: - не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, как в группе, так и на прогулке; - не достаточно сформирована развивающая среда; В содержании: - недостаточная методическая и материальная ; - не используются современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры) - педагог не готов к работе с интерактивными, мультимедийными средствами. Таким образом образуется ряд противоречий. С одной стороны новый ФГОС требует чтобы мы воспитали полноценного члена общества умеющего общаться со взрослыми и сверстниками – с другой стороны я наблюдаю, что ребёнок не может общаться со своими сверстниками, дошкольник не может найти общий язык со взрослыми окружающими его - это родители, воспитатели. С одной стороны очень важны индивидуальные занятия с детьми – с другой стороны не созданы условия для индивидуальных занятий, как в группе, так и на прогулке. С одной стороны закон требует, чтобы воспитатель использовал в своей работе современные
инновационные технологии – с другой стороны педагог не готов к работе с интерактивными, мультимедийными средствами. 2. Формулировка проблемы на основе проведённого анализа. На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: формировать у ребёнка навыки овладения основными культурными способами деятельности, ребёнок должен уметь проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, и др.; ребёнок овладевает умением выбирать род занятий, участников по совместной деятельности; формировать у дошкольника навыки владения разными формами и видами игры , умения различать условную и реальную ситуацию, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; формировать у детей способность хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации речевого общения; формировать у ребёнка способности к волевым усилиям, умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; формировать у дошкольника умения проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; формировать интересы детей начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт; формировать у ребёнка навыки владения положительной установкой отношения к миру, другим людям, и самому себе, чувством собственного достоинства, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Формировать умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты; формировать у дошкольника способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проведённый анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем: - у дошкольников старшего дошкольного возраста не сформирована социально-коммуникативная компетентность в соответствии с возрастными особенностями;
- родители не придают, должного внимания, и не осознают сложности проблем связанной с нарушением социально-коммуникативной компетентностью (отсутствует личный пример) -недостаточно продумана педагогом планирование деятельности в развивающей среде; Таким образом, делая вывод, из выше перечисленных недостатков, нужно отметить, что не обеспечивается полноценное развитие социально- коммуникативной компетентности в современном ДОО. В связи с этим, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. 3. Тема. Цель. Задачи. Основной целью является формирование у дошкольников социально- коммуникативной компетенции. Это возможно при решении ряда задач: - создание материально-технического обеспечения; - готовность педагога к самообразованию; - сотрудничество всех участников образовательного процесса. 4. Описание нового образовательного результата сформированного у дошкольников. Требования нового ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. На завершающем этапе: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общение, и др. ; способен выбирать себе род занятий; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты ;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает значительными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; -может контролировать свои движения и управлять ими; 5. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Для эффективности работы по овладению дошкольниками социально- коммуникативной компетентности используют различные методы и приёмы: Наглядные: -наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов) атрибуты к подвижным играм, настольные игры. Словесные: - рассказы, беседы, чтение художественной литературы. - Практические: экскурсии, целевые прогулки, потребность в индивидуальной деятельности, Использование в образовательной деятельности с дошкольниками разных видов деятельности: игровая , коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная. музыкальная, двигательная. Организация социокультурной развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, а также возможности для уединения. РППС должна быть: содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Рекомендуемые инновационные способы работы с детьми по «Социально- коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС: - Младший дошкольный возраст: вариативная организация игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания, организация сюжетных игр, организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, литература и игра. - Средний и старший дошкольный возраст: организация сюжетно-ролевых игр, вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр- путешествий, игр-этюдов. Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры. 5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально- технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия: Кадровые: - Повышение квалификации педагогов, в соответствии с требованиями стандарта. – Современная работа педагогов ДОО со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем) в плане обновления представлений
о социально- коммуникативной компетентности дошкольников в процессе работы работе с родителями. Психолого-педагогические: - Изучения воспитателем и использование в своей работе методических пособий. – Подбор материалов для стендов с рекомендациями по овладению дошкольниками социально-коммуникативной компетенции в ДОО. Материально-технические: проектор; - компьютер; - музыкальный центр; -интерактивная доска; - планшет. Информационные: - подборка информационно-методической литературы для родителей; - плакаты на тему - тематические сюжетные картинки; - видеотека мультфильмов по теме; - информационное освещение на сайте ДОО; - мультимедийные презентации для детей. Организационные: - консультации для родителей на различные темы; - тематические встречи, экскурсии; 7.Вывод. Я считаю, что результата можно добиться в формировании социально- коммуникативной компетенции, решая поэтапно поставленные задачи. Результат будет качественным, если все участники образовательного процесса будут сотрудничать. Каждый ребёнок является индивидуальной личностью . Моя задача подготовить дошкольника к дальнейшему развитию в современном обществе.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!