Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Автор: Кислюкова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП детский сад "Аленький цветочек". Населённый пункт: с. Приволжье, Самарская область. Наименование материала: статья Тема: Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Формирование
социально
-
коммуникативной
компетенции
у
детей
дошкольного
возраста
.
.
1.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях
реализации модернизации региональной системы дошкольного
образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом определена
цел: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка
в получении качественного дошкольного образования. Перечень ключевых
образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на
основе главных целей , стоящих в сфере дошкольного образования. А
именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовки к жизни в современном обществе ,к обучению в школе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника . Таким образом
формирование ключевых образовательных компетенций в дошкольном
возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребёнка,
позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно
важные навыки в практической деятельности.
В результате работы в разновозрастной старшей группе дошкольного
учреждения я столкнулась с рядом проблем связанных с затруднением
развития социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного
возраста. Ребёнок не может владеть своей речью в соответствии со своими
возрастными особенностями. Он не может полноценно развиваться в
современном обществе. Многие педагоги отмечают , что у детей нарушена
как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения
лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен
рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Не
сформированная коммуникативная компетентность дошкольника, является
актуальной проблемой в дошкольном образовании. Очень часто дети не
понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. Значение
взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий
показатель отклонений психического развития.
Социально-коммуникативное компетентность- это готовность субъекта
получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать
свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и
уважительного отношения к ценностям других людей, продуктивно
взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников
является важной социальной психолого-педагогической проблемой.
Взаимодействие и общение с взрослыми и сверстниками является
важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как
человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом
формирования социальных связей и определяется как способ осуществления
социальных отношений в системе. Формирование этой способности - важное
условие нормального психологического развития ребенка.
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и
условиях реализации образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие». Содержание направлено:
- на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности ;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности в совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Наблюдая развитие современных дошкольников, очень часто видишь низкий
уровень развития социально – коммуникативной компетентности. Замечая
нарушения речи у ребёнка, родители вынуждены обращаться за помощью к
специалистам. Содержание работы современного педагога не может
повысить уровень развития данной компетентности Речь – одна из
важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных
операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции
поведения и деятельности ребёнка. В современном дошкольном учреждении
очень часто встречаются дети с нарушениями речи. Опыт работы показывает,
что овладение техникой общения, у данной категории детей происходит в
значительно - поздние сроки.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса
дошкольного образования выявлено ряд недостатков
В результатах:
- ребёнок не может полноценно владеть средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- у детей нарушена звуковая культура речи;
- ребёнок не может составить рассказ о предмете , по плану, либо по образцу,
а также используя развивающие картинки;
- дошкольник в недостаточном количестве, в своей речи, использует
синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- ребёнок не владеет необходимыми умениями и навыками, а также
универсальными предпосылками учебной деятельности;
В основном процессе:
- не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, как в группе, так
и на прогулке;
- не достаточно сформирована развивающая среда;
В содержании:
- недостаточная методическая и материальная ;
- не используются современные технологии и методы обучения (метод
проекта, компьютерные игры)
- педагог не готов к работе с интерактивными, мультимедийными средствами.
Таким образом образуется ряд противоречий. С одной стороны новый
ФГОС требует чтобы мы воспитали полноценного члена общества
умеющего общаться со взрослыми и сверстниками – с другой стороны я
наблюдаю, что ребёнок не может общаться со своими сверстниками,
дошкольник не может найти общий язык со взрослыми окружающими его -
это родители, воспитатели. С одной стороны очень важны индивидуальные
занятия с детьми – с другой стороны не созданы условия для
индивидуальных занятий, как в группе, так и на прогулке. С одной стороны
закон требует, чтобы воспитатель использовал в своей работе современные
инновационные технологии – с другой стороны педагог не готов к работе с
интерактивными, мультимедийными средствами.
2. Формулировка проблемы на основе проведённого анализа.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно
решая задачи: формировать у ребёнка навыки овладения основными
культурными способами деятельности, ребёнок должен уметь проявлять
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре,
общении, и др.; ребёнок овладевает умением выбирать род занятий,
участников по совместной деятельности; формировать у дошкольника навыки
владения разными формами и видами игры , умения различать условную и
реальную ситуацию, умение подчиняться разным правилам и социальным
нормам; формировать у детей способность хорошо владеть устной речью,
выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
речевого общения; формировать у ребёнка способности к волевым усилиям,
умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; формировать у
дошкольника умения проявлять любознательность, задавать вопросы
взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями,
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; формировать интересы детей начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором живёт; формировать у ребёнка
навыки владения положительной установкой отношения к миру, другим
людям, и самому себе, чувством собственного достоинства, активно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных
играх. Формировать умения договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать
конфликты; формировать у дошкольника способность к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Проведённый анализ и выявленные недостатки показывают, что существует
ряд проблем:
- у дошкольников старшего дошкольного возраста не сформирована
социально-коммуникативная компетентность в соответствии с возрастными
особенностями;
- родители не придают, должного внимания, и не осознают сложности
проблем связанной с нарушением социально-коммуникативной
компетентностью (отсутствует личный пример)
-недостаточно продумана педагогом планирование деятельности в
развивающей среде;
Таким образом, делая вывод, из выше перечисленных недостатков, нужно
отметить, что не обеспечивается полноценное развитие социально-
коммуникативной компетентности в современном ДОО. В связи с этим,
обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования
социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного
возраста.
3. Тема. Цель. Задачи.
Основной целью является формирование у дошкольников социально-
коммуникативной компетенции. Это возможно при решении ряда задач:
- создание материально-технического обеспечения;
- готовность педагога к самообразованию;
- сотрудничество всех участников образовательного процесса.
4. Описание нового образовательного результата
сформированного у дошкольников.
Требования нового ФГОС ДО к результатам освоения программы
предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
На завершающем этапе:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общение, и др. ; способен выбирать себе род занятий;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты ;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; обладает значительными знаниями о себе, природном и социальном
мире, в котором он живёт;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности;
-может контролировать свои движения и управлять ими;
5. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание,
средства обучения и воспитания, контроля).
Для эффективности работы по овладению дошкольниками социально-
коммуникативной компетентности используют различные методы и приёмы:
Наглядные:
-наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов,
видеофильмов) атрибуты к подвижным играм, настольные игры.
Словесные:
- рассказы, беседы, чтение художественной литературы.
- Практические:
экскурсии, целевые прогулки, потребность в индивидуальной деятельности,
Использование в образовательной деятельности с дошкольниками разных
видов деятельности: игровая , коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, восприятие
художественной литературы и фольклора, конструирование,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная.
музыкальная, двигательная.
Организация социокультурной развивающей предметно- пространственной
среды, обеспечивающей возможности общения и совместной деятельности
детей и взрослых во всей группе и в малых группах, а также возможности для
уединения. РППС должна быть: содержательно- насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной,
безопасной.
Рекомендуемые инновационные способы работы с детьми по «Социально-
коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС:
- Младший дошкольный возраст: вариативная организация игр-путешествий
предметного характера с детьми как основных методов воспитания,
организация сюжетных игр, организация моментов радости, связанных с
культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ, простейшие
поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, литература и
игра.
- Средний и старший дошкольный возраст: организация сюжетно-ролевых
игр, вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых
поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-
путешествий, игр-этюдов. Введение в процесс воспитания простейших
ситуационных задач. Беседы и совместная познавательная деятельность
воспитателя и детей с элементами игры.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых
образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-
технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые
условия:
Кадровые:
- Повышение квалификации педагогов, в соответствии с требованиями
стандарта.
– Современная работа педагогов ДОО со специалистами (психологом,
логопедом, музыкальным руководителем) в плане обновления представлений
о социально- коммуникативной компетентности дошкольников в процессе
работы работе с родителями.
Психолого-педагогические:
- Изучения воспитателем и использование в своей работе методических
пособий.
– Подбор материалов для стендов с рекомендациями по овладению
дошкольниками социально-коммуникативной компетенции в ДОО.
Материально-технические:
проектор;
- компьютер;
- музыкальный центр;
-интерактивная доска;
- планшет.
Информационные:
- подборка информационно-методической литературы для родителей;
- плакаты на тему
- тематические сюжетные картинки;
- видеотека мультфильмов по теме;
- информационное освещение на сайте ДОО;
- мультимедийные презентации для детей.
Организационные:
- консультации для родителей на различные темы;
- тематические встречи, экскурсии;
7.Вывод.
Я считаю, что результата можно добиться в формировании социально-
коммуникативной компетенции, решая поэтапно поставленные задачи.
Результат будет качественным, если все участники образовательного
процесса будут сотрудничать. Каждый ребёнок является индивидуальной
личностью
.
Моя задача подготовить дошкольника к дальнейшему развитию
в современном обществе.