Автор: Рязанцева Ирина Анатольевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Чертковская СОШ №1 Населённый пункт: п. Чертково,Ростовская область Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: Классный час " Семья и семейные ценности". Раздел: среднее образование
Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Ход классного часа.
Учитель.
Ребята сегодня на классном часе мы поговорим о семье и её ценностях.
Вы сейчас вступили в новый период жизни - юность и поэтому разговор о
семье мне хочется начать с этого периода жизни человека.
Слайд 2.
Здравствуй юность!
Вот и остались позади незабываемые дни отрочества. Вы вступили в новый
этап своей жизни, стали старшеклассниками. Наступила юность – пора
взросления, утверждения глубокой убеждённости в высоком предназначении
человека, активной подготовки к общественной деятельности, к
производительному труду, к самостоятельной жизни.
Слайд 3.
Приметы юности.
Много неповторимых примет у юности. Совершенно особые среди них –
пристальное внимание к своему духовному миру, к личной жизни; горячее
желание понять суть того , что соединяет человека с человеком, рождает
негасимую любовь между ними; желание найти друга жизни, неустанное
стремление к созиданию в будущем счастливой семьи.
Слайд 4. «Самое утреннее из чувств…»
« Любовь - самое утреннее из чувств» – так говорил о ней французский
писатель Фонтенель. И это во многом верно: любовь – это как бы праздник
всех чувств, сильнейшая тяга к слиянию, к тому чтобы всем собой быть
как можно ближе к любимому человеку.
Слайд 5.Любовь в стихах.
Мы расстались.
На заре мы расстались,
А вечер
Так далек, как звезда далека.
Что такое любовь?
Это - встреча
Навсегда , до конца , на века.
В долгий рейс теплоход уплывает,
Не уйти от протянутых рук.
У любви берегов не бывает,
У любви не бывает разлук.
Не бывает!
Прощай!
Только эхо
Повторяет «прощай» и «прости».
От любви не куда не уехать,
От любви никуда не уйти.
Заменить тебя некем и нечем,
Ты со мной – далека и близка.
Что такое любовь?
Это – встреча
Навсегда, до конца , на века.
М. Лисянский.
Слайд 6.Брак и его узы.
Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет.
Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств,
вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные
любовью и облагороженные честью.
Вольтер
Слайд 7.Семья — один из шедевров природы. Д. Сантаяна
Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Слайд8. Семья — это кристалл общества. В. Гюго
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и
родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением
хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и
воспитанием детей»
Слайд 9. Семья начинается с детей. А. И. Герцен
… Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то
таинственное лицо стучится в неё – гость, который есть и которого нет,
но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он ? Никто не
знает, но кто бы он ни был, он счастливый незнакомец, с какой любовью его
встречают у порога жизни.
Слайд 10.
Основные функции семьи.
репродуктивная
экономическая
воспитательная
коммуникативная
Работа с учащимися. Ребята получили характеристики основных функций
семьи и должны найти верную характеристику каждой из функций.
репродуктивная
(воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
экономическая
(общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил
своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация
потребительской деятельности)
воспитательная
(формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на
родителей и других взрослых членов семьи);
коммуникативная
(посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации,
литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и
отдыха)
Слайд 15.Как сделать свою семью счастливой и крепкой
Поговорите о детях.
Избавляйтесь от своих вредных привычек.
Старайтесь защищать друг друга в собственных глазах, в глазах
своих родителей, в глазах детей.
Чаще хвалите друг друга.
Распределите семейные обязанности.
Не придавайте большого значения разнице в возрасте.
Прощайте родителей. Прощайте друг друга.
Поощряйте, способствуйте и помогайте друг другу в
профессиональной деятельности.
Будьте финансово и материально независимы от родителей.
Будьте эмоционально независимы от родителей.
Больше общайтесь друг с другом.
Проявляйте нежность.
Договоритесь о том, как вы будете проводить свободное время.
Доверяйте друг другу.
Слайд16. Основные ценности семьи.
Нравственный климат семьи.
Воспитание трудом.
Семейный досуг.
Потребности и бюджет семьи.
Эстетика быта.
Профилактика нарушений семейных отношений.
Ценности семьи.
1. Нравственный климат семьи.
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец -духовная опора, глава семьи.
Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец -
моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных
обстоятельствах. Его ответственность за дисциплину и духовно-нравственное состояние членов
семьи.
Жена - незаменимый помощник мужа, отца. "Сердечный" совет жены на семейном совете. Особая
роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей.
Взаимное уважение между членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность,
отзывчивость, тактичность и самообладание.
2. Воспитание трудом.
Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых - основа жизни семьи,
источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой
жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения
ко всем видам труда. Соотношение умственного и физического труда в развитии личности.
Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек
(приготовление пищи, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт
бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд
на садово-огородных участках). Совместный труд супругов и детей - залог благоприятного
семейного климата.
3.Семейный досуг.
Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные поездки по местам исторических и
культурных объектов. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми.
Семейные традиции. Развитие интересов. Строгая избирательность в просмотре телепередач.
Вечерние беседы о прожитом дне.
4. Потребности и бюджет семьи.
Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание
потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения.
Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.
Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью.
Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях
социального расслоения общества.
Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и
сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и
расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.
5. Эстетика быта.
Гостеприимство. Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания
благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома.
Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.
Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать,
исцелять душу человека. Народная песня в семье.
Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и
агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности
к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и
толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом
сознания).
6. Профилактика нарушений семейных отношений.
Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, неверность
супругов, конфликтность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о
значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение
супругов в конфликтных ситуациях избегать "ярлыков" и опрометчивых суждений в адрес друг
друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия
молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности. Иждивенческая
позиция по отношению друг к другу или к родителям. Отрицательное влияние неблагополучной
семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика
неблагополучия неполных семей.
Слайд17. Из чаши мудрости
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная
школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца
и матери.
В.Сухомлинский.
Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, тёплого и
светлого.
Ф.Э.Дзержинский.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
А. Пушкин.
Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий
двери.
А. Сент-Экзюпери.
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка
несчастным – это приучить его не встречать ни в чём отказа.
Ж.-Ж. Руссо.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
И. Брандт.
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит.