Автор: Москвитина Елена Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№28 Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "В союзе с природой" познавательные пятиминутки Раздел: начальное образование
1 чел . - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о
загадках природы. Живёт на Земле человек. Он маленький, а Земля
большая. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без
пения птиц, без запаха листьев и цветов, без звонкой песни ручья.
Да, полна чудес любимая природа,
И хороша она в любое время года!
2 чел . - Итак, первая наша рубрика называется «Интересное об
известном». А вы знаете, что самое высокое дерево в мире – австралийский
царственный
эвкалипт.
Его высота 152 метра. Второе место
принадлежит хвойному дереву
диглассии
, которое меньше эвкалипта
на 34 метра. Третье место у вечнозелёной
секвойи,
растущей в США.
Её высота 104 метра. ( на доску повесить названия деревьев).
3 чел . Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его
максимальная высота – 36 метров.
4 чел. На Сейшельских островах растут интересные пальмы. Внутри их
плода, который весит 25 кг, находится самое крупное семя на свете. Его
вес 18 кг.
5 чел . А вы знаете, что ежи не такие молчаливые, как нам кажется.
Они умеют петь. Услышать их можно весной в лесу. Их песни схожи с
теми звуками, которые издают птицы дрозды, но они ниже по тону. Эти
мелодии ежи исполняют дуэтом.
1 чел . В лесу встречаются травянистые растения с таким твёрдым
стеблем, который способен царапать сталь. Таков один из видов хвоща –
зимующий хвощ. Шероховатый стебелёк, который чуть тоньше
карандаша, настолько тверд, что может служить напильником.
2 чел . Всем известно, что корни растут вниз, проникая вглубь почвы. Но
и здесь есть исключения из правил. В джунглях Венесуэлы обнаружили
12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу. Почва в
этих местах содержит так мало питательных веществ, что корни
приспособились вбирать кальций, магний, калий и другие минералы из
стекающей по стволу дождевой воды.
3 чел . А сейчас мы загадаем вам математические задачи. Внимательно
слушайте и отвечайте.
ЗАДАЧА 1 . Один цветок одуванчика даёт 200 семян. На растении
бывают 6 цветков. Сколько могут появиться новых одуванчиков?
( 200 * 6 =1200 новых одуванчиков)
4 чел. ЗАДАЧА 2. На спиле дерева видны годичные кольца. Их столько,
сколько лет дереву. На спиле дуба насчитали 243 кольца, берёзы – 125, а
ели – 374 кольца. Какое дерево прожило дольше всех и на сколько лет по
отношению к другим деревьям?
(Ель прожила дольше всех. 374 – 125=249 (лет) – ель прожила дольше
берёзы. 374 – 243 = 131 (год) – ель прожила дольше дуба.)
5 чел. И последняя задача. Корень верблюжьей колючки, растущей в
пустыне, уходит в землю на глубину 15 метров, а корни инжира – на
глубину 120 метров. Во сколько раз больше корни инжира уходят в
землю глубже, чем корни верблюжьей колючки?
( 120 : 15 = 8 раз. Подсказка 120 можно разложить на два одинаковых
числа. Какие это числа? 60+60. 60 :15=4, а 4+4=8).
1 чел. И закончить наше выступление мы хотим такими словами:
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените.
2 чел.
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
3 чел.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
4 чел.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Познавательные пятиминутки «Удивительное
рядом». (1 -2 класс)
1 чел . - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о
загадках природы. Живёт на Земле человек. Он маленький, а Земля
большая. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без
пения птиц, без запаха листьев и цветов, без звонкой песни ручья.
Да, полна чудес любимая природа,
И хороша она в любое время года!
2 чел. Мы начинаем страничку «А знаете ли вы, что?»
Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.
Быстрее всех грибов растёт подберёзовик, по 4 – 5 см в сутки.
Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
3 чел. «А знаете ли вы, что?»
Из всех животных быстрее всех бегает … страус. Он может
бежать со скоростью 120 км в час.
Гуси и утки выходят из воды сухими. У них в специальной
железе вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом
и смазывают перья. Поэтому вода к ним не пристаёт.
4 чел. «А знаете ли вы, что?»
Волоски, которые мы видим на мордочке у кошки и считаем
усами – вовсе не усы. Эти волоски называют вибрисами. С их
помощью кошка воспринимает маленькие колебания воздуха, а
дотронувшись ими до чего – нибудь, получает полное представление
о предмете.
Куры, утки, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки. Эти
камешки заменяют птицам зубы и помогают переваривать пищу.
Учитель. А сейчас я проверю, как внимательно вы слушали.
- Какое животное бегает быстрее всех? (Страус)
- Зачем утки, гуси и другие птицы глотают мелкие камушки?
- Могут ли слышать мухи?
- Какой из грибов быстрее всех растёт?
- Почему гуси и утки выходят из воды сухими?
И в заключении нашей странички природы я хочу поставить вам
клип, который называется « РАДУГА».
Материал подготовила: учитель начальных классов
Москвитина Елена Алексеевна
2016 год